Найти в Дзене

Чадан: тувинский Чикаго. Часть 1: город.

Чадан (по-тувински - "Чадаана") - небольшой (9000 населения) город в Западной Тыве, в двух сотнях километров от Кызыла и в сотне - от тувинско-монгольской границы. Чадан - город для Тывы важный. Помимо того, что, помимо Турана и Кызыла это был единственный де-факто город в Тувинской народной республике на момент присоединения к РСФСР в 1944 году, Чадан - ещё и неформальная столица тувинского запада, который даже в самой Республике слывёт "диким". Здесь суровые безлесые сухие степи, озёра (в том числе и "молочное" озеро Сут-Холь), перевалы, а часть местного населения, как пишут местные ресурсы, называла себя "уйгурами" аж до ХХ века - влияние китайского Синцзяна и буддистской Монголии здесь ещё сильнее, чем в основной части Тывы. Сам же Чадан славится в Тыве как "Чикаго" не только из-за местного музыкального фестиваля, но и благодаря историческому лидерству в числе преступлений на душу населения (что для Тывы, как для одного из самых криминогенных регионов страны, сильно). До Чадана я

Чадан (по-тувински - "Чадаана") - небольшой (9000 населения) город в Западной Тыве, в двух сотнях километров от Кызыла и в сотне - от тувинско-монгольской границы. Чадан - город для Тывы важный. Помимо того, что, помимо Турана и Кызыла это был единственный де-факто город в Тувинской народной республике на момент присоединения к РСФСР в 1944 году, Чадан - ещё и неформальная столица тувинского запада, который даже в самой Республике слывёт "диким". Здесь суровые безлесые сухие степи, озёра (в том числе и "молочное" озеро Сут-Холь), перевалы, а часть местного населения, как пишут местные ресурсы, называла себя "уйгурами" аж до ХХ века - влияние китайского Синцзяна и буддистской Монголии здесь ещё сильнее, чем в основной части Тывы. Сам же Чадан славится в Тыве как "Чикаго" не только из-за местного музыкального фестиваля, но и благодаря историческому лидерству в числе преступлений на душу населения (что для Тывы, как для одного из самых криминогенных регионов страны, сильно).

-2

До Чадана я добирался попутками из Шагонара. Несмотря на по сибирским меркам небольшое расстояние между городами, за 115 километров пути я сменил три попутки. Всякий раз это были семейные авто с суровыми молчаливыми тувинскими всадниками за рулём, дородными женщинами в китайских пуховиках и смешными тувинскими детками, многие из которых норовили (успешно) дёрнуть меня за бороду. В общем, было весело и живописно.

Дорожный знак с мантрой в районе Ак-Дуруга.
Дорожный знак с мантрой в районе Ак-Дуруга.

Последняя попутка высадила меня в паре кварталов от центра города, на улице Ленина. Привычный тувинский городской пейзаж - невысокие деревянные дома за заборами да серый от угля снег.

-4

В межвоенный период население Чадана едва ли превышало 3.000 человек. Несмотря на то, что городской статус Чадан получил в 1945 году, уже будучи в составе СССР, подобие городской планировки сложилось здесь ещё до этого, и по крайней мере в центре городка улицы пересекаются под привычным прямым углом. Вокруг, как и в посещённом днём ранее Туране, приземистые деревянные избы...

-5

В том числе явно довоенные, что угадывается по скату крыши.

-6

Ставенки тоже на месте.

-7

Детская школа искусств на параллельной улице.

-8

В советское время Чадан был в том числе известен благодаря расквартированному здесь 486-й мотострелковому полку 242-й мотострелковой дивизии, которая, что интересно, была расквартирована в Хакасии и Тыве, а часть военной техники хранила... В соседней Монголии! На старых фотографиях Чадан наполнен военными... Впрочем, воинскую часть в 2009 году расформировали.

Парад в центре Чадана, предположительно ранние 1980-е (???). Фото из сети.
Парад в центре Чадана, предположительно ранние 1980-е (???). Фото из сети.
Это же здание сегодня - детский садик.
Это же здание сегодня - детский садик.

Впрочем, показанный выше деревянный детский сад - это уже юго-восточный конец улицы Ленина, а в её северо-западной оконечности путешественника внезапно (на самом деле, не очень) встречает дом семьи Шойгу.

-11

Именно здесь 21 мая 1955 года в семье Кужугета Сергеевича Шойгу и Александры Яковлевны Кудрявцевой родился Сергей Кужугетович Шойгу, ныне (по состоянию на апрель 2025-го) - секретарь Совбеза при президенте РФ и самый долгоиграющий министр обороны в современной истории России (2012-2024). Сторого говоря, дом этот не самого Кужугета Шойгу, а Александры Кудрявцевой, выходицы с Орловщины, приехавшей в далёкий Чадан в 1950-е как специалист. Тем не менее, именно здесь обосновалась семья Шойгу после свадьбы русской девушки с редактором местной тувинской газеты Кужугетом, и здесь же семья прожила до 1957 года - до переезда в Кызыл. Так что мелькающая в местных изданиях формулировка про "первые шаги" "генерала МЧС", сделанные в этом самом доме - скорее всего, не фигура речи.

Семья Шойгу возможно в доме в Чадане, либо уже в Кызыле, вторая половина 1950-х. Как выглядит Сергей Кужугетович сегодня, думаю, вы и так знаете.
Семья Шойгу возможно в доме в Чадане, либо уже в Кызыле, вторая половина 1950-х. Как выглядит Сергей Кужугетович сегодня, думаю, вы и так знаете.

Улицу, параллельную Ленина, кстати, переименовали в честь Сергея Шойгу... Про любовь и уважение к персоне Шойгу в Тыве я уже рассказывал в материале про Туран, а про построенную по его инициативе и на его средства статую Будды на "стрелке" Енисея в Кызыле - в материале про Кызыл. В целом, Шойгу для тувинцев - "свой человек в Москве", и то, что это человек ещё и был министром обороны, подавно хорошо ложится на боевитость этого народа. За пределами же Тывы я встречал оценки от "Потомок Субедея" до "Тувинский дегенерат" (осуждаем!), но факт остаётся фактом - на отрезке в последние 80 лет Сергей Шойгу - самый знаменитый уроженец Тывы.

-13

Ныне внутри находится мемориальную музей семьи Шойгу, однако около четырёх часов дня 23 февраля музей... Оказался наглухо закрыт! Идеологическая диверсия?!

Дом невдалеке.
Дом невдалеке.

Продолжаем путь в центр городка. Какое-то из этих деревянных зданий принадлежит городской поликлинике, а вот какое - убей не вспомню.

-15
-16

Здесь же, рядом - возможно, самое красивое здание Чадана - главпочтамт (1949?), отголосок советского деревянного модерна, хоят и довольно скромный. Ныне внутри находится краеведческий музей, тоже наглухо закрытый в праздничный день. На входе в музей - закономерно собаки Фу.

Музей смотрит фасадом на стандартный для малых тувинских городков и селений лысенький прямоугольный парк с молитвенным барабаном Мани-Хурту (2018).

-18

Красивая сцена для массовых мероприятий - здесь же.

-19

А прямо напротив молитвенного барабана - воинский мемориал, судя по отделке, уже современный. Стоит ли говорить, что расположение двух этих объектов в парке очень и очень в стиле современной Тывы.

-20

Ещё несколько деревянных зданий в центре и не только...

Бедненькая изба шириной в два окна...
Бедненькая изба шириной в два окна...
Старый барак чуть в стороне от центра.
Старый барак чуть в стороне от центра.

Чуть дальше по улице Ленина раскинулся массивный типовой дом культуры им. Мерген-Херел Монгуша (местного музыканта) (1975). Сам по себе ДК не сильно интересен, в отличие от соцреалистических мозаик на его стенах.

А возле ДК - памятник самому важному для тувинской идентичности уроженца западной Тывы - Монгушу Буян-Бадыргы. Буян-Бадыргы (именно это имя, Монгуш - фамилия, самая распространённая в Тыве) родился в селении Аянгаты, что близ нынешнего Ак-Довурака, промышленного центра западной Тывы, куда я так и не добрался. Буян-Бадыргы происходил из семьи зажиточного табунщика, получил хорошее монастырское образование в Усту-Хурээ под Чаданом, а потом где-то в Китае. В тувинских источниках пишут, что будущий руководитель независимой Тывы, помимо родного языка, владел китайским, тибетским и русским, и на каком этапе своей жизни и карьеры он успел вучить язык Пушкина и Сафьянова - загадка.

-24

Монгуш Буян-бадыргы начинал как лоялист по отношению к Китайской империи, однако, когда к 1912 году до далёкого Урянхая всё же дошло окончательно, что манчжурская династия в Пекине полностью выработала свой небесный мандат и Империя коллапсирует, он свои взгляды поменял. В 1914 году Монгуш стал одним из разработчиков официального прошения к России об установлении протектората, которое, помимо прочего, содержало прошение о сохранении территориального деления, местного самоуправления и, в целом, минимальном вмешательстве во внутренние дела. Прошло семь лет, и Буян-Бадыргы в 1921 году стал первым председателем правительства республики Танну-Тува, а в 1923 году возглавил народный кабмин.

Монгуш Буян-Бадыргы за работой. Фото из сети.
Монгуш Буян-Бадыргы за работой. Фото из сети.

Как председатель совета министров ТНР и заодно министр иностранных дел государства Буян-Бадыргы смог пробить на переговорах с РСФСР юридический отказ от "протектората" над Урянхаем царских времён, установить с Москвой дипломатические отношения в 1925 году, добиться признания Монголией в 1926-м и хотя бы начать процесс демаркации советско-тувинской границы. Несмотря на проработку вопроса об охране государственной границы ТНР советскими пограничниками, Монгуш Буян-Бадыргы едва ли планировал вхождение Тывы в состав СССР и, если бы его кабинет министров удержал власть в конце 1920-х - начале 1930-х, вероятно, Тувинская народная республика имела бы шанс сохраниться как независимое государство до наших дней. Однако в 1929 году Буян-Бадыргы был арестован, три года дожидался приговора и наконец был расстрелян в 1932-м по обвинению в контрреволюционной деятельности, в частности, в потворствовании ламаистскому восстанию 1924 года. Вообще для лидера соцстраны 1920-х - 30-х годов Монгуш выглядел личностью неординарной - буддизм при нём не подвергался гонениям, монастыри и школы при них сохранились и существовали относительно свободно до начала 1930-х. В этом плане ТНР напоминала Северную Корею, где свой период репрессий в 1950-х преимущественно обошёл стороной духовенство. Видимо, в какой-то момент это и начало "мозолить глаза" наиболее радикальной фракции внутри Народно-революционной партии и Москве заодно.

Памятник всё тому же Буян-Бадыргы Монгушу в Кызыле.
Памятник всё тому же Буян-Бадыргы Монгушу в Кызыле.

Монгуш Буян-Бадыргы был реабилитирован только в 1994 году, и сегодня остаётся одним из ключевых национальных героев в тувинском пантеоне. Умеренный социалист-патриот, выступавший за поэтапную модернизацию, не вписавшийся в исторический контекст. На памятниках что в Кызыле у национального музея, что в Чадане, Монгуш одет в национальные одежды, а не в полувоенный френч с подворотничком.

Прогулявшись по центру ещё некоторое время и съездив за город и по окраинам с местным таксистом, я начал постепенно просчитывать логистику возвращения обратно в Кызыл. Возле местной кафешки наткнулся на постер с ещё одним знаменитым уроженцем Тывы - Артасом *представляете - человек по паспорту Артас!) Санаа, чемпиону Азии по вольной борьбе. Артас Санаа - хотя и гражданин Казахстана, и выступает под флагом РК, родился всё же в Чадане, в феврале 1991 года.

-27

Здесь же - "амстердамская" инсталляция с названием города.

Автор.
Автор.

Междугородний транспорт в Тыве мёртв - автобусов не существует в природе, так что народ кооперируется через группы во Вконтакте. Ближе к закату, обедоужиная в местной кафешке довольно жалким пловом (вообще с уличной кухней в Тыве так себе) почти без мяса, я нашёл попутчика, созвонился и наметил точку встречи. Солнце постепенно склонялось на закат.

-29

И вот как раз на закате, стоя у местной гостиницы, я, кажется, наблюдал превращение Чадана в Чикаго. Стоило солнцу зайти за горизонт, как вокруг меня начали проходить, косясь, компашки местных пацанчиков лет 15-25 в чёрных куртках и шапках. Тенями, по двое - по трое, они барражировали в центр и в сторону окраин. Я ловил на себе их взгляды, и в какой-то момент - клянусь - я будто телепатически услышал что-то наподобие "Ну всё, п..да тебе, орос!". Я понял, что, как только последние отблески солнца скроются за горизонтом, мне правда конец - Чикаго меня растворит как чан с кислотой. Попутчик начинал задерживаться, становилось не по себе... Но в итоге подъехал серебряный "Ниссан" и мы отправились в Кызыл, прочь от садящегося солнца.

Дворик в Кызыле, ставший моим пристанищем на пять дней в Тыве.
Дворик в Кызыле, ставший моим пристанищем на пять дней в Тыве.

В следующей части отправимся за пределы Чадана, в Верхний (а заодно и в Нижний) монастырь Усту-Хурээ, с которых Чадан и начинался в XIX веке.

Котиков в Тыве я не встретил в принципе, так что держите вот этого нереального красавца.
Котиков в Тыве я не встретил в принципе, так что держите вот этого нереального красавца.

А пока рекомендую к прочтению другие мои материалы про Тыву:

Туран. Здесь начиналась русская Тыва.

Тыва за пять дней, или как я перестал верить СМИ, блогерам и федеральной статистике

Следите за обновлениями, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые части саги о Тыве! Всем духовного равновесия!

Чикаго
917 интересуются