Найти в Дзене

ДЕБЮТ БОЕВЫХ ПЛОВЦОВ. ПОТОПЛЕНИЕ ЛИНКОРА "ВИРИБУС УНИТИС"

Итальянские боевые пловцы оставили довольно значимый след в истории войны на море. В годы Второй мировой - это подрыв британских линкоров в Александрии, атаки на Гибралтар, на Мальту и другие операции. После войны итальянских морских диверсантов подозревали (и продолжают подозревать) в причастности к взрыву на советском линкоре "Новороссийск" (быв. итальянский "Джулио Чезаре"), приведшему к гибели корабля прямо на рейде Севастополя и многочисленным жертвам среди команды. Однако, боевой дебют боевых пловцов произошел гораздо раньше, в самом конце Первой мировой войны. 31 октября 1918 года в гавани Полы Рафаэль Россетти и Рафаэль Паолюччи, используя специально сконструированную торпеду как транспортное средство, подвели мину под корпус линкора "Вирибус Унитас", взрыва которой линкор не пережил. Подробности читайте ниже. Идея использовать торпеду в качестве транспортного средства для проникновения на охраняемый рейд военно-морской базы возникла у итальянцев ещё в 1915 году. Но для её вопл

Итальянские боевые пловцы оставили довольно значимый след в истории войны на море. В годы Второй мировой - это подрыв британских линкоров в Александрии, атаки на Гибралтар, на Мальту и другие операции. После войны итальянских морских диверсантов подозревали (и продолжают подозревать) в причастности к взрыву на советском линкоре "Новороссийск" (быв. итальянский "Джулио Чезаре"), приведшему к гибели корабля прямо на рейде Севастополя и многочисленным жертвам среди команды. Однако, боевой дебют боевых пловцов произошел гораздо раньше, в самом конце Первой мировой войны. 31 октября 1918 года в гавани Полы Рафаэль Россетти и Рафаэль Паолюччи, используя специально сконструированную торпеду как транспортное средство, подвели мину под корпус линкора "Вирибус Унитас", взрыва которой линкор не пережил. Подробности читайте ниже.

Картина "Потопление австрийского линкора Viribus Unitis в военной гавани Пола в последние дни войны"
Картина "Потопление австрийского линкора Viribus Unitis в военной гавани Пола в последние дни войны"

Идея использовать торпеду в качестве транспортного средства для проникновения на охраняемый рейд военно-морской базы возникла у итальянцев ещё в 1915 году. Но для её воплощения в металле автору проекта майору инженерной службы флота Рафаэлю Россетти предстояло сперва преодолеть сопротивление главного врага любого новатора - Её Величества Бюрократии. Помыкавшись по инстанциям майор пошел на отчаянный шаг - подделав документы, вывез со склада две торпеды, необходимые ему для экспериментов. Так как офицер работал в управлении, занимавшемся испытаниями различных корабельных систем и вооружений, то его работа с торпедами не вызвала подозрений у компетентных органов. 9 марта 1918 года человекоуправляемая торпеда "Миньятта" ("Пиявка") была готова, и Россетти пошел сдаваться начальству.

Рафаэль Россетти
Рафаэль Россетти

Что же из себя представляла "Миньятта". Изделие было создано на основе торпеды В57, но с более крупным винтом диаметром 450 мм. Длинна аппарата - 8,3 метра, диаметр подводной секции - 600 мм, скорость хода – до 2 узлов, дальность - 10 миль. Два диверсанта в водолазных костюмах располагались верхом на торпеде. Дыхательные приборы предусмотрены не были - во время операции головы пловцов должны были находиться над водой. Коррекция курса проводилась вручную - работай рук и ног экипажа. Аппарат нес две 170-килограммовые мины, крепившиеся друг за другом в носовой части.

"Миньятта"
"Миньятта"

К уже готовому изделию командование отнеслось гораздо более благосклонно чем к проекту, хотя и факт кражи торпед восторга не вызвал. Россетти получил аудиенцию у командующего флотом вице-адмирала графа Паоло Эмилио Таоно ди Ревеля. Аудиенция завершилась одобрением проекта и переводом майора Россетти в Венецию, куда тот прибыл 5 апреля в распоряжение капитана 1-го ранга Констанцо Циано. Напарником Россетти стал лейтенант Рафаэль Паолюччи - флотский врач и уникальный пловец. Ещё в феврале Паолюччи предложил себя в качестве добровольца для рейда на Полу - главную базу австро-венгерского флота. План лейтенанта состоял в том, чтобы после того как бесшумный катер доставит его к боновому заграждению у входа в базу, вплавь преодолеть расстояние до ближайшего линкора, таща за собой специальную мину, которая представляла собой торпедообразную болванку примерно метр длиной и диаметром около пятидесяти сантиметров, поддерживавшуюся на плаву при помощи двух надувных баллонов и снаряженную зарядом взрывчатки массой около 100 килограмм. Чтобы доказать реалистичность своего плана Паолюччи устраивал по ночам заплывы в гавани Венеции, и в конце концов добился того, что мог без остановки преодолевать расстояние в 10 километров, таща за собой емкость с водой массой 136 килограмм. Как мы видим даже среди миролюбивой итальянской нации встречаются настоящие отморозки!

Рафаэль Паолюччи
Рафаэль Паолюччи

После нескольких месяцев тренировок и окончательной отработки нового оружия, 31 октября 1918 года Паолюччи и Россетти отбыли из Венеции на борту миноносца 65PN вместе с осуществлявшем общее руководство Циано. Вечером того же дня, на расстоянии в 1000 метров от входа в базу Полла "Пиявку" спустили на воду. Погода была как на заказ: безлунная, темная, дождливая ночь. Кроме того, в эти же самые часы флот Австро-Венгрии буквально разваливался на куски, как и вся остальная империя. 29 октября империя запросила мира, а уже через два дня контроль над базой флота перешел в руки Югославского комитета. Большая часть кораблей подняла югославские флаги, а броненосец "Радецкий", на котором служили в основном чехи поднял флаг сухопутной Чехословакии. Адмирал Хорти вместе с немецкими и венгерскими офицерами покинул корабли, что сразу привело к падению дисциплины. Люди праздновали окончание войны. И вот на этот праздник жизни и заявились Паолюччи и Россетти на своей "Пиявке".

-5

В 22:20 торпеда достигла первого ряда боновых заграждений, состоящих из множества цилиндров длинной 2,7 метра каждый, соединенных между собой тяжелыми металлическими тросами. Соскользнув в воду, диверсанты стали перетаскивать "Миньятту" через тросы, стараясь чтобы звук скребущейся о сталь торпеды-носителя не привлек внимание противника. Вахта на сторожевых кораблях ничего не заметила. Прозевали диверсантов и вахтенные немецкой подводной лодки, которая выходила в море и едва не протаранила смельчаков. Двигаясь дальше, Россети и Паолуччи пришлось преодолеть ещё несколько противолодочных сетей с укрепленными на них взрывными зарядами. К 3 часам ночи между диверсантами и бронированными гигантами противника оставалось практически чистое водное пространство, изредка пересекаемое лучами прожекторов.

Австро-венгерские линкоры в Поле
Австро-венгерские линкоры в Поле

В 04:30 итальянцы подошли к левому борту линкора "Вирибус Унитас". Внезапно, до этого работавшая безотказно "Миньятта" начала тонуть. Оказалось, что из-за отказавшего носового воздушного клапана внутрь аппарата поступает забортная вода. Пришлось поддерживать плавучесть "Пиявки", подтравливая сжатый воздух из баллонов, так что его уже могло не хватить на обратную дорогу. Устранив неисправность, диверсанты укрылись в тени линкора и несколько минут просто отдыхали. Заметив готовую к спуску на воду шлюпку, Россетти обогнул линкор и прикрепил первую мину в районе 4 и 5-го 150-мм орудий правого борта. Таймер был установлен на 06:30. В этот момент вахтенные наконец-то обратили внимание на странное копошение у борта своего корабля. Увидев подходящую к ним шлюпку, Россетти и Паолюччи установили таймер на второй мине и, оттолкнув аппарат, стали ждать, когда их возьмут в плен.

Диверсантов подняли на борт ими же заминированного "Вирибуса Унитаса". Сначала офицеры пытались выдать себя за летчиков со сбитого самолета, но водолазные костюмы говорили о другом. За 15 минут до взрыва итальянцы раскололись. Экипаж был поднят по тревоге и ... срочно покинул корабль, даже не задраив всех дверей в переборках. Двое наших героев также сиганули за борт, однако, в назначенное время взрыв не прогремел. Продрогших итальянцев вернули на борт и едва не линчевали продрогшие от осеннего купания моряки, но в 06:44 взрыв все же прогремел. Борьбу за живучесть команда линкора вести даже не попыталась, и через 10 минут огромный корабль перевернулся и затонул. Однако неприятности на этом не кончились: оставленная на волю течений "Миньятта" приткнулась к пароходу "Виен" (7400 брт), произошел взрыв второй мины, после чего пароход сел на грунт.

Гибель "Вирибуса Унитаса"
Гибель "Вирибуса Унитаса"

Война закончилась, поэтому в заключении Россетти и Паолюччи пробыли недолго. Оба офицера получили высшую награду Италии Золотую медалью за военные заслуги и были повышены в звании: Россетти до полковника, Паолюччи стал капитаном. Также героям выплатили премию в размере 1,3 миллиона лир. По желанию офицеров часть средств пошла на помощь вдовам моряков "Вирибуса Унитаса".

На одном из интернет-форумов при обсуждении итальянских морских диверсантов был оставлен очень удачный комментарий: Эти люди, буквально на себе, вытащили честь итальянского военного флота в двух мировых войнах. И это правда! В итальянском флоте чем меньше боевая единица, тем более удачно она воевала. И самыми мелкими боевыми единицами были люди в гидрокостюмах верхом на торпедах.

Понравилась статья? Ставь лайк, пиши комментарий и подписывайся на канал и на группу в ВК, чтобы не пропустить выход новых статей! Впереди ещё много интересного.