Их узнавали издалека: фигуры в простых монашеских одеяниях, лица скрыты под плетёными корзинами, а в руках — флейта. Эти странники, известные как комусо , бродили по дорогам Японии, собирая подаяние под мелодии, которые сами же и создавали.
Их музыкальный инструмент, со временем усовершенствованный, нередко выполнял двойную роль — помимо звуков медитативных напевов, флейта могла стать оружием, если требовалось быстро защититься без привлечения внимания.
Сначала комусо воспринимались как проповедующие учение дзен-буддизма. Однако их репутация вскоре оказалась под ударом: в эпоху междоусобиц их странствия стали вызывать подозрения.
Способность перемещаться без лишних вопросов, скрывать лица и владеть оружием под видом безобидного инструмента сделали их фигуры объектом недоверия. Монахи, некогда ассоциирующиеся с духовностью, всё чаще обвинялись в тайных миссиях и шпионаже.
В XIV веке по японским дорогам бродили некие фигуры. Это были боро — странствующие попрошайки в рваных одеждах, чей звонкий колокольчик возвещал о приближении задолго до того, как их можно было разглядеть.
Они не брили головы, как буддийские монахи, и не читали сутр — только бормотали молитвы, за что получили прозвище бороборо («шептальщики»). Но к XV веку эти скитальцы преобразились в нечто большее — в комусо , «монахов пустоты», чья история стала частью культуры Японии.
Слово комусо («соломенный монах») отсылает к циновке (кому ), которую странники носили за спиной для ночлега. Однако на самом деле, их образ складывался веками.
Комусо узнавали по тростниковой шляпе тэнгай , напоминавшей перевёрнутую корзину. Она скрывала не только лицо, но и социальный статус: под ней мог скрываться разорившийся самурай, беглый крестьянин или даже шпион. Обычные люди угадывали их намерения по деталям: флейта за поясом означала просьбу о еде, сдвинутая назад шляпа — нужду в ночлеге, а свист в темноте — сигнал о помощи. Сама флейта имела двойное назначение: её толстый конец мог служить дубинкой, а суженый — своего рода кинжалом.
Историки говорят, что начало этим интересным ребятам некий самурай по имени Кусуноки Масакацу. Он воевал за своего правителя, но после поражения в битве потерял господина и стал ронином — воином-изгнанником. Чтобы враги не узнали его, Кусуноки придумал хитрый способ скрыться: носил шляпу из тростника с узкими щелями для глаз. Так он превратился в странствующего монаха, а за ним потянулись и другие — так появились комусо, или «монахи пустоты».
Эти монахи не любили болтать попусту. Если их спрашивали, кто они такие, то они всегда отвечали, что они никто. Они даже между собой практически не разговаривали и узнавали друг друга по особым мелодиям на флейте.
Люди шептались: под шляпами-корзинами могли скрываться не только бывшие самураи, но и шпионы. Ведь комусо разрешалось путешествовать по всей Японии, а их лица оставались в тени. Войны и интриги тех времён делали их фигуры подозрительными.
Их удлиненная шляпа из тростника, именуемая Тэнгай стала для них единственным способом спрятать свое лицо от внешнего мира. Потому что по их учению считалось, что они не имеют личности, а лица и подавно. Поэтому можно сказать, что ношение такого головного убора полностью отрешало от какой либо социальности.
Кстати образы комусо часто использовались в различных театральных постановках, где их выставляли некими героями без личности, но гейши и куртизанки благодаря хитрости нашли способ видеть их лица - в отражениях воды, например.
А еще важным элементом их одеяния помимо шляпы была накидка. У комусо был свой символизм и по мнению историков он характеризовал их смирение. Они были разных цветов, в зависимости от того, какой статус занимает тот или иной монах в группе. Но что самое интересное, на их груди висела деревянная табличка с надписью:
"еще не родился, еще не умер".
Как и упоминалось раннее, комусо получили возможность путешествовать по Японии без препятствий. Эта привилегия была дана им от государства, в то время как простые люди не могли свободно передвигаться по стране, тем более не показывать какие либо документы личности. Именно поэтому и существует версия основанная на том, что комусо были шпионами с целью собирать информацию, ведь не просто так они получили такие подарки судьбы.
Удивительно здесь то, что даже если предположить что сами монахи этим не занимались, под них мог маскироваться кто угодно, в том числе реальные шпионы, ведь комусо не задавали лишних вопросов и не трогали без причины. Именно поэтому общество стало относиться к ним с настороженность и неким презрением. А вскоре, после окончания периода Токугавы в 19 веке их храмы, школы и святилища окончательно позакрывали, а затем и их движение целиком.
Хотите узнать больше о необычных уголках планеты и погрузиться в традиции далеких народов? Подписывайтесь на канал, чтобы отправиться в захватывающее путешествие по культуре, обычаям и самым удивительным историям! 🌍
Друзья, если вы хотите поддержать наш канал, вы сможете сделать это по специальной ссылке! Это помогает каналу расти и публиковать для вас больше увлекательных, интересных и невыдуманных историй! Спасибо вам!