Я почти закончил рассказ об играх, что первыми покорили моё сердечко в далёком детстве. Были и ламповые «казуалочки», были и мясные экшны, но выше их всех вместе взятых была одна конкретная игра.
А именно S.T.A.L.K.E.R Clear Sky, она же «Чистое небо», она же «ЧН». К слову, в тот момент на моём компе была ещё и «Тень Чернобыля», но там игра благополучно вылетала на моменте, когда мы переходим в Бар, потому тогда я её так и не прошёл. А вот «Чистое небо» я излазил вдоль и поперёк.
До сих пор помню свои чувства от первого прохождения. Это меню с такой пугающей, но завораживающей музыкой, и где на фоне мы видим легендарную Атомную. Затем входишь в саму игру и видишь, как собака пожирает мутанта. После наше внимание переключают на группу учёных, которых ведёт некий наёмник. Вид вокруг одновременно удручает, и вместе с этим тебе невольно хочется оказаться там.
Затем Выброс, и ты на базе группировки «Чистое небо». Знакомишься с Лебедевым и другими членами группировки. От базы так и веет каким-то… уютом, что ли? Эти покосившиеся домики, костёр, бармен Холод… А когда ты совершишь несколько вылазок по опасным радиоактивным Болотам, где ты будешь один на один с Зоной и её порождениями, то начнёшь ещё больше ценить базы группировок, эти островки стабильности и спокойствия в необъятном хаосе Зоны Отчуждения.
Но тогда ты этого ещё не знаешь. Ты, игрок, только-только покинул базу, отправляясь на первое задание. Атмосфера сухой безысходности давит, аномалии так и норовят цапнуть тебя, ты видишь тела «чистонебовцев», забираешься на вышку и тут — очередной Выброс.
И тогда ты узнаешь завязку сюжета — Зона стала крайне нестабильна, Выбросы перекраивают карту, открывая новые локации и закрывая старые. И Лебедев объясняет — это реакция Зоны на вторжение в своё сердце. Кто-то из сталкеров подобрался слишком близко к тому, что им недоступно, и наверняка планирует повторить попытку. И теперь тебе, игрок, необходимо остановить этих сталкеров прежде, чем их действия приведут к ужасным последствиям.
Спустя время, когда я от и до прошёл все три основные части, я всё равно считал «Чистое небо» лучшей из всей трилогии. Потом я начал думать, что это ностальгия затмевает мне разум и напяливает мне на глаза розовые очки, заставляя помнить мою первую игру лучше, чем она была на самом деле. Но буквально пару месяцев назад я перепрошел все три части, стараясь быть максимально объективным. И вывод остался тем же — «ЧН» лучшая часть серии.
Во-первых, внешний вид. Графически игра выглядит приятнее, чем «ТЧ» и «ЗП». У первой картинка очень бледная, слишком засвеченная, ночи как таковой нет, и всё выглядит больно уж мультяшно. А «ЗП» донельзя охристая, уныло-песчаная, из-за чего у вас три больших локации, но кажется, будто одна единственная на всю игру. Это что касается визуала. Но и дизайн многих локаций в «ЧН» лучше. Вспомнить Рыжий лес. Густая растительность, аномалии, мутанты, буквально всё окружение делает так, чтобы игрок был на взводе и боялся каждого шороха. Подобная же ситуация на болотах.
А чего стоит один только Лиманск! В каждой части есть свой город — в первой это Припять, здесь Лиманск, в третьей — Восточная Припять. В любой из частей про город можно сказать, что он «мёртвый», но только Лиманск создаёт впечатление, что он когда-то был живым. Детские площадки, дворы, гаражи, мостик через речку, балконы, стройка… Всё создаёт ощущение, будто жители покинули город недавно, и скоро вернутся. Такое трогательное, и одновременно печальное зрелище.
Далее, геймплей. По большей части, тут мало что изменилось, но есть пару деталей. К примеру, артефакты. Меня бесил сбор артов в «ТЧ». Ведь нам часто твердили, что сталкеры идут сюда именно за ними, а это очень опасный промысел, и каждый шаг может стать для тебя последним. Но в «Тень Чернобыля» ты просто ходишь и собираешь их как грибы, прям под ногами. В «ЧН» же поиск артефактов превращается в реально опасное дело. Также как охота на мутантов. Здесь они куда более свирепые и опасные противники, и тебе не получится косить их табунами, как раньше. Больше велик шанс того, что ты сам погибнешь.
Мне нравится, как они оформили базы группировок. На каждой — свой бар, со своей колоритной музыкой, что отображает суть каждой из группировок, будь это «блатняк», что-то воинственное или спокойное. Классно сделали тир на базе «Долга» или стрельбу по птицам на базе бандитов. Забавляло, как Дядька Яр и Ашот переругивались по громкой связи на базе «Свободы». Помню, как уютно было в домике Лесника, и как ты спешил на заветные жёлтые точки на карте — ведь там спокойно и можно отдохнуть хоть ненадолго от мутантов и врагов.
Сюжетно тут тоже всё отлично, и сюжет этот проведёт вас по всем основным персонажам, покажет много необычных миссий и ситуаций, вроде огромного подземного комплекса под Агропромом, классную вылазку с Левшой на Янтаре, или ту самую погоню за Стрелком на окраине Рыжего леса, где мы действительно будем уверены, что сможем его догнать, и покажет большое событие в мире Зоны — Войну группировок.
Вот здесь, кстати, кроется один из главных минусов «ЧН», который трудно не заметить. Идея с Войной, возможность вступить в группировки и привести её к победе — интересная, сама по себе, но реализована крайне топорно. Бесконечно захватываете блокпосты, защищаете свои, в конце штурмуете базу. Ожидаешь большего. А если вы станете бандитом, то тогда практически вся Зона станет вашим врагом. Такие дела.
Да и второстепенные квесты здесь подкачали. В «ЗП» с этим в разы лучше, там действительно интересные сайд-квесты со своими сюжетными линиями, здесь такого нет. Навскидку могу вспомнить лишь цепочку заданий в войне «Свободы» против наёмников, что не относится к основной Войне группировок, но не более того.
Также многие назовут среди минусов баги, вылеты и прочее, что мешало их игровому процессу, но лично я ничего такого не встречал, и, сколько бы раз не проходил игру, она всегда работала отлично.
Подведу итог поста. Лично для меня, «Чистое небо» лучшая часть серии. На её фоне «Тень Чернобыля» достаточно сырая, а «Зов Припяти», не смотря на бодрое начало и классные сайд-квесты, становится всё более затянутой к концу. В «ЧН» довели до ума идеи, возникшие в «ТЧ», и добавили то, что получит свое продолжение в «ЗП». Разумеется, вы можете со мной не согласится, а можете и поддержать мою мысль. Решать только вам.
И подводя черту под всем, что было сказано. «Как достать соседа», Mirror's Edge, Alien Shooter, «ВАЛЛ-И», «Call of Duty 2: Священная война», «S.T.A.L.K.E.R. Чистое небо» — все эти игры стали моими первыми. Потом я стал брать у друзей диски, что-то скачивал с интернета (есть тут такие, кто помнит MediaGet?). И в тот момент для меня открылся действительно безграничный мир, в который я погрузился с головой.
S.T.A.L.K.E.R и куча модификаций к нему. Почти все вышедшие на тот момент Call of Duty и Battlefield. Были Metro 2033, Fallout и Borderlands. The Elder Scrolls, Dragon Age и Ведьмак. Просиживал часами в Assassins Creed и Far Cry, BioShock и Saints Raw, Killzone и GTA. Истреблял зомби в Dead Island, исследовал далёкий космос в Mass Effect и дурачился в Just Cause. Боялся Silent Hill и Outlast, и напрягался в Resident Evil и Dead Space. Ощущал себя самым крутым в Prototype. Прятался в тени в Metal Gear или Splinter Cell. Играл в старичков, вроде DOOM и Wolfenstein, и в новые на тот момент Watch Dogs и Titanfall. «Катал» по сети в CS, Overwatch и War Thunder. С удовольствием проходил всякие инди-проекты, вроде Sally Face, Undertale или Terraria. Потом в моей жизни появилась четвёртая «плойка», а с ней God of War, The Last Of Us, Forza Horizon и Horizon Zero Dawn. Там вообще много всего было, куча тайтлов, куча игр, множество серий, спин-оффов, ремейков и ремастеров. Самые разные истории, невероятные эмоции и яркие впечатления, что остались со мной на многие годы.
А началось всё с этих не самых великих и не самых масштабных игр, кое-где даже совсем неказистых, но таких ламповых и приятных… Одним словом, как говорили классики, «не забывай свои корни, помни!»
___________________
Автор текста: Стас Богданов
Написано специально для блога CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.
Не пропустите так же наш телеграм-канал ↩— о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.
Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.
🎲🎥 Читайте также: