Курс по нейросетям для педагогов. Урок №1 - идеи для занятия
В прошлой статье я сгоряча заявил, что готов познакомить вас с интересными кейсами применения искусственного интеллекта в педагогической практике — и предложил проголосовать. Ну что ж, спасибо за вашу активность: вы проголосовали, а значит, деваться некуда — придётся рассказывать 🙂
Если честно, я давно вынашивал идею сделать небольшой учебный курс по нейросетям. Постоянно слышу от коллег:
«А как ты их используешь? А можешь научить? А покажи, как это в жизни работает…»
И вот — руки наконец дошли. В ближайшее время я опубликую несколько практических статей-уроков, в которых расскажу, как реально применять нейросети, чтобы сэкономить время, силы и нервы в повседневной педагогической работе. А эту статью будем считать первым уроком.
Сегодня начнём. Теории не будет. Обзоров нейросетей — тоже. Зато будет 90% практики. Я хочу, чтобы вы сразу, не закрывая статью, попробовали инструмент, который я дам, и оценили результат. Он бесплатный, доступный и довольно эффективный — особенно для такой задачи, как создание идеи для вашего лучшего занятия.
Зачем это нужно?
Как человек, не раз участвовавший в конкурсах профессионального мастерства — и как наставник педагогов, которые тоже ездили на такие конкурсы, — я прекрасно понимаю, насколько сложно бывает придумать нестандартное, вдохновляющее занятие. Не просто рабочий урок, а урок-праздник, урок-событие, который запоминается и удивляет. Такой урок становится визитной карточкой педагога, и, по сути, представляет вас — вашу философию, подход, стиль мышления.
Это может быть:
- открытый урок;
- конкурсное задание;
- занятие для широкой аудитории;
- или даже пилотный урок для важного проекта.
При проектировании подобных занятий важно учесть десятки нюансов — от формата работы до оборудования, от уровня подготовки класса до включения воспитательных элементов. Делать это в одиночку очень трудно. Обычно над этим трудятся командами или творческими группами. И из опыта скажу, очень люблю такие мозговые штурмы.
А я сегодня расскажу, как можно упростить этот процесс с помощью нейросети.
Инструмент простой, но эффективный. Всё, что вам потребуется — немного отредактировать мой промт (подсказку) и отправить его в чат-бота от Сбера — GigaChat. А дальше — смотреть, как идеи рождаются на ваших глазах.
Шаг первый: найдите Telegram-бот GigaChat
🔍 Найдите в Telegram-бота GigaChat. Можно перейти по прямой ссылке или — если вы читаете с компьютера — отсканировать QR-код из статьи, а также можно перейти в веб-версию нейросети.
🟢 Нажмите «Запустить», если бот ещё не активирован.
📝 Затем — скопируйте мой промт, с которого начнётся ваша работа. Он нужен, чтобы запустить генерацию идей или устроить мини-мозговой штурм вместе с ИИ.
Что такое промт и зачем он нужен?
Промт — это подсказка, которую вы даёте нейросети. От того, насколько чётко и грамотно вы его составите, зависит качество ответа. Именно сильный промт определяет, насколько полезным и точным будет результат. У многих пользователей на первых порах возникают трудности с формулировкой — это нормально.
Мой совет: сначала используйте готовую структуру, а потом подстраивайте её под себя.
💬 Пример промта
Вот мой базовый промт:
Представь, что ты — опытный педагог по математике, методист и специалист в области школьного образования. Предложи 10 идей для проведения открытого занятия по математике в пятом классе по теме “Измерение углов. Транспортир”. Занятие должно быть вовлекающим, интересным, предусматривать разные форматы работы, повторение изученного материала и возможность включения воспитательных моментов. Ответ представь в виде названия занятия с его кратким описанием.
Это довольно простой, но рабочий промт.
Что можно изменить под себя:
- заменить название предмета (например, биология, история, ОБЖ);
- поменять класс (например, 7-й, 9-й или начальная школа);
- изменить тему (например, "виды углов", "работа с микроскопом", "орфография приставок");
- уточнить формат (например, “проектная работа”, “урок-игра”, “занятие на свежем воздухе”);
- добавить воспитательный акцент, инклюзивность, ИКТ-компонент и т.д.
Главное — сохранить общую структуру: кто говорит → что просит → какие требования → какой формат результата.
Что делать с результатом?
Если вам понравился один из предложенных ИИ вариантов, можно написать следующее сообщение:
«Пожалуйста, распиши ход занятия №2. Укажи цели и задачи, этапы урока, виды деятельности учащихся. Учитывай, что в классе 25 учеников, есть проектор, и у каждого есть транспортир.»
Так вы получите подробный сценарий занятия: с целями, этапами, формами работы. Это может стать отличной основой для конкурсного урока, демонстрационного занятия или даже просто вдохновляющим примером для повседневной практики.
А у вас что получилось?
Мне результат очень понравился — некоторые идеи действительно неожиданные, нестандартные, живые.
Попробуйте и вы — а потом поделитесь в комментариях, что выдала нейросеть и насколько вам откликнулись эти предложения.
📬 Если хотите — можете даже отправить мне сам промт и результат, я с радостью посмотрю!
Что дальше?
Это первый кейс из серии. В следующих статьях мы вместе разберём:
- как использовать ИИ для генерации идей для мероприятий;
- как автоматизировать аналитику и отчётность;
- как писать деловые письма и статьи;
- и многое другое.
Если есть идеи — пишите. А пока — пробуйте, тестируйте и вдохновляйтесь. Мы входим в эпоху, где творческий тандем «педагог + ИИ» способен на многое. Подписывайтесь - будем образовываться вместе! 💫