Найти в Дзене

ЦЕЛЬ - БРИТАНСКИЕ ЛИНКОРЫ! ИЗ ИСТОРИИ ИТАЛЬЯНСКИХ БОЕВЫХ ПЛОВЦОВ

В годы второй мировой войны Александрия, ставшая главной базой британского Средиземноморского флота, являлась объектом пристального внимания со стороны диверсантов знаменитой 10-й флотилии MAS итальянского флота. Именно здесь, 19 декабря 1941 года, будет одержана самая громкая победа в истории как ВМС Италии, так и вообще морских диверсионных подразделений. Готовиться к рейду на Александрию итальянцы начали ещё летом 1940 года, сразу после вступления Италии в войну. Специально оборудованная подводная лодка должна была доставить ко входу в порт человекоуправляемые торпеды SLC "Майяле" ("Поросенок"). После того как лодка занимает позиционное положение (на поверхности только рубка), диверсанты седлают свои закрепленные на палубе торпеды и следуют к цели, стараясь держать голову над водой чтобы сберечь ресурс дыхательного аппарата. Достигнув заграждений у входа в порт, боевые пловцы пытаются под них поднырнуть, а если это не получается, то делают проход в сети с помощью пневматического се

В годы второй мировой войны Александрия, ставшая главной базой британского Средиземноморского флота, являлась объектом пристального внимания со стороны диверсантов знаменитой 10-й флотилии MAS итальянского флота. Именно здесь, 19 декабря 1941 года, будет одержана самая громкая победа в истории как ВМС Италии, так и вообще морских диверсионных подразделений.

Итальянские боевые пловцы.
Итальянские боевые пловцы.

Готовиться к рейду на Александрию итальянцы начали ещё летом 1940 года, сразу после вступления Италии в войну. Специально оборудованная подводная лодка должна была доставить ко входу в порт человекоуправляемые торпеды SLC "Майяле" ("Поросенок"). После того как лодка занимает позиционное положение (на поверхности только рубка), диверсанты седлают свои закрепленные на палубе торпеды и следуют к цели, стараясь держать голову над водой чтобы сберечь ресурс дыхательного аппарата. Достигнув заграждений у входа в порт, боевые пловцы пытаются под них поднырнуть, а если это не получается, то делают проход в сети с помощью пневматического сетепрорезателя. Добравшись до цели, водолазы с помощью специальных зажимов натягивали трос между боковыми килями корабля, на который и крепилось взрывное устройство. Таким образом мина взрывалась прямо под днищем боевого корабля, минуя противоторпедную защиту.

Торпеда SLC "Майяле". Длина - 6,7 м, диаметр - 53 см, скорость хода - 2,5 узла, дальность хода - 10 миль, максимальная глубина погружения - 30 метров, масса боевой части - 300 кг.
Торпеда SLC "Майяле". Длина - 6,7 м, диаметр - 53 см, скорость хода - 2,5 узла, дальность хода - 10 миль, максимальная глубина погружения - 30 метров, масса боевой части - 300 кг.

Первая попытка атаковать таким способом британский флот в Александрии провалилась толком не начавшись. Рано утром 21 августа подводная лодка "Ириде" прибыла в залив Бомба (Ливия), где на её палубе должны были закрепить 4 "Майяле", ранее доставленные миноносцем "Калипсо". Нужно отметить, что открытое размещение аппаратов на палубе подводной лодки ограничивало глубину её погружения 30 метрами - при погружении ниже давление воды просто деформировало торпеды. Перегрузив торпеды, итальянские подводники решили провести пробное погружение, как вдруг, в 11:30, над гаванью появилась тройка британских торпедоносцев "Суордфиш", которые внезапной атакой топят и "Ириде", и судно снабжения "Монте Гаргано". Боевые пловцы, находившиеся во время налета на "Калипсо" были вынуждены вместо атаки вражеской базы нырять на дно бухты, доставать секретное оборудование.

Однако, неудача не остановила итальянцев. Уже в сентябре они запланировали провести одновременный удар по британским базам в Александрии и Гибралтаре. Для этой цели из Специи 21 и 24 числа в море вышли субмарины "Гондар" и "Шире". Для хранения "Майяле" на палубе каждой из них было установлено по три металлических цилиндра (два рядом на корме и один на носу), способных выдержать давление воды на предельных для лодок глубинах. 29 сентября обе лодки были на подходах к вражеским портам, и тут из штаба приходит команда "отбой" - британский флот вышел в море. "Шире" благополучно вернулась в Специю, а вот "Гондару" не повезло - вечером того же дня лодку засекли английские эсминцы дальнего дозора и после 12-часового преследования заставили подняться на поверхность. После того как подводники выпрыгнули за борт, "Гондор" затонул. В плен попали четыре экипажа управляемых торпед, командир 10-я флотилия MAS капитан 2 ранга Джорджини и один из создателей "Майяле" капитан Тоски. После этой неудачи 10-я флотилия надолго оставила Александрию в покое, сосредоточившись на Гибралтаре.

Немецкая U-81 и итальянская подводная лодка "Амбра", с контейнерами для перевозки SLC "Майяле"
Немецкая U-81 и итальянская подводная лодка "Амбра", с контейнерами для перевозки SLC "Майяле"

К концу 1941 года у Оси появилась реальная возможность переломить ход войны на Средиземном море в свою пользу. Ещё в мае у острова Крит немецкие Люфтваффе серьезно потрепали британский флот, повредив в числе прочих авианосец "Формидебл" - единственный на тот момент британский авианосец в восточном Средиземноморье. После нападения Германии на СССР, когда значительная доля немецкой авиации убыла на восточный фронт, эстафету у Люфтваффе перехватили подводники Кригсмарине. 13 ноября у Гибралтара U-81 был потоплен авианосец "Арк Ройал", а уже 25 числа того же месяца в районе Тобрука U-331 топит линкор "Бархэм". Таким образом британский средиземноморский флот остался без авианосцев с двумя старыми линкорами - модернизированными ветеранами Первой мировой "Вэлиантом" и "Куин Элизабет". В этот момент итальянское командование решило нанести добивающий удар с использованием человеко-торпед.

"Куин Элизабет"
"Куин Элизабет"

Операция тщательно готовилась: велась постоянная воздушная разведка, отлаживалась материальная часть, шли интенсивные тренировки экипажей. Для участия в операции отобрали 6 человек. Командиром группы назначили старшего лейтенанта Де ла Пенне - ветерана двух рейдов на Гибралтар. Доставить торпеды к точке запуска должна была "Шире" под командованием капитана 2 ранга Валерио Боргезе. 3 декабря субмарина покинула Специю и совершила переход к острову Лерос в Эгейском море. Там техники провели окончательную отладку торпед. 14 декабря "Шире" покинула Лерос, чтобы уже поздно вечером 18-го достигнуть точки в 1,3 мили от маяка на западном молу порта Александрия. Как только спустилась темнота Боргезе приказал всплыть в позиционное положение. Первыми наверх поднялся резервный экипаж. Их задачей было подготовить торпеды к спуску на воду. Один за другим водители торпед Луиджи де ла Пенне, Винченцо Мартеллотта, Антонио Марчелья, а также их помощники Эмилио Бьянки, Марио Марино и Спартако Шерга в черных непромокаемых комбинезонах с надетыми кислородными приборами сели на свои "Майяле" и исчезли в ночи. Скользя у самого грунта "Шире" стала скрытно удаляться от Александрии. Вечером 19 декабря субмарина поднялась на поверхность и уже на дизелях полным ходом понеслась обратно к Леросу. Согласно плану операции после выполнения задания диверсанты должны были выйти на берег и, претворяясь гражданскими лицами, следовать в Розетту, где, захватив какое-нибудь плавсредство, следовать в точку встречи с подводной лодкой "Дзяффино", занимавшей позицию в 10 милях от устья Нила.

Луиджи Дюран де ла Пенне (1914 - 1992). В послевоенной Италии дослужиться до адмиральского звания.
Луиджи Дюран де ла Пенне (1914 - 1992). В послевоенной Италии дослужиться до адмиральского звания.

Но вернемся в ночь с 18 на 19 декабря 1941 года. Море было спокойным, а огни порта давали достаточно света для ориентировки. Поднырнув под боны, экипажи двинулись вдоль мола, по которому беззаботно расхаживали люди. Достигнув второй линии заграждений, итальянцы были вынуждены остановиться - вместо обычных бонов стояли двойные металлические сети с довольно мелкими ячейками вдоль которых курсировал катер, периодически сбрасывавший глубинные бомбы. К счастью именно в это время с моря к входу в гавань подошли три британских эсминца. Проход был открыт, и все три торпеды благополучно проскользнули в гавань. Цели были распределены следующим образом: де ла Пенне и Бьянки минируют линкор "Вэлиант", Марчелья и Шерга - "Куин Элизабет", Мартеллотта и Марино искали несуществующий авианосец, но из-за его отсутствия вынуждены были заняться танкером "Сагона".

-6

Подбираясь к "Вэлианту", экипаж де ла Пенне легко преодолел провисшую между двумя сблизившимися поплавками противоторпедную сеть, но когда пришло время нырять, чтобы завести мину под корпус линкора торпеда просто утонула, а у Бьянки отказал кислородный прибор. Де ла Пенне нырнул за аппаратом, нашел его, отсоединил заряд и 40 минут волоком затаскивал его под днище линкора. К счастью, корпус корабля в этом месте почти касался грунта, так что подвешивать мину не было нужды. Установив взрыватель примерно на 6 часов утра, пловец всплыл на поверхность в состоянии крайнего изнеможения. Утопив кислородный прибор, пловец начал медленно отплывать от корабля, но был замечен вахтенными и после предупредительных очередей из пулемета сдался в плен. Вместе с ним был пленен и его напарник прятавшийся на швартовочной бочке. Оказавшись на борту заминированного ими же линкора, итальянцы предъявили свои удостоверения личности, но на вопросы отвечать отказались. Испробовав все виды угроз, англичане отправили диверсантов в корабельный карцер. Когда до взрыва оставалось 10 минут Де ла Пенне попросил встречи с командиром корабля и всё ему рассказал. Экипаж срочно был поднят на верхнюю палубу, так что когда прогремел взрыв потерь в личном составе не было. Накренившись на 5 градусов, линкор сел днищем на грунт.

Линкор  "Вэлиант"
Линкор "Вэлиант"

Спустя 4 минуты в 06:10 взрыв прогремел и под "Куин Элизабет". В отличии от своих коллег у Антонио Марчелья и Спартако Шерга техника работала как надо. Преодолев по противоторпедную сеть, диверсанты штатно нырнули, как положено закрепили мину, после чего на исправно работающей торпеде двигаются в наименее охраняемый район гавани, где топят оборудование, прячут гидрокостюмы и выходят на берег. Под видом французов они садятся на поезд и едут в Розетту. Весь следующий день они ускользали от патрулей, а к вечеру незаметно пробрались на побережье. Там, на берегу, всего в 10 милях от субмарины Марчелью и Шергузадержала египетская полиция. Пловцов опознали и передали англичанам. Что же касается подорванного ими линкора, то на "Куин Элизабет" было затоплено три котельных отделения. Потери в экипаже составили 8 человек убитыми.

Что же касается танкера "Сагона", то на нем рвануло раньше всех - в 05:47. В результате корпус корабля разломило на две части и полностью разрушило корму. В момент взрыва с танкера заправлялись четыре эсминца. Один из них, "Джервис", проведет следующий месяц в доке. Ответственные за взрыв Винченцо Мартеллотт и Марио Марино также благополучно доберутся до суши, но будут задержаны египетскими таможенными чиновниками, которые и вызовут британский патруль.

Эскадренный миноносец "Луиджи Дюран де ла Пенне", названный в честь водителя одной из торпед. Вступил в строй в 1993 году
Эскадренный миноносец "Луиджи Дюран де ла Пенне", названный в честь водителя одной из торпед. Вступил в строй в 1993 году

Как мы видим в итоге все 6 боевых пловцов оказались в плену. Небольшая цена за уничтожение крупного танкера и, что самое главное, за два выведенных на долгий срок из строя линкора. "Вэлиант" простоит в ремонте до августа 42-го, в то время как "Куин Элизабет" вернется в строй только летом 43-го. Сложилась невиданная для британцев ситуация - в составе Средиземноморского флота не осталось кораблей крупнее легкого крейсера! А конвои на Мальту проводить надо! Бить по снабжению итало-немецких войск в Африке тоже надо! А нечем! Конвой из 4 транспортов, который был отправлен на Мальту в феврале 42-го был уничтожен полностью. В марте был отправлен ещё один конвой. В заливе Сирт контр-адмиралу Вайану пришлось демонстрировать чудеса тактического мастерства, чтобы с имевшимися в его распоряжении легкими крейсерами и эсминцами сдержать итальянскую эскадру во главе с линкором "Литторио". В результате транспорта все таки дошли до Мальты, но были потоплены либо на походе к гавани, либо прямо во время разгрузки. До складов острова добралось только 20% груза. С другой стороны снабжение войск Оси резко улучшилось, что позволило им летом 42 года дойти до Эль-Аламейна.

О первом боевом применении человекоуправляемых торпед в 1918 году читайте:

Понравилась статья? Ставь лайк, пиши комментарий и подписывайся на канал и на группу в ВК, чтобы не пропустить выход новых статей! Впереди ещё много интересного.