В годы второй мировой войны британские военно-морские базы в Гибралтаре и Александрии стали главной целью для знаменитой 10-й флотилии MAS - объединения итальянского флота, специализировавшегося на диверсионной деятельности. И если подрыв линкоров "Куин Элизабет" и "Вэлиант" человеко-торпедами князя Боргезе мы уже разобрали в прошлой статье (ссылка в конце), то сегодня основной темой станет длившаяся, без малого, три года тайная война вокруг Гибралтара.
Первые эксперименты с человекоуправляемыми торпедами итальянский флот проводил ещё во время Первой мировой войны, и тогда же был достигнут первый успех. 31 октября 1918 года в гавани Полы Рафаэль Россетти и Рафаэль Паолюччи, используя в качестве транспортного средства специально сконструированную торпеду "Миньятта", заложили мину под корпус линкора "Вирибус Унитас", взрыва которой линкор не пережил. В 1935 году, опираясь на опыт Россетти и Паолюччи, итальянцы возобновили исследования в области специальных диверсионных средств. Но основе "Миньятты" была разработана более совершенная управляемая торпеда SLC "Майяле" ("Поросенок") - электрическая торпеда длиной 6,7 м, диаметром 53 см, на которой верхом располагались два человека в прорезиненных комбинезонах с дыхательными аппаратами, рассчитанными на 6 часов работы. Скорость хода устройства не превышала 2,5 узла, радиус действия был около 10 миль, а глубина погружения не превышала 30 метров. Боевая часть, содержащая 300 килограммов взрывчатки был соединена корпусом муфтой и легко отделялся. Тактика применения "Майяле" была следующей: специально оборудованная подводная лодка подходит как можно ближе к базе противника и занимает позиционное положение (палуба затоплена, на поверхности только рубка), после чего диверсанты покидают лодку, седлают свои торпеды и следуют к цели, стараясь держать голову над водой, экономя ресурс дыхательного аппарата. Достигнув заграждений, диверсанты пытались под них поднырнуть, а если это не получалось, то делали проход с помощью пневматического сетепрорезателя.
Добравшись до цели, водолазы с помощью специальных зажимов натягивали трос между боковыми килями корабля, на который и крепилось взрывное устройство. Таким образом мина взрывалась прямо под днищем боевого корабля, минуя противоторпедную защиту.
В 1939 года диверсионные силы флота были сведены в 1-ю флотилию, которая в 1941 году была переименована в 10-ю флотилию MAS. На вооружении флотилии помимо управляемых торпед стояли катера-брандеры, сверхмалые подводные лодки. Также в состав флотилии входила так называемая группа "Гамма" - подразделение боевых пловцов, добиравшихся до цели вплавь. Для них были созданы два типа мин: "Маньятто" и "Баулетти", начиненные 2,5 и 4,5 килограммами взрывчатки соответственно. "Маньятто" приводилась в действе часовым механизмом, "Баулетти" - специальным винтом, который начинал вращаться в тот момент, когда цель давала ход. В атаках на Гибралтар принимали участие управляемые торпеды "Майяле" и боевые пловцы из группы "Гамма".
Первую попытку атаковать английские суда в Гибралтаре итальянцы предприняли в сентябре 1940 года. 24 числа подводная лодка "Шире" под командованием капитан-лейтенанта князя Валерио Боргезе покинула Специю, имея на борту три управляемые торпеды и четыре экипажа. По плану лодка под командованием князя Боргезе должна была проникнуть в бухту Альхесирас, выпустить "поросят" и, не задерживаясь, возвращаться на базу. После выполнения задания экипажи торпед должны были плыть к испанскому берегу, где их должны были встретить агенты итальянской разведки. 29 сентября, когда до цели оставалась 50 миль, от командования пришла радиограмма с приказом возвращаться, так как разведка сообщила, что все значимые цели покинули порт.
21 октября "Шире" снова вышла в море, и уже 27 числа была у входа в пролив, где её обнаружили британские эсминцы. Потратив сутки на уклонение от преследования, "Шире" все же прошла пролив, а затем и проникла в бухту Альхесирас. Переждав световой день на грунте, лодка пребывает в точку запуска торпед. В 2 часа ночи 30 октября торпеды спущены на воду и начинают свой путь к намеченной цели, в то время как "Шире", используя попутное течение, форсирует пролив в обратном, чтобы вечером 3 ноября благополучно вернуться на базу.
Диверсантов подвела их материальная часть. Спустя 20 минут плавания одна из торпед при погружении самопроизвольно ныряет на 40 метров и деформируется. Экипаж всплывает, топит кислородные приборы, после чего плывет к испанскому берегу. Вторая торпеда, несмотря на большой дифферент на корму, добирается до входа в гавань, но при попытке поднырнуть под боны обнаруживается неисправность кислородных приборов. Поэтому было принято решение отказаться от выполнения задачи и, утопив боевую часть торпеды, следовать к испанскому берегу. Экипаж третьей торпеды также не добился успеха, хотя и проявил выдающееся упорство. Несмотря на то, что из-за попадания воды в отсек батарей скорость хода резко упала диверсанты смогли ценой невероятных усилий преодолеть два ряда сетевых заграждений и проникнуть в гавань. И казалось бы, вот он, успех - линкор "Бархем" в 250 метрах от входа в гавань! Заполнив балластную цистерну, итальянцы погружаются на дно, на глубину 14 м. В этот момент у второго диверсанта отказывает кислородный прибор, но командир решает действовать один и приказывает помощнику всплыть и оставаться на воде неподвижным. До цели 70 метров, на "Майяле" окончательно садится аккумулятор. Попытки буксировать головную часть торпеды вручную к успеху не привели, тогда, включив часовой механизм взрывателя, командир всплывает и пытается вплавь достичь испанского берега, но ноги сводит судорога. В состоянии крайней усталости он вылезает на пирс, топит кислородный прибор, комбинезон и двигается по пирсу в надежде дойти до Северного мола и после отдыха плыть в Испанию, но натыкается на патруль и попадает в плен. Его напарник был обнаружен в море утром и тоже схвачен. Итог операции: двое диверсантов в плену, четверо встретились с агентами и вернулись домой, англичане узнали о новой угрозе.
В мае 41-го итальянцы предпринимают третью попытку. 25 мая "Шире" в очередной раз проникла в бухту Альхесирас, а на рассвете 26-го приблизилась на 2,5 мили к порту Гибралтар, но гавань опять оказалась пустой. Тогда было принято решение атаковать торговые суда на внешнем рейде. В 23:58 "Шире всплывает и выпускает три Майяле", и сразу же покидает район. 31 мая лодка вернулась в Специю. Что же касается торпед, то все они затонули по техническим причинам так и не достигнув цели. К счастью для итальянцев все диверсанты благополучно достигли испанского берега, встретились с агентурой и в тот же вечер отбыли в Италию на пассажирском самолете компании "Лати".
Успех к итальянцам пришел только с четвертой попытки. 10 сентября 1941 года "Шире" под командованием всё того же Боргезе покидает Специю, а уже вечером 19-го по знакомому маршруту субмарина вошла в бухту Альхесирас. В час ночи 20 сентября, когда три пары диверсантов покинули лодку, Боргезе ложиться на обратный курс и 25-го вечером благополучно приводит "Шире" в Специю. Целью атаки должны были быть линкор "Нельсон" и авианосец "Игл", но так как со стоявшего у входа в гавань сторожевика постоянно сбрасывали глубинные бомбы, решено было атаковать суда на рейде. На этот раз оборудование работало как надо. Были заминированы три транспорта. Утром, между 8 и 10 часами, прогремели три взрыва, в результате которых танкеры "Денбидейл" (16000 брт) и "Фиона Шелл" (2444 брт), а так же грузовое судно "Дарем" (10000 брт) легли на дно бухты. Все пловцы благополучно достигли испанского берега и встретились с агентами итальянской разведки. Правда, двое были схвачены испанскими военными прямо на берегу моря и доставлены в караульное помещение. Однако их быстро отыскал агент и с помощью толстой пачки купюр легко убедил начальника караула, что тот имеет дело с потерпевшими кораблекрушение мирными итальянцами. Пока шел торг, пловцы из окна караулки наблюдали, как переломилось пополам и мгновенно затонуло заминированное ими судно. По итогам операции все шесть пловцов были награждены серебряной медалью "За воинскую доблесть", а князь Боргезе получил чин капитана второго ранга.
Следующую акцию против Гибралтара 10-я флотилия провела только летом 1942 года. На этот раз в дело пошла "Группа Гамма". Для них было решено создать базу на испанской территории, максимально близко к цели. Сказано- сделано! Женатый на испанке лейтенант Антонио Рамогнино снял на имя жены виллу находящуюся на берегу бухты Альхесирас, всего в 4 километрах от английской базы. До стоявших на рейде транспортов было ещё ближе - от 500 до 2000 метров. Система охраны также была видна как на ладони.
Первую атаку итальянцы провели в ночь с 12-го на 13-е июля 1942 года. 12 боевых пловцов под командованием старшего лейтенанта Агостино Страулино, спустились к берегу по руслу высохшего ручья, надели ласты и тихо, как учили, поплыли в сторону британских торговых судов. На голове каждого бойца была маскировочная сетка с вплетенными в нее водорослями. Добравшись до цели, пловцы включали кислородные приборы, погружались и крепили в наиболее уязвимых местах кораблей 4,5 - килограммовые мины "Баулетти", а затем также неспешно возвращались на побережье в места встречи с ожидавшими их агентами. Все 12 человек благополучно вернулись на виллу, где их ждали еда, кофе и коньяк. В Италию вся группа вернулась так же, как и прибыла: нелегально и небольшими партиями, не оставив никакого следа. В результате атаки были повреждены четыре судна общим тоннажем 10 000 тонн, которые пришлось срочно оттаскивать на мелководье. Результаты могли быть и лучшими, но отказали взрыватели.
Спустя два месяца, когда англичане несколько подуспокоились, набег было решено повторить. Вечером 14 сентября 5 пловцов в сопровождении агента покинули виллу и спустились к морю. В последний момент решили, что пойдут троЕ, так как часть судов снялась со стоянок и вышла из бухты. В 23:40 пловцы, из которых вошли в воду. У каждого с собой было по три подрывных заряда. Не попавшие в группу пловцы и агент укрылись под небольшим строением в 20 метрах от берега, где назначили место сбора. Спустя 7 часов вернулся первый из пловцов. Он не смог выполнить задание из-за отказа кислородного прибора. Двум другим удалось закрепить заряды на корпусе парохода "Рейвенс Пойнт" (1880 брт). После подрыва зарядов судно затонуло, но вернуться к своим на виллу смог только один пловец, в то время как второго задержала испанская полиция. После этой акции британцы стали ставить свои суда в восточной - дальней - части бухты. Вскоре и вилла стала объектом пристального наблюдения английских спецслужб, после чего операции с неё было решено прекратить.
С момента своего успеха в сентябре 41-го итальянцы сделали перерыв в использовании человеко-торпед "Майяле" против гибралтара. Их носитель "Шире" была отвлечена на выполнение задач в Восточном Средиземноморье, где и погибла 10 августа 1942 года. Было решено пойти тем же путем, что и "Группа Гамма" - организовать тайную базу в непосредственной близости от Гибралтара. Для этой цели был использован стоявшее в порту Алхесирас грузовое судно "Ольтерра", застрявшее здесь из-за начала войны вместе с командой. Проинструктированный военными судовладелец обратился к испанским властям с заявлением, что намерен отремонтировать "Ольтерру" с тем, чтобы продать ее испанскому обществу судоходства. Судно было отбуксировано к внешнему молу порта - всего в 6 милях от входа в гавань Гибралтара! После этого на борт под видом рабочих поднялись военные инженеры и техники, которые организовали в трюме мастерские по сборке и обслуживанию управляемых торпед SLC "Майяле" со всеми необходимыми инструментами и оборудованием. Затем корабль накренили в сторону порта. Обнажившийся участок днища закрыли тентом - якобы от солнца. Скучающим испанским часовым и в голову не пришло, что в этот момент в борту автогеном было вырезано большое отверстие. Когда судно выпрямили и отверстие исчезло под водой. Таким образом, из затопленного трюма был создан выход в море для управляемых торпед. Сами торпеды прибыли из Италии в разобранном виде под видом запчастей для ремонта судна. Для особо въедливых испанских чиновников были предусмотрены щедрые "откаты". Прибывшие под видом моряков торгового флота водители торпед устроили в одной из кают наблюдательный пункт, откуда днем и ночью следили за тем, что происходит у англичан в Гибралтаре. К началу декабря первые три торпеды были готовы к применению. И именно в этом момент в Гибралтар пришла сильная британская эскадра, ядро которой составляли линкор "Нельсон", линейный крейсер "Ринаун" с авианосцами "Фьюриес" и "Формидабл".
В ночь с 7 на 8 декабря 1942 года все три экипажа один за другим покинули "Олтерру" на своих торпедах с интервалом между выходами в один час. Чего итальянцы не знали, так это того, что в связи с приходом на базу ценных линкоров и авианосцев охрана водного района будет кратно усилена. Первый экипаж добрался до входа в порт и даже преодолел заграждения, но когда до "Нельсона" оставалось несколько сотен метров, аппарат засек гидрофон патрульного судна. От взрыва глубинных бомб оба водителя погибли. Второй экипаж был замечен с мола и обстрелян из пулемета. Итальянцы ушли под воду и пытались уйти, но были оглушены глубинными бомбами. Затопив торпеду и всплыв на поверхность, они тут же попали в плен. Третий экипаж был застигнут тревогой, поднявшейся на базе, когда был еще на большом расстоянии от входа. Командир решил погрузиться и идти под водой, но из-за разрывов глубинных бомб был вынужден отказаться от атаки. Когда он поднялся на поверхность, то обнаружил, что его напарник бесследно исчез. Таким образом из 6 человек, на "Олтерру" вернулся только один. Попавшие в плен итальянцы не выдали тайны, утверждая, что к Гибралтару они прибыли на подводной лодке.
Усвоив урок, итальянцы больше не покушались на хорошо охраняемые боевые корабли, сосредоточив усилия на стоящих на внешнем рейде транспортах. В ночь на 8 мая 1943 года, три торпеды покинули "Олтерру" и, воспользовавшись штормовой погодой затруднявшей работу дозоров, проникли в район якорной стоянки транспортов союзников, закрепили мины и без патерь вернулись на свою тайную базу. Утром сработали взрыватели. "Пэт Харрисон" (7700 брт) и "Махсуд" (7500 брт) затонули на на малой глубине, в то время как "Камерата" (4900 брт) скрылась под водой. Спустя три месяца, в ночь с 3 на 4 августа, по той же схеме были подорваны американский сухогруз "Гаррисон Грей Отис" (10000 брт), английский танкер "Станридж" (10000 брт) и норвежский "Торшарди" (16000 брт). Сухогруз остался на плаву, а вот танкера были потоплены. Это была последняя диверсия 10-й флотилии MAS в бухте Альхесирас. 3 сентября 1943 года Италия капитулировала.
Подводя итог в который раз повторю, что если бы не эти убежденные фашисты из 10-й флотилии (остались верны Муссолини, участвовали в карательных акциях) история итальянского ВМФ представляла бы собой крайне печальную картину, сотканную из упущенных шансов и унизительных поражений.
Читайте также:
Понравилась статья? Ставь лайк, пиши комментарий и подписывайся на канал и на группу в ВК, чтобы не пропустить выход новых статей! Впереди ещё много интересного.