Вчера я начал рассказывать о том, как театральная жизнь зародилась на месте усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской улице. Как импровизированный концертный зал в старинных палатах сменился домашним театром, как ему на смену ненадолго пришел Камерный драматический театр Александра Таирова, основанный в 1914 году и позднее признанный Советской властью. Как в конце прошлого века здесь появился музыкальный театр «Геликон-опера», существующий в этих стенах по сей день.
А сегодняшняя история расскажет о театре по соседству, чье здание было выстроено благодаря княгине Евгении Федоровне Шаховской-Глебовой-Стрешневой. А если точнее, то перестроено из уже существовавшего дома, который она прикупила к усадьбе.
Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!
На углу Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка, по соседству с домом Настасьи Михайловны Дашковой, в восемнадцатом веке стояли палаты обер-секретаря Сената Ивана Яковлевича Комарова. В начале девятнадцатого столетия палаты приобрел московский купец второй гильдии Григорий Никитич Зарубин. Любопытно, что и в москвоведении, и на Яндекс-картах…
…Дом этот по-прежнему известен как особняк Зарубиных
И это притом, что сам он здесь жить не стал, сдавал недвижимость Конторе театральной дирекции для проведения маскарадов, концертов и прочих увеселительных мероприятий.
Дом сгорел в пожаре 1812 года и долгое время представлял собой обугленный каменный остов, который лишь в 1830-х был восстановлен сыном Григория Никитича, отставным офицером Ефимом Григорьевичем Зарубиным. Он даже увеличил владение, выстроив на пепелище новый трехэтажный дом, включив в его объем часть уцелевших стен прежнего здания.
В 1860-х владение приобрел статский советник Константин Александрович Ефремов с супругой, а в 1885 году его выкупила уже знакомая нам княгиня Евгения Федоровна.
Она реконструировала постройку, поручив составление проекта и исполнение работ архитекторам Федору Никитичу Кольбе и Константину Викторовичу Терскому – тем самым зодчим, что как раз в это же время перестраивали саму усадьбу.
(9 фото)
Только вместо оформлявшего центральный фасад усадебного дома Александра Каминского здесь трудился его протеже, молодой Федор Осипович Шехтель. Впрочем, тогда его пока еще звали Францем-Альбертом.
Когда дом был готов, Евгения Федоровна сдала его…
…В аренду германскому антрепренеру и актеру Георгу Парадизу
Некоторые источники пишут, что немец с «райской» фамилией сам перестроил дом под себя, но нет, все работы были проведены за счет Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Есть даже мнение, что предприимчивый и бесспорно талантливый антрепренер лично вдохновил княгиню, поклонницу немецкой драмы профинансировать строительство, после чего арендовал готовое здание сроком на 12 лет.
Парадиз совсем недавно с успехом представлял свои антрепризы в Петербургском Немецком театре, и вот решил обосноваться в Москве.
Театр он назвал по своей фамилии «Парадизом», но многие москвичи звали его просто «Никитским». В 1882 году как раз отменили монополию на Императорские театры в обеих столицах, и это стал один из первых коммерческих частных театров Москвы.
Однако после ошеломительного успеха в Санкт-Петербурге, в Москве антрепренеру повезло гораздо меньше. Труппа была подобрана неудачно, актеры плохо сыгрались. В итоге спектакли «не пошли», зал нередко пустовал, не помогала даже субаренда, которую Георг предлагал другим режиссерам.
В 1892 году Георга Парадиза объявили банкротом, пустив имущество с молотка. Администрировать театральную деятельность он, правда, продолжил и после этого, но длительных договоров уже не заключал.
После неудачи с Парадизом…
…Театр сменил название на «Интернациональный»
В нем ставили «Садко», «Майскую ночь» и «Снегурочку» Николая Андреевича Римского-Корсакова, «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки, «Вражью силу» Александра Николаевича Серова, «Кармен» Жоржа Бизе, «Черевички» и «Чародейку» Петра Ильича Чайковского, «Аиду» Джузеппе Верди.
Собственной труппы не было, и площадка сдавалась различным постановщикам.
Здесь солировали Федор Шаляпин и Надежда Забела-Врубель. Здесь выступала частная опера Саввы Ивановича Мамонтова. Кстати, «Бориса Годунова» для него ставил на тот момент пока еще молодой композитор и начинающий дирижер Сергей Васильевич Рахманинов.
А первого мая 1899 года на сцене близ Никитских ворот состоялся…
…Единственный показ «Чайки», единственным зрителем которого был Антон Павлович Чехов
Автором постановки стал Константин Станиславский, и, после страшного провала в Александринском театре двумя годами ранее, московская премьера прошла с огромным триумфом.
«…Как мы играли – не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рев, треск, бешеные аплодисменты. Занавес раздвинулся, опять задвинулся, а мы стояли как обалделые. Потом снова рев и снова занавес…»
(Из воспоминаний Константина Сергеевича Станиславского)
«Большой успех. После каждого акта вызовы»
(Текст телеграммы писателя Игнатия Николаевича Потапенко Чехову)
«Антон Павлович, голубчик, наша взяла! Успех полный, единодушный, какой должен был быть и не мог не быть!»
(Вера Федоровна Комиссаржевская Антону Павловичу Чехову)
Сам автор пьесы в день премьеры был сильно болен и не смог приехать из Ялты. Но, выбравшись-таки в Москву, уговорил труппу повторить спектакль для него лично. В результате постановку, в которой сам Станиславский был не только режиссером, но и исполнял роль Тригорина, Антон Павлович назвал изумительной.
В 1910 году здание перестроили еще раз по проекту Александра Антоновича Галецкого.
После революции…
…Театр получил новое имя
Теперь он стал называться Театром Революции.
С 1922 по 1924 год им руководил Всеволод Эмильевич Мейерхольд, одновременно с этим устроив и экспериментальную театральную студию, преобразованную позднее в Театральный техникум.
А в 1954 году театр в последний раз сменил название, и все мы знаем на какое. Теперь это Московский академический театр имени Владимира Маяковского.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Вы можете оказать посильную помощь развитию канала, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!