Каждый советский человек неоднократно пересматривал культовый фильм "Д’Артаньян и три мушкетёра". Это был настоящий хит того времени! Ещё никогда не было такой качественной экранизации. Цитаты из фильма мигом разлетелись по дворам и домам. Ну кто не говорил в жизни: "Один за всех и все за одного!"?
Поэтому сегодня я расскажу вам 25 захватывающих фактов о том, как на самом деле снимали этот легендарный фильм. Доставайте багеты, наливайте вино (или чай, кому как) и поехали!
1. Любовь с юности
Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич впервые прочитал роман Дюма ещё будучи подростком. Он тогда получил серьёзную травму и надолго оказался прикован к постели. И вот, пока кто-то играл в казаки-разбойники, он влюблялся в мушкетёров. В прямом смысле влюблялся!
Много лет спустя, став режиссёром, он решил: "Буду снимать!"
2. Д’Артаньяном мог стать не Боярский
На главную роль пробовались такие тяжеловесы, как Высоцкий и Абдулов. Последний даже был утверждён!
А Боярского вообще позвали на роль Рошфора. Представляете? В шляпе и с усами он зашёл на пробы, и режиссёр воскликнул: "Вот он! Мой Д’Артаньян!"
Как говорится, судьба шляпу не перепутает.
3. Портос в гипсе
Смирницкого утвердили на роль Портоса только потому, что его предшественника забраковали чиновники. Но была загвоздка — Смирницкий лежал дома с переломом.
Как истинный мушкетёр, он примчался на съёмки в гипсе. Костюм ему набили поролоном, а на голову надели парик и шляпу. Так и снимался: герой снаружи, пациент внутри.
4. Атоса спасли выходные
Изначально Атоса должен был играть Василий Ливанов (да-да, тот самый Шерлок Холмс), но он предпочёл лондонский туман гасконскому солнцу. Срочно пригласили Вениамина Смехова.
Он согласился, но сниматься мог только по выходным. Так что в половине сцен вместо него играл дублёр, снятый со спины. Шляпа — наше всё!
5. Арамис с чужим голосом
Игорь Старыгин был идеален в образе романтичного Арамиса, но имел дефект речи. Его озвучивал Игорь Ясулович. Так, кстати, было во всех продолжениях.
Кстати, Старыгин частенько забывал текст из-за проблем со здоровьем, но мастерски импровизировал. Ну как тут не сказать — настоящий артист!
6. Король и королева
На роли Людовика и Анны сразу взяли Табакова и Фрейндлих. Правда, Алиса Бруновна вообще ничего не знала о своей героине. Хилькевич провёл для неё историческую лекцию! А вот Табаков, по слухам, хотел играть по-своему, но режиссёр поставил на своём.
7. Миледи и её каблуки
Первоначально Миледи должна была быть Елена Соловей. Но она забеременела, и на её место взяли Маргариту Терехову.
Она сама придумала образ, включая тот самый чёрный костюм и пистолет. Более того, она отказалась петь "эти пошлые песни" и настояла на переделке текстов. И правильно сделала!
8. Кардинал с чужим голосом
Трофимова сначала утвердили на роль Фельтона, а Козакова на роль Ришелье. Но, когда Трофимов случайно сыграл кардинала на репетиции, стало ясно — это он!
Парадокс: Трофимов играл, но голос Ришелье был Козакова. Такая вот кинематографическая алхимия.
9. Фехтование как балет
Владимир Балон, чемпион по фехтованию, не только сыграл Дежюссака, но и поставил все боевые сцены. Он придумывал уникальный стиль боя каждому мушкетёру.
С Боярским они стали друзьями. А сцены в "Гардемаринах"? Это тоже он.
10. Констанция: Алферова вместо Симоновой
Режиссёр мечтал о Евгении Симоновой. Но чиновники из Госкино настояли на Ирине Алферовой. Увы, голос у неё был низковат. Переозвучили голосом Вертинской. Голос — одно, лицо — другое. А сердце зрителя — третье!
11. Жара и гипертония
На съёмках стояла жуткая жара. В сценах осады температура доходила до 40°. Смирницкий, в костюме с поролоном, упал в обморок. Скорая, больница... Всё по-настоящему.
12. Единственный неездок
Арамис (Старыгин) не умел ездить верхом. Вообще. Его часто заменял дублёр. Внимательный зритель может даже заметить подмену.
13. Усы подожгли
Однажды Боярский ущипнул гримёршу за попу. Она от испуга сожгла ему ус. Пришлось срочно клеить новый. А ведь кто-то скажет, что актёрская профессия — неопасная…
14. Поклонницы и вино в багажнике
Фанатки преследовали актёров на автобусах, накрывали столы, в том числе с алкоголем. А в багажнике "Волги", которая следовала за группой — бочка с вином!
Хилькевич в отчаянии вызвал маму Боярского! Она и снялась в эпизоде с тестом, брошенным в гвардейцев.
15. Костюмы из штор
Шторы, бижутерия с базара и самодельные украшения — так создавали образы. А блеск! Как будто всё из Версаля.
16. Прослушка от КГБ
Актёры "жгли" в гостинице: травили анекдоты, изображали политиков. КГБ всё это записал. Хилькевича вызвали на допрос. Ему стало плохо прямо в здании. Чудом удалось отмазать артистов. Но с тех пор — тишина в номерах!
17. Терехова не спала
Чтобы создать уставший взгляд Миледи, Терехова специально не спала ночами. Вот это преданность образу!
18. Дублёр Тереховой
Хотя Маргарита и умела ездить верхом, в опасных трюках её заменяла Лариса Хонько — профессиональная наездница. Безопасность прежде всего!
19. Злодеи — добрые, герои — хулиганы
Терехова и Трофимов вели себя на площадке тихо и интеллигентно. А вот мушкетёры, как шпана. Песни, игры, розыгрыши. Контраст, как говорится.
20. Лев Дуров — мастер седла
Дуров (Детревиль) был мастером верховой езды. Имел спортивный разряд. С ним вообще не было проблем.
21. Ранение Боярского
Клюев случайно проткнул Боярского шпагой в рот. Осталось буквально пара сантиметров до мозга. Все обошлось, но риск был чудовищный.
22. Концерт за дворец
Одну из сцен снимали в Одесском дворце моряков. Разрешили только при условии, что Боярский даст бесплатный концерт. Актёр согласился, несмотря на травму.
23. Музыка под цокот копыт
Юнгвальд-Хилькевич попросил Дунаевского: песня должна быть под цокот лошади. И вот родилась легендарная тема.
Из всех актёров песню записал только Боярский. Остальное — голоса из ВИА "Коробейники".
24. Поэт обиделся
Песню для Миледи написал Смехов. Но поэт Ряшенцев оскорбился, мол, "графомания!" и пошёл в суд. Премьера фильма из-за этого отложилась на год! Вот тебе и "Почему бы и нет"...
25. Антисоветский мушкетёр
Критики обвинили фильм в антисоветчине. Мол, герои — пьяницы, драчуны, и ещё французские песенки поют! Но зрители всё это проигнорировали. Фильм стал грандиозным хитом.
А вы знали все эти подробности? Лично я каждый раз пересматриваю эту ленту с улыбкой. И когда вижу, как мушкетёры несутся по улочкам, поют свои песни, дерутся и шутят — на душе становится тепло. Потому что это не просто кино. Это часть нашей общей кинематографической души. Один за всех и все за одного!