Найти в Дзене
книжный енот

Ольга Кушлина «Страстоцвет или Петербургские подоконники» - разговор о поэзии и цветах

Как ощущается эта книга: вы пришли в гости в старую питерскую квартиру с круглым эркером, погладили по листьям пальму (Такую... высокую, с поднятыми лапами), взяли в руки старый, потрепанный том по комнатному садоводству, вчитались в пару строчек... а прямо под этой книгой обнаружили стопку сборников поэтов Серебряного века. А тут уже и хозяйка квартиры к вам подоспела, с горячим чаем и целым ворохом историй. Про каждый цветок и каждого поэта. Часто ли вы заглядываете в чужие окна? Привлеченные шевелением занавески или цветением особенно крупного кактуса? Цветы на окнах, выставленные так хвастливо, могут многое рассказать внимательному прохожему, но при этом и защитить самого владельца квартиры от через чур внимательных взглядов. А не так давно цветы могли рассказать и о социальном положении их владельца, как и то, успевает ли он за цветочной модой. Последние несколько лет я радуюсь петербургским окнам. Как много появилось цветов на подоконниках — цветов любимых, старых, прекрасных. До

Как ощущается эта книга: вы пришли в гости в старую питерскую квартиру с круглым эркером, погладили по листьям пальму (Такую... высокую, с поднятыми лапами), взяли в руки старый, потрепанный том по комнатному садоводству, вчитались в пару строчек... а прямо под этой книгой обнаружили стопку сборников поэтов Серебряного века. А тут уже и хозяйка квартиры к вам подоспела, с горячим чаем и целым ворохом историй. Про каждый цветок и каждого поэта.

Часто ли вы заглядываете в чужие окна? Привлеченные шевелением занавески или цветением особенно крупного кактуса? Цветы на окнах, выставленные так хвастливо, могут многое рассказать внимательному прохожему, но при этом и защитить самого владельца квартиры от через чур внимательных взглядов. А не так давно цветы могли рассказать и о социальном положении их владельца, как и то, успевает ли он за цветочной модой.

Последние несколько лет я радуюсь петербургским окнам. Как много появилось цветов на подоконниках — цветов любимых, старых, прекрасных. Дом, семья, уют — герань, гортензия, фиалки. Слава тебе, Человек Приватный, тихий обыватель, во дни великих потрясений поливающий, удобряющий, пересаживающий кустики, сохранивший привязанность к тем, кого приручил!

«Страстоцвет» - это литературная критика. Но с необычной стороны — стороны домашних цветов, которые появлялись в петербургских квартирах и, естественно, попадались на глаза поэтов.

-2

И с помощью языка цветов поэты признавались в любви, рефлексировали, шутили и даже ссорились. Такая простая переменная — цветы, но они отражали настроения общества, и, как и все остальные детали, тоже на него влияли.

Декадентство Бунин считал таким заморским фруктом, что к родным осинам не привить

Разбивающая сердца Тэффи, пренебрегающий названиями цветов Блок, Бальмонт —Маргаритка (если следовать цветочному гороскопу), ироничный Потемкин... шагают поэты по страницам «Страстоцвета» уверенным шагом, не забывая обменяться стихами, как рождественскими открытками.

В это время революция в парфюмерии привела к тому, что духи разделялись на пристойные, традиционные, заглушающие естественный запах тела, и откровенно-вызывающие, манящие, подчеркивающие природный запах женской кожи. Даже появившиеся в начале 20-х годов самые знаменитые в мире духи «Шанель № 5» казались современникам непристойными. В своих воспоминаниях Любовь Менделеева, Прекрасная Дама Александра Блока, рассказывает, что в молодости имела пристрастие к духам с сильным и «откровенным» ароматом и что порядочных дам это шокировало.

Отдельное очарование книги — это вставки статей и фото из старинных руководств по цветоводству. И это выглядит настолько органично, что уже будто бы и сам немного рифмуешь розу с морозом, или вместе с Фетом вскрикиваешь во славу Рододендрона. А потом уже и посматриваешь на цветы в гостях, думая, а не отщипнуть ли себе отросточек-другой.

История литературы Серебряного века, помноженная на историю цветоводства, и рассказанная легким, ироничным и ярким слогом. Да, это не та книга, которую легко взять и прочитать за вечер. Скорее это книга — медитация, книга — вечерняя чашка чая. Прочитать главу — и лечь спать, или же убежать дальше заниматься своими делами. Эта книга найдет, как вернуть вас на еще одну главу. И на еще одну.

Самая многотиражная газета «Аргументы и факты» в мае 1999 года печатает что-то вроде свода новых суеверий о цветах (в ответ на просьбу читателя из Курска, огорченного тем, что любимая девушка не приняла в подарок цветок, «приносящий несчастье»). Статья анонимная, редакторское примечание предельно кратко: «Верить или не верить всему этому — каждый решает сам. Но при нашей жизни верить хочется — особенно хорошему».

Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых захватывающих и интересных книгах.