Найти в Дзене

Необычный способ проращивания гороха в детском саду: где заканчивается наблюдение и начинается эксперимент

Весна — сезон организации в детских садах так называемых огородов на подоконниках. Самое время не только наводить зелёную красоту, но и использовать уникальные возможности, чтобы развивать в детях интерес к природе, наблюдательность и умение устанавливать причинно-следственные связи. Безусловно, классикой «огородной» тематики является проращивание луковицы, наблюдение за этим процессом или организация мини-экспериментов. Лично мне очень нравится проращивать семена гороха, и я надеюсь, что сегодня и вы откроете для себя что-то новое. Одним из способов проращивания семян для детских наблюдений и мини-экспериментов является проращивание в стеклянной банке. На мой взгляд, именно этот способ — самый интересный с точки зрения организации познавательно-исследовательской деятельности детей, точнее — её образовательного потенциала. Об этом — чуть позже и на конкретных примерах. Для проращивания горошин потребуется небольшая баночка (например, из-под йогурта, как у нас), внутрь которой помещаетс
Оглавление

Весна — сезон организации в детских садах так называемых огородов на подоконниках. Самое время не только наводить зелёную красоту, но и использовать уникальные возможности, чтобы развивать в детях интерес к природе, наблюдательность и умение устанавливать причинно-следственные связи.

Безусловно, классикой «огородной» тематики является проращивание луковицы, наблюдение за этим процессом или организация мини-экспериментов. Лично мне очень нравится проращивать семена гороха, и я надеюсь, что сегодня и вы откроете для себя что-то новое.

Необычный способ проращивания гороха в детском саду: где заканчивается наблюдение и начинается эксперимент
Необычный способ проращивания гороха в детском саду: где заканчивается наблюдение и начинается эксперимент

Горох — отличный материал для детских наблюдений и экспериментов

  • Горошины — достаточно крупные семена и контрастны по отношению к подавляющему большинству семян;
  • Горошины быстро прорастают (через 2 дня уже можно наблюдать появление корешка), и для этого не требуются какие-то особые условия, семена могут прорасти даже просто на салфетке;
  • Все прорастающие структурные единицы молодого растения крупные и не требуют для наблюдения за ними специальных инструментов;
  • Ростки гороха отличает относительно быстрый рост, поэтому наблюдения не затянутся на месяцы. За две недели можно вырастить молодое растение с обвивающими опору усиками.
  • Горох как растение интересен. Тонкий не утолщающийся стебель позволит детям наблюдать, как растение тянется вверх и развивается, несмотря на свою хрупкость. Парно расположенные листья с длинными междоузлиями, а также видоизменённые листья-усики — всё это делает растение гороха особенным для изучения.
  • Горох можно высадить на участок детского сада и наблюдать за его ростом все лето. Он не потребует наличия полноценной "огородной" зоны на территории детского сада, чем похвастаться может далеко не каждое учреждение. Это даёт детям возможность увидеть процесс роста и развития растения от начала до плодоношения, что важно для формирования понимания причинно-следственных связей.
  • Семена гороха доступны, найти их не составит труда.

Проращивание гороха в стеклянной банке в детском саду

Одним из способов проращивания семян для детских наблюдений и мини-экспериментов является проращивание в стеклянной банке. На мой взгляд, именно этот способ — самый интересный с точки зрения организации познавательно-исследовательской деятельности детей, точнее — её образовательного потенциала. Об этом — чуть позже и на конкретных примерах.

Проращивание гороха в детском саду
Проращивание гороха в детском саду

Для проращивания горошин потребуется небольшая баночка (например, из-под йогурта, как у нас), внутрь которой помещается рулончик из смоченной водой нетканой салфетки для уборки. Несколько семян (у нас их 4) помещаются между стеклом и салфеткой так, чтобы

  • во-первых, они располагались не на дне банки, а где-то на середине её высоты;
  • во-вторых, "рубчик" (небольшая светлая отметина на семени – там оно было прикреплено к плоду, в случае с горохом — к стручку) каждого из семян "смотрел" в свою сторону (вверх, вниз, в какую-либо сторону).

Затем баночка накрывается пищевой плёнкой и ставится в тёплое и светлое место.

На начальном этапе проращивания нужно сделать мини-парничок
На начальном этапе проращивания нужно сделать мини-парничок

Пункт с рандомным расположением рубчика можно опустить, если вы ещё ни разу не проращивали горох и ставите цель просто понаблюдать за этим процессом. Но уже и здесь может появиться вилка: наблюдение при создании определённой ситуации может стать экспериментом.

Я же хочу продемонстрировать эксперимент именно на материале с рубчиком, но для этого дети уже должны иметь опыт проращивания и наблюдения за поведением горошины. Если этот опыт имеется, то дети наверняка видели, что появляется у горошины первым, что — за ним, и, главное, в каком месте это происходит.

Проращивание гороха с детьми: наблюдение или эксперимент?

Эксперимент начинается тогда, когда мы искусственно создаём условия, позволяющие ответить на исследуемый вопрос и получить новое знание. Эксперимент — это изучение объекта или явления в управляемых условиях, в то время как наблюдение — это восприятие. Однако не стоит забывать, что наблюдение является неотъемлемой составляющей любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов.

Важно помнить, что каждое новое знание должно базироваться на уже полученном. Когда-то мы с детьми уже узнали, что первым из "рубчика" появляется корешок, и теперь педагог разместил горошины так, чтобы их «рубчики» смотрели в разные стороны.

Я намеренно не привлекаю к ходу эксперимента игрового персонажа — этот эксперимент рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, когда доля непосредственно игровой мотивации снижается. Педагог может обыграть проблему самостоятельно: в процессе сборки «теплички» невзначай сообщить, что не заметила — «рубчики» горошин смотрят в разные стороны.

А дальше — логичный вопрос: если «рубчик» — это то место, откуда появляется корешок, значит, он будет расти в ту сторону, куда смотрит «рубчик»? Получается, если горошина лежит вверх ногами, она перепутает, где корешок, а где стебелёк?

И это — проблема, выделение которой является первым этапом эксперимента. Да, конкретно здесь проблему скорее всего выделит педагог, хотя в старшем дошкольном возрасте эта часть эксперимента, вроде бы, должна делегироваться детям. Но есть разные дети (читаем «контингент группы» в целом) и разные эксперименты, на это нужно делать скидку.

Как вы думаете, в какую сторону будет расти корешок у каждой горошины? А стебелёк? Почему ты так считаешь?

Формулирование гипотезы — ключевой момент в организации эксперимента. Сформулировать гипотезы помогут ответы на вопросы выше. На этом этапе нужно решить, как мы будем фиксировать гипотезы, выдвигаемые детьми. Этот эксперимент я рассматриваю как активность для детей старшего возраста, и, хотя можно было бы обойтись устной беседой, стоит учитывать, что эксперимент будет длительным, а речь идет не об одном опытном экземпляре. Выход — схематическая зарисовка, причём совсем не обязательно зарисовывать каждому. Достаточно выслушать гипотезы (их будет немного), спросить у детей, кто согласен, и таким образом сформировать несколько групп, от каждой из которых будет зарисовка своя. "Вы можете воспользоваться моими схемами для фиксации гипотезы. В данном случае это два листа: первый из которых (со знаком вопроса) — это гипотеза, а второй (с галочкой) — результат. Здесь не нужны даты или какая-либо нумерация, потому что мы наблюдаем в режиме «думали так — получилось вот так». Больше шаблонов для фиксации в максимальном разрешении можно найти в подписке Премиум (доступны, начиная с уровня "СТАРТ" и на всех уровнях выше).

Подключить Премиум можно здесь, перед подключением обязательно ознакомьтесь с содержанием уровней.

О чём обязательно нужно помнить? Получая результат, отличный от гипотезы, мы не должны давать оценку каким-либо умениям ребёнка, который её выдвинул. Подтверждение или опровержение гипотезы — это не хорошо и не плохо, это просто факт.
Если гипотеза не подтвердилась, важно акцентировать внимание не на ошибке, а на том, что удалось узнать в процессе эксперимента. А ещё объяснить детям, что эксперименты могут дать неожиданные результаты, и это нормально. Стоит обсудить, что привело к такому результату, а также выдвинуть новую гипотезу, которую будем проверять дальше (если при этом нет подтверждённой). Это способствует развитию критического мышления и умения работать с информацией.

Ну и всё, оставляем наши горошинки в покое, набухать и прорастать на солнышке в мини-парничке, который мы для них соорудили. Танцев с бубном около парника не требуется. Переизбыток влаги может спровоцировать появление плесени, так что дополнительно увлажнять салфетку не нужно. Проветривать пока ещё тоже рано. О дальнейших действиях расскажу в следующей части материала. Да, материал будет сериальным, подписывайтесь на блог и активируйте колокольчик, чтобы не пропустить новую часть. Спасибо, что дочитали до конца. Благодарна лайку и репосту, а также вашему опыту в данном направлении в комментариях к статье.