Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня я расскажу об архитекторе Душкине А. Н.
Первые проекты
Алексей Николаевич Душкин родился в селе Александровка Харьковской губернии 24 декабря 1903. Вместе с братьями он получил домашнее образование и по настоянию отца поступил в Харьковский мелиоративный институт, в 1923 году перевёлся в Харьковский Политехнический Институт. После смерти отца в 1925 году Душкин вдруг перевёлся на строительный факультет, одновременно устроившись работать техником по разработке и установке промышленной вентиляции.
В 1926 году Алексей попал в класс архитектора Андрея Николаевича Бекетова, где освоил множество архитектурных приемов. С 1927 года Алексей Николаевич стал работать на многочисленных стройплощадках страны (строительство металлургических заводов, энергетических сооружений и прочее), совмещая практику с учебой. В 1930 году получил специальность инженер-строитель и был направлен в проектную организацию, занимающуюся планировку населенных пунктов. Так, он участвовал в проектировании городов Горловки и Краматорска, его проекты были частично реализованы. Вместе с архитектором Э.Гамзе в 1932-1934 гг. был создан проект Автодорожного института в Харькове.
Его идеи были замечены и в 1932 году А.Н. Душкин участвовал в конкурсе на проект здания Дворца Советов в Москве, и в итоге был одним из его соавторов. Несмотря на то, что реализация проекта Дворца Советов так и не осуществилась, участие в этом важнейшем конкурсе принесло знакомство и теплое дальнейшее творческое общение с выдающимися архитекторами того времени - И.В.Жолтовским и А.В.Щусевым.
С 1933 года А.Н.Душкин стал членом Союза архитекторов СССР. В 1933 году совместно с архитекторами А. Г. Мордвиновым и К.И. Соломоновым был утвержден проект Дворца радио в Москве на Миусской площади. В этом проекте были предусмотрены студии записи, залы и т.п., причём он должен был стать крупнейшим в Европе. К слову, Дом Радио должен был быть возведён на фундаменте недостроенного и затем полностью разрушенного храма Александра Невского на Миусской площади.
Проекты для метрополитена
Но настоящую славу А.Н. Душкину принес совсем другой проект (разработанный совместно с Я. Г. Лихтенбергом) - это станция Дворец Советов первой очереди Московского метро (ныне станция Кропоткинская), открытая в 1935 году. Она оформлена очень лаконично, без лишних деталей. На этой станции два ряда колонн, которые выше переходят в пятиконечную звезду, плавно переходя в потолок. Похожий потолок позже был исполнен на станции Октябрьская в Минске.
Станция Дворец Советов намеренно создана очень просторной, ведь планировалось слияние ее с проектируемым Дворцом Советов (на месте разрушенного Храма Христа Спасителя). Для осуществления этой задумки А.Н.Душкиным были разработаны несколько вариантов переходов прямо из Дворца Советов на станцию метро.
В 1938 году открылось еще две станции по проекту А.Н. Душкина. Первая - Площадь Революции. Станция знаменита скульптурами, расположенными по углам пилонов и как бы держащами арки между пилонами. Скульптуры сделаны коллективом скульпторов под руководством М. Г. Мазинера. Таких скульптур на станции расположено 76 штук. Знаменательно, что сам Алексей Николаевич был против такого преобладания скульптур, но вынужден был подчиниться большинству голосов при утверждении проекта.
Вторая станция в 1938 году (и третья по счету у А.Н.Душкина) - Маяковская - известна своими колоннами с металлическими сводами из авиационного алюминия, доставшимся метростроевцам непросто. В нишах на потолке можно увидеть мозаики В. А. Фролова на тему "Сутки страны советов". Проект этой станции получил гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.
В 1943 году открылась четвертая станция Душкина - Завод имени Сталина (сейчас - Автозаводская). Она, строгая и сдержанная, оформлена проще всех станций Алексея Николаевича (на это повлияло суровое военное время). На ней также присутствуют последние панно известного мозаиста В.А. Фролова, погибшего в блокадном Ленинграде. Панно отражают трудовые будни советских людей, в первую очередь рабочих завода имени Сталина.
По проектам Алексея Николаевича были построены вокзалы в Симферополе, Днепропетровске и Сочи (1949,1950 и 1951 соответственно), так как во время войны и в послевоенное время он был занят на восстановлении разрушенных вокзалов - с 1943 года А.Н.Душкин занимал должность главного архитектора МПС. Необходимо было в сжатые сроки восстановить железнодорожную сеть. Не все, но многие проекты вокзалов и станций были осуществлены на практике.
В 1951 году по проекту А.Н.Душкина построена знаменитая Сталинская Высотка на Красных воротах (соавтор - Б.Мезенцов). Высота здания вместе со шпилем составляет 138 метров, центральный корпус был предназначен для помещений Минтрансстроя, боковые - для благоустроенных жилых квартир. Одна из интересных конструктивных особенностей - размещение в центральном корпусе здания наружного вестибюля метро Красные ворота, что было очень непросто из-за особенностей грунта.
В 1952 году по проекту А.Н.Душкина построили станцию, знаменитую своими витражами с подсветкой - Новослободскую. Интересно, что на 6 витражах изображены 6 профессий: архитектор, географ, агроном, энергетик, художник и музыкант. Многие считают эту станцию одной из самых красивых, и уж совершенно точно, одной из самых необыкновенных в Московском метрополитене. Это была последняя станция метро, спроектированная известным архитектором.
В проекте Детского магазина на Лубянке Душкин играл немаловажную роль (соавторы Потрубач, Аквилев, Вдовин). Здание было построено за три года, чтобы успеть к Международному фестивалю молодежи и студентов 1957 года.
После принятия знаменитого хрущёвского указа "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" (1955 год) А.Н.Душкин перестал работать архитектором. После этого момента он не спроектировал ни одного здания, ни одной станции. При этом с 1947 года Алексей Николаевич работал преподавателем в МГУ. Работал он им до самой смерти.
В течении своей жизни Алексей Николаевич занимал пост главного архитектора Московского метро, главного архитектора Метрогипротранса и главного архитектора Союза Архитекторов СССР.
Умер он 3 октября 1977 года.
Спасибо, что дочитали до конца!
Если хотите что-то добавить, пишите в комментариях!