Порой в советских фильмах встречаются вещи… скажем так, не вполне привычные. Ляпы ли это? А может, режиссёр оставил для нас намёк, мол, разгляди, зритель, ты ж не зря сюда пришёл. Иногда смотришь и думаешь: ну не мог советский человек так поступить… А экран – вот он! — показывает: мог, и даже как.
Давайте не будем спешить с выводами. А просто с доброй усмешкой и любовью к нашему родному кинематографу разберём 9 случаев, когда герои советских комедий делали то, чего обычный гражданин СССР, скорее всего, в реальной жизни бы не совершил. И главное — не задумывались бы об этом.
Но мы-то сейчас не в 1974-м. У нас интернет, увеличенная скорость мышления и возможность поставить кино на паузу. Вперёд?
1. "И всё, вроде, знакомо – запахи, звуки… У вас не бывает такого?"
Ох, Шурик… Милашка, инженер, студент, комсомолец и вдруг — опа! — усыпляющее в кармане.
В "Операции "Ы" и другие приключения Шурика" герой решает проблему пса самым, мягко говоря, нестандартным способом — усыпляет собаку снотворным таблетками.
🤔 И тут закрадывается несколько вопросов:
- С каких это пор у юного комсомольца – на кармане – снотворное?
- И что это за препарат, который безопасно усыпляет собаку, но, судя по всему, совершенно не влияет на самого Шурика?
- И вообще, кто тогда в аптеке без рецепта продавал такие "пилюли доброй ночи"?
Можно, конечно, предположить: таблетки для бабушки, или дедушки, или курсовая по фармакологии... Но скорее всего — это просто магия советского кино, где реальность иногда... ну, чуть-чуть по-доброму сгибается.
2. "Мой аппарат меня прославит. И тебя тоже"
"Храните деньги в сберегательной кассе!" — бодро советует Якин, усевшись на трон из прошлого в "Иване Васильевиче".
И вроде — всё логично, всё по делу, реклама своих учреждений. Только вот:
- В СССР РЕКЛАМЫ как таковой не было.
- А если и была, то очень-очень между строк.
А тут – прямым текстом! И даже с ироническим хвостиком: "…если, конечно, они у вас есть".
Такой себе продакт-плейсмент до появления самого термина. Представляете, как бы это звучало сейчас: "Пейте Боржоми… если не поздно". Сходство не случайно: и тогда, и теперь юмор — главный инструмент, когда хочешь сказать чуть больше, чем дозволено.
3. "Под крылом самолета о чём-то поёт… механик, застрявший в шасси"
Аэрофлот в советском кино — как второстепенный, но неизменный персонаж. Он повсюду: на трапах, в плакатах, в тостах героев. И знаете, что самое забавное? Монополия.
Других авиакомпаний в СССР не существовало по определению. И всё равно — "Летайте самолётами Аэрофлота!"
Это как если бы в СССР кто-то снял рекламу серпа и молота. Парадоксально, но факт. Самая ненужная реклама в мире — но она есть! Так, может, это не для нас тогдашних, а для нас будущих? Подмигнули, мол: да, ребят, мы и рекламу делали. Просто скрытно.
4. "У меня мозги, а не перфокарты"
В комедии "Самая обаятельная и привлекательная" главная героиня посещает курсы… по саморазвитию и общению. Да не просто так, а на основе социологических опросов! Анкеты, тесты, анализ поведения.
А теперь вопрос: вы много знали в 1980-е о профессии "социолог"?
Да они ж были тогда чем-то вроде шаманов от науки! Ни к селу, ни к городу. Советский человек верил в статистику и пятилетку, а не в какие-то анкеты по уровню эмпатии.
Но фильм — показал. Пусть и в комедийной форме, но показал будущее. Или очень аккуратно постучал в дверь перестройки.
5. "Наши люди в булочную на такси не ездят"
А вот и транспортные странности.
Юрий Деточкин в "Берегись автомобиля" катается на праворульной иномарке — явно не ГАЗик. И вроде всё ок… только где же ты, Юра, достал такую машину? В советское-то время!
Даже если вспомнить, что Деточкин был немного незаконопослушным, такой транспорт — как шуба на хрущёвке. Смотрится странно.
Или возьмём "Полосатый рейс". Там тигры едят "на инвалюту", а авто подвозит героев – ЗИС, сделанный на базе американского Паккарда. Ну вы поняли: на экране будто открывается окошко — туда, за железный занавес.
6. "Это я удачно зашёл!"
Опять "Иван Васильевич", но тут уже речь пойдёт о дате рождения царя. Помните, как Иоанн Грозный на допросе заявляет, что он родился в 1533 году от Рождества Христова?
Хмммм…
- А как же система "от сотворения мира", которая действовала до 1700 года?
- А как же атеистическое воспитание в советском кино, где даже слово "Рождество" чаще шептали, чем произносили вслух?
И снова, друзья, парадокс. В комедии, по сути — в новогоднем фэнтези, нам подсовывают почти что церковную дату. Совпадение? Не думаю.
7. "…ужасное известие. У меня в кафе увели перчатки. И я полюбила другого"
Советский быт в кино был… чуть лучше реального. Или чуть дороже. Ну, вы же помните Самохвалова из "Служебного романа"?
- Швейцарские часы
- Пишущая ручка в 4 цвета
- Маслины, сыр, импортный шарф…
И всё это — на фоне бедного Новосельцева, который ест на обед яйца и заедает их хлебом.
А в "Гараже"? Кто-то — на учёных конференциях. А кто-то — по Парижам. И не просто «отдохнуть», а закупиться модной одеждой и бытовой техникой. Казалось бы, это детали. Но именно они — и есть та самая правда между строк.
8. "Выс-сокие отношения!"
"Покровские ворота" — вообще кладезь нюансов. Возьмём хотя бы Хоботова с его газетной шапочкой, на которой красуется… скотч! Да-да, тот самый, американский. Который в 50-е в СССР вообще не существовал.
Он появился у нас только в 1980-х. А значит, на голове Хоботова – вещь либо из будущего, либо из другого мира. Или снаряжение тайного агента! (Что, кстати, объясняет его способность говорить длинно и не по делу.)
9. "Мир, дружба, жвачка"
И последнее – про жвачку, духи и импортные вещи. В фильмах они появлялись часто. И всегда — у "особенных" персонажей:
- У кого отец – дипломат;
- У кого мама – заведующая лабораторией;
- Или кто просто "нужный человек" в нужном месте.
И вроде как всё это – "проходило по сюжету". Но зритель-то видел: есть жизнь — и есть привилегии. И начинал немного догадываться.
Парадокс, друзья, вот в чём: советское кино было идеологическим. Но в то же время — честным. Оно могло намекнуть, улыбнуться, приоткрыть щёлочку. Оно играло с формой, но хранило суть.
И когда мы видим на экране праворульную машину, импортный телевизор, или социолога в НИИ, — это, конечно, странно. Но это и есть наша живая история, снятая в метре от реальности.
Так что смотрите советское кино. Ищите. Замечайте. Удивляйтесь. Ведь именно в этих "странностях" — и спрятана подлинная магия прошлого.
А какие несоветские "чудеса" вы замечали в любимых фильмах? Пишите, вспомним вместе с улыбкой, с уважением и с большой-большой теплотой. Да здравствует советское кино – самое парадоксальное, но и самое искреннее в мире.