Не успели ещё горошинки показать свои стебельки и листочки, а их корешки уже знают, в каком направлении должны расти. В цикле материалов о проращивании с детьми гороха в стеклянной баночке мы говорим не столько о механике проращивания, сколько о наблюдении и организации эксперимента в части направления роста корней растения, а затем и побега.
Проращивание гороха в стеклянной банке: от сухой горошины до зелёного побега
Сегодня, во второй части материала, мы с вами посмотрим, сколько времени в целом потребуется, чтобы завершить этот эксперимент. Проследим, как ежедневно изменяется молодое растение и о чём можно побеседовать с детьми на каждом из этапов наблюдения в рамках эксперимента. А ещё подумаем, какие дополнительные манипуляции можно провести, чтобы удостовериться в результатах, и какие горизонты открывает так быстро растущий молодой побег в контексте организации детской познавательно-исследовательской деятельности. Ну а ссылку на первую часть материала вы найдёте в конце этой статьи.
Мы проращивали все четыре горошины в одной баночке, а затем, когда образцы подросли, поделили их по двум разным. Расположив горошины в одной банке и поставив её на подоконник, я вроде бы соблюла одинаковую влажность, при этом дискриминировала некоторые из горошин в части освещённости. При наличии возможности можно каждую горошину расположить в баночке персональной, а сами баночки пронумеровать. Позже это будет удобно тем, что не придётся беспокоить растения при пересадке. Однако вы всё равно не предусмотрите одинаковые условия прорастания и не обеспечите полную чистоту эксперимента — в той же самой увлажнённости субстрата, например. Поэтому на данном этапе заморачиваться "одинаковостью" условий ни к чему, ведь любая образовательная программа построена по концентрическому принципу. А это значит, что с каждым новым этапом обучения ком знаний будет обрастать новыми фактами.
Проращивание гороха: появление корешка
Ну ладно, поехали смотреть, что у нас получилось. Вот так выглядят горошины на третий день после посадки.
Как и предполагалось, из «рубчика» горошины показался корешок. Он ещё совсем коротенький, но уже толстенький и заметный. Давайте не будем спешить и посмотрим, например, что будет ещё через день.
А будет вот что:
Посмотрите, как быстро развивается растение — тенденция в направлении роста корня, как говорится, уже налицо.
В конце статьи я расскажу, когда стоит посадить горошины, чтобы вы точно успели провести с детьми все этапы наблюдения и ничего не пропустили.
Смотрите: откуда бы ни показались корешки наших горошин, все они уже стремятся направиться вниз, ко дну банки.
Например, у горошины с первого фото корешок показался из открывшегося вниз «рубчика» — и ему не составляет труда расти в этом же направлении. А вот у горошины с фото №3 «рубчик» открылся вверх. Казалось бы, корешку проще расти в этом же направлении, но нет — он завернулся и уже смотрит ко дну баночки.
Даже тот корешок, который показался сверху горошины, старательно огибая её, тоже нашёл свой путь ко дну баночки.
О чём можно спросить детей?
- Что появляется первым, когда горошина прорастает?
- Откуда у горошины появляется корешок? Какой он? На что похож?
- В какую сторону смотрит корешок первой горошины? А второй? Третьей? Четвёртой?
- Как вы думаете, какому из корешков было легче всего добраться до дна баночки? А какому — сложнее? Почему?
Вообще, вопросов можно придумать великое множество, всё зависит от решаемых взрослым задач. Однако стоит помнить, что эксперимент этот рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, а деятельность всё же является познавательно-исследовательской. Поэтому в беседе более уместны будут вопросы открытого типа и поисковые.
Что такое "петелька"?
Едем дальше. Ещё через день можно наблюдать вот такую картину:
О чём можно спросить детей?
- Что нового появилось у горошины?
- Как ты думаешь, что это такое? Почему ты так решил?
- Как бы ты это назвал?
- Из какого места появилась эта петелька?
«Петелька» — молодой побег. Росток, так детям будет понятнее. Это и стебелёк, и будущие листочки, и всё то, что давно уже есть в растении, только пока его не видно невооружённым глазом. И главным маркером в идентификации ростка должен стать зелёный цвет, как и цвет большинства частей растения, которые находятся над землёй — стебля и листьев.
А вот и побег показался у молодого горошка
Перелистываем ещё один день в календаре:
Какие вопросы можно задать детям на этом этапе?
- Во что превратилась петелька?
- В какую сторону растёт зелёный росток гороха? А у других горошин?
- Как изменился корешок? Что с ним стало? У всех горошин корешок вытянулся и смотрит вниз?
- Почему росток тянется вверх, а корень — вниз?
- Как вы думаете, что нового мы увидим в следующий раз?
Ещё раз хочу обратить ваше внимание на то, как быстро растёт горох: мы фиксируем изменения ежедневно.
Это может быть и фотофиксация — но с обязательным условием: перед каждым следующим наблюдением в доступе у детей должен быть результат предыдущего. Иначе с чем сравнивать?
А можно просто делать зарисовки самостоятельно или воспользоваться готовыми шаблонами для фиксации результатов наблюдений. Скачать их и множество других материалов вы можете в подписке Премиум, начиная с уровня «Старт — базовый доступ». Перед подключением обязательно ознакомьтесь с содержанием уровней.
А вот и недельные ростки: на седьмой день некоторым из них уже не только тесно в баночке, но и есть чем похвастаться…
Листайте карусель до последнего, эталонного фото
Что мы видим?
- У зелёного
побегаростка (если мы ведём диалог с детьми) уже можно различить стебель и листочки; - Стебель растёт вертикально вверх, тянется к солнцу;
- Корень удлинился, на нём появились боковые корни. Что это даёт молодому растению? Возможность получать больше питания и укреплять молодую надземную часть растения —
побегросток.
Поменяли ли корешки «решение» расти вниз? Нет, корешки всех горошин растут вниз.
А куда растут стебельки? Все они растут вверх, к солнышку.
Этот эксперимент — демонстрация геотропизма растений (способности органов растения располагаться и расти в определённом направлении по отношению к центру земного шара: главный корень — прямо вниз, главный стебель — прямо вверх), который проявляется уже на начальном этапе их развития.
В сборе доказательств можно пойти дальше и организовать эксперимент с тем же названием, но другими манипуляциями. Горошек в данном случае не подойдёт — из-за слабого стебелька, а вот с подсолнухом, например, эксперимент точно получится.
Смысл эксперимента в том, чтобы периодически менять расположение прозрачной ёмкости с молодым растением в пространстве, наклоняя её и наблюдая за поведением корней и побега. Поищите этот эксперимент в интернете — он тоже очень интересный. Ёмкость, кстати, лучше использовать с узким горлышком, чтобы грунт не рассыпался во время смены положения.
Факт геотропизма не напоминает вам компас и его помощь человеку в ориентировке в пространстве? Аналогия с компасом — простой и понятный способ объяснить детям закономерности роста корня и стебля растения.
Эксперимент «В какую сторону растёт корешок?» подходит к концу, осталось подвести его итоги, зарисовать полученные результаты, сформулировать вывод и подтвердить или опровергнуть гипотезу. Подробнее об этих этапах эксперимента стоит поговорить отдельно, сегодняшний материал и так получился очень объёмным. Ну а наблюдение за ростом и развитием молодого растения может и должно продолжаться. Совсем скоро мы увидим, как на стебельке раскроются первые листочки, а затем начнут появляться усики. Этот факт мы положим в основу нового эксперимента. А пока — не забудьте подписаться на блог «Методист в отставке» и нажать колокольчик, чтобы не пропустить выход нового материала.
Как прорастить горох в детском саду, чтобы всё получилось
Эксперимент занял у нас неделю. Давайте сформулируем основные организационные положения, чтобы он точно удался:
- Посадить горошины в мини-парник лучше в пятницу. К понедельнику они уже не только набухнут, но и покажут корешки.
- Завершающее наблюдение в рамках эксперимента тоже состоится в пятницу, на восьмой день с момента сооружения мини-парника. К этому времени побеги будут такими, как наши на последних фото. Может быть, кстати, это случится раньше, ведь с каждым новым днём весны условия для роста растений становятся всё более благоприятными.
- В течение всего срока эксперимента содержимое баночки будет находиться под пищевой плёнкой, а салфетку не нужно дополнительно увлажнять. Начального увлажнения хватит для нормального прорастания гороха.
- Благодаря отсутствию лишней влаги внутри не сможет образоваться плесень. При благоприятных для её развития условиях она появляется в первую очередь на семядолях горошины и активно развивается.
- Проветривания достаточно того, которое будет происходить в момент фотосъёмки, когда мы на 10 минут снимаем плёнку с баночки.
Ну вот и всё. Всех, кто поставит этому материалу лайк, ждут быстрые всходы и крепкие ростки. В общем, вы поняли, не пожалейте реакции. А если есть, что сказать, велком в комментарии. Хорошего дня и удивительных открытый!