Найти в Дзене
ИТП "Град"

Эволюция градостроительства: от древних поселений до современных мегаполисов

Градостроительство — это не просто процесс проектирования и строительства городов, а целая история, отражающая изменения в культуре, экономике и технологиях человечества. Каждая эпоха оставила свой след в облике городов, формируя их уникальную структуру и стиль. Давайте рассмотрим эволюцию градостроительства на примере нескольких знаковых городов.

Древние города: начало упорядоченной планировки

Первые попытки упорядочить застройку относятся к середине III — началу II тыс. до н. э., когда древние цивилизации начали создавать города с четкой планировкой. Древние города, такие как Мохенджо-Даро, Хараппа, Кахун и Вавилон, как раз таки и демонстрируют данные попытки упорядочить застройку. Каждый из этих городов уникален, но их планировка отражает общий стремительный прогресс в организации пространства и управления ресурсами.

Мохенджо-Даро и Хараппа: сеточная планировка и инженерные инновации

Города цивилизации долины Инда, такие как Мохенджо-Даро и Хараппа, являются одними из первых примеров организованного градостроительства. Их планировка основывалась на прямоугольной сетке улиц, пересекающихся под прямым углом. Это позволило разделить города на функциональные зоны: жилые кварталы, общественные здания и промышленные районы. Дома были построены из стандартизированного кирпича, что обеспечивало устойчивость конструкций.

Мохенджо-Даро. XXXIII-XV вв. до н. э. (план города; https://www.arhitekto.ru/txt/2razv135.shtml)
Мохенджо-Даро. XXXIII-XV вв. до н. э. (план города; https://www.arhitekto.ru/txt/2razv135.shtml)

Особое внимание уделялось водоснабжению и санитарии. В Мохенджо-Даро существовала сложная система дренажа и канализации: почти каждый дом имел собственную ванную комнату с подключением к общей сети. Город был оснащён общественными колодцами и резервуарами для воды, что свидетельствует о высоком уровне инженерного мастерства. Кроме того, города были окружены стенами для защиты от наводнений и возможных нападений, а их расположение учитывало астрономические наблюдения.

Кахун: социальное зонирование в Древнем Египте

Город Кахун (Эль-Лахун), построенный около 1850 г. до н. э., служил местом проживания рабочих и жрецов, поддерживавших культ фараона Сенусерта II. Планировка города была строго упорядоченной: улицы пересекались под прямыми углами, а дома были разделены на две основные зоны — для элиты и для рабочих. Дома элиты отличались большими размерами (до 2520 м²) и роскошным внутренним убранством с центральными дворами, бассейнами и колоннами.

Кахун, первые века II тысячелетия до н. э. (https://archisto.info/srednee-carstvo-kahun.html)
Кахун, первые века II тысячелетия до н. э. (https://archisto.info/srednee-carstvo-kahun.html)

Рабочие жили в небольших домах с ограниченным пространством, что подчёркивало социальную стратификацию. Такая строгая организация пространства была направлена на централизованное управление ресурсами и поддержание порядка в обществе. Город также был связан с храмовым комплексом Сенусерта II, что подчёркивало его религиозную функцию.

Вавилон: прецессионная улица как символ могущества

Вавилон эпохи царя Навуходоносора II (604–562 гг. до н. э.) является примером монументального градостроительства с акцентом на символику и величие. Процессионная улица города проходила через знаменитые ворота Иштар — архитектурный шедевр из глазурованных кирпичей ярко-синего цвета. Улица была украшена рельефами львов, драконов и быков — символов богов Иштар, Мардука и Адада соответственно.

1. План города в халдейский период; конец VII в. — первые две трети VI в. до н. э. (а — зиккурат, б — дворец Навуходоносора, в — висячие сады, г — ворота Иштар, д — храм Мардука, е — пригороды, ж — кладбище). — 2. План центральной части города (а — большой зиккурат «Вавилонская башня», б — улица процессий).— 3. Вид Вавилона со стороны нового города.— 4. Ворота Иштар. (https://istoriya-iskusstva.ru/arhitektura-drevnego-vavilona/)
1. План города в халдейский период; конец VII в. — первые две трети VI в. до н. э. (а — зиккурат, б — дворец Навуходоносора, в — висячие сады, г — ворота Иштар, д — храм Мардука, е — пригороды, ж — кладбище). — 2. План центральной части города (а — большой зиккурат «Вавилонская башня», б — улица процессий).— 3. Вид Вавилона со стороны нового города.— 4. Ворота Иштар. (https://istoriya-iskusstva.ru/arhitektura-drevnego-vavilona/)

Процессионная улица имела ширину до 20 метров и была вымощена каменными плитами на битумной основе. Её декоративные элементы служили не только эстетическим целям, но и укрепляли культурные традиции города. Ежегодно здесь проходили религиозные процессии в честь Нового года — праздник плодородия земли и подтверждения власти царя. Вавилон также отличался двойными стенами для защиты города и продуманной системой улиц в виде сетки

Античность: рациональность и регулярность

Афины: стихийность и функциональность

Обратимся к греческим городам на примере Афин. Планировка Афин была относительно хаотичной, что связано с их историческим развитием. Центральным элементом города был Акрополь — возвышенность, служившая религиозным и стратегическим центром. На его вершине находились храмы и другие культовые сооружения, такие как Парфенон, построенные во времена Перикла после разрушений греко-персидских войн. Расположение зданий на Акрополе не подчинялось строгой симметрии: посетителям открывались живописные панорамы, создавая ощущение величия и гармонии.

Афинская Агора (https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g189400-d198709-Reviews-Ancient_Agora_of_Athens-Athens_Attica.html)
Афинская Агора (https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g189400-d198709-Reviews-Ancient_Agora_of_Athens-Athens_Attica.html)

Важным общественным пространством Афин была Агора — рыночная площадь, где собирались купцы, ремесленники и горожане. Она выполняла функции торгового, политического и социального центра. Районы города имели четкое функциональное разделение: например, Керамик был местом работы гончаров и художников. Улицы этого района были узкими, а условия жизни — неблагоприятными, что контрастировало с более престижными кварталами.

Гипподамова система: рациональная планировка эллинистических городов

В период эллинизма рациональная планировка стала нормой благодаря архитектору Гипподаму Милетскому. Его система предполагала пересекающиеся под прямым углом улицы и равные прямоугольные кварталы. Это обеспечивало удобство передвижения и упорядоченность городской жизни. Гипподамова система применялась при строительстве таких городов, как Александрия Египетская, Родос и Пергам.

Милет. V в. до н. э. (архитектор Гипподам; http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st011.shtml)
Милет. V в. до н. э. (архитектор Гипподам; http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st011.shtml)

Особенно ярким примером является Александрия Египетская. Город был разделён на четкие зоны: административный центр с дворцом Птолемеев, культурные учреждения (например, знаменитая Александрийская библиотека) и жилые кварталы. Главные улицы ориентировались по сторонам света и соединяли ключевые общественные пространства — агору, театры и храмы. Такая структура способствовала развитию торговли и науки.

Римские города: военная рациональность

Римляне внесли огромный вклад в градостроительство, основываясь на принципах планировки военных лагерей (каструмов). Эти лагеря представляли собой прямоугольники с пересекающимися главными магистралями — декуманус (восток-запад) и кардо (север-юг). В точке их пересечения располагался форум — административный и религиозный центр лагеря или города.

План г. Помпеи (https://kannelura.ru/?p=2271)
План г. Помпеи (https://kannelura.ru/?p=2271)

Со временем временные лагеря превращались в постоянные укрепленные города. Например, Помпеи демонстрируют характерную римскую планировку с широкой главной улицей (декуманус) и более узкими боковыми улицами. Улицы разделялись на проезжую часть и тротуары для пешеходов. Римляне также уделяли внимание инженерным сооружениям — акведукам, мостам и дорогам — которые интегрировались в городскую инфраструктуру

Средневековье и эпоха Возрождения: утопии и идеалы

Средневековые города часто развивались хаотично, однако эпоха Возрождения принесла идеи симметричных планов «идеальных городов» (читайте об этом в другой нашей статье). Итальянский архитектор Антонио Филарете в своём «Трактате об архитектуре» (1465 г.) описал проект идеального города Сфорцинда:

  • форма звезды: город имел форму восьмилучевой звезды, образованной пересечением двух квадратов. В вершинах лучей располагались сторожевые башни, а радиальные улицы соединяли их с центральной площадью.
  • центральная площадь: в центре находился собор, окружённый зданиями администрации и суда. Площади были разделены на торговые и религиозные зоны.
  • каналы: город был связан с внешним миром через систему каналов, что обеспечивало транспортировку товаров и доступ к воде.
  • аллегория жизни: Филарете предлагал символически заложить в основание города сосуд с водой, вином, молоком и мёдом — символами очищения, умеренности, питания и трудолюбия.
  • Сфорцинда осталась нереализованной утопией, но её идеи вдохновили последующие проекты.

Новое время: стандартизация и ансамбли

В XVIII веке началась эпоха регулярного градостроительства в России. Санкт-Петербург стал примером тщательно спланированного города благодаря генеральным планам. Первые генеральные планы были разработаны архитекторами Доменико Трезини и Жан-Батистом Леблоном. Основная идея заключалась в создании города-крепости с геометрически правильной структурой:

  • проект Трезини (1712–1717): Центр города предполагалось разместить на Васильевском острове, чтобы фасад города обращался к Балтике. Архитектор предложил типовые чертежи для жилых домов, что обеспечивало единообразие застройки. Однако заболоченные почвы и сложность транспортировки стройматериалов затруднили реализацию проекта.
  • проект Леблона (1716): Леблон предложил план города в форме эллипса с чётким зонированием и бастионами для защиты. Хотя этот проект не был полностью воплощён, его идеи повлияли на административное деление Петербурга на пять районов.

В Париже барон Осман провел масштабную реконструкцию города в XIX веке. Этот процесс получил название «Османизация» и стал эталоном для многих европейских столиц. Были уничтожены ветхие кварталы вокруг собора Нотр-Дам общей площадью около 9 гектаров. На их месте появились просторные площади и прямые магистрали. также было проложено около 100 километров новых улиц шириной до 30 метров. Бульвары соединяли ключевые точки города — вокзалы, площади и административные здания.

Проспекты, созданные Османом в центре города в 1850-1870 годах (CC BY-SA 2.5: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=580098)
Проспекты, созданные Османом в центре города в 1850-1870 годах (CC BY-SA 2.5: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=580098)

Под улицами были проложены водопроводные и канализационные системы, обеспечивающие санитарную безопасность. Фасады зданий вдоль бульваров оформлялись в едином стиле, а на улицах появились газовые фонари и питьевые фонтанчики. В рамках проекта были созданы парки на периферии города — Булонский лес, парк Монсури и другие. Это обеспечило городу «лёгкие», улучшая экологическую ситуацию

Современность: устойчивое развитие и инновации

Современные мегаполисы стремятся к экологичности и комфорту. Например, Масдар Сити в ОАЭ был построен с использованием возобновляемых источников энергии, технологий устойчивой архитектуры и инновационной транспортной системой (отсутствуют традиционные автомобили, вместо них используются автономные электрические транспортные средства и пешеходные зоны для удобства жителей).

В России проект «Зарядье» в Москве демонстрирует интеграцию зеленых зон с городской инфраструктурой для создания гармоничной среды, точно создавая оазис внутри мегаполиса. Проект не только погружает людей в четыре природные зоны России — лес, тундра, степь и заливные луга, позволяя познакомится с разнообразием ландшафтов страны прямо в центре столицы, но и прячет под ландшафтом парка объекты инфраструктуры — концертный зал, музейный комплекс и парковка. Такое решение сохраняет эстетический облик парка и максимально использует пространство.

Бразилиа — столица Бразилии — является примером уникальной градостроительной концепции Лусио Коста. План города напоминает бабочку. Центральная часть («фюзеляж») отведена под административные здания (например, Площадь Трёх Властей), а «крылья» занимают жилые кварталы с полной инфраструктурой. аждая зона города предназначена для определённых целей — жилые районы отделены от коммерческих зон и правительственных зданий. Это позволяет эффективно организовать движение транспорта и минимизировать пересечение потоков людей.

(https://kannelura.ru/?p=1571)
(https://kannelura.ru/?p=1571)

Эволюция градостроительства показывает важность учета местных условий, культурных особенностей и технологических возможностей. От древних поселений до современных мегаполисов города становятся отражением стремления человека к упорядоченности, красоте и удобству жизни.

Сегодня перед проектировщиками стоит задача не только создавать комфортные пространства, но и обеспечивать их экологическую устойчивость. Будущее градостроительства — это баланс между традициями прошлого и вызовами современности.