Найти в Дзене
Строительный мир

Тихоокеанскую железную дорогу могут соединить с Северным широтным ходом

Строительство этой железной дороги велось в условиях сурового климата (в зоне вечной мерзлоты) и сложного горного рельефа. В кампании было задействовано свыше 4 тыс. специалистов и порядка 500 единиц техники. По масштабу этот проект сравнивают с сооружением БАМа. В общей сложности с 2022 года по безлюдным местам протянули 626 км (с учетом станций и разъездов) стальной магистрали, по которой уже осенью 2024-го прошел первый поезд.

Речь идет о Тихоокеанской железной дороге (ТЖД), связавшей Эльгинское угольное месторождение и побережье Охотского моря, где в районе мыса Манорский возводят порт «Эльга». Мы рассказывали об этом проекте в одной из предыдущих статей (ссылка в конце публикации), упомянув также о намерении компании, реализовавшей эту инициативу, продлить линию в северо-западном направлении вплоть до Енисея (Туруханск). Об этом в апреле 2025-го в интервью телеканалу «Россия 24» упомянул и губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин.

© Андрей Терехин / Официальный сайт Хабаровского края / khabkrai.ru (Прокладку путей ТЖД осуществляли одновременно с двух сторон — от Эльгинского месторождения и от порта на мысе Манорский. Протяженность однопутной линии (без учета 18 разъездов) — 531 км)
© Андрей Терехин / Официальный сайт Хабаровского края / khabkrai.ru (Прокладку путей ТЖД осуществляли одновременно с двух сторон — от Эльгинского месторождения и от порта на мысе Манорский. Протяженность однопутной линии (без учета 18 разъездов) — 531 км)

Конечно, к подобному заявлению некоторые относятся скептически, полагая, что это своего рода пиар-акция для привлечения внимания. Другие считают, что на грандиозную задумку попросту не хватит средств (строить дорогу планируют за счет частных инвестиций). Кто-то обращает внимание на технические трудности. Так или иначе сомнений высказывается много.

Однако стоит отметить, что вдоль предполагаемой трассы уже проводятся проектно-изыскательские работы. Да и строить линию, если проекту все-таки дадут ход, планируют поэтапно. Справедливости ради, нужно сказать, что и по поводу ТЖД в свое время было немало скептиков. Тем не менее, объект готов. Хотя официально в эксплуатацию «железку» еще не сдали.

© Федеральное агентство морского и речного транспорта / morflot.gov.ru (Первое судно в порту «Эльга», ноябрь 2024 г. Уголь по железной дороге доставляют до ленточного конвейера длиной 5 км. Затем груз транспортируют до порта и перегружают на суда. Все три объекта — месторождение, дорога и порт — принадлежат компании «Эльга» Альберта Авдоляна)
© Федеральное агентство морского и речного транспорта / morflot.gov.ru (Первое судно в порту «Эльга», ноябрь 2024 г. Уголь по железной дороге доставляют до ленточного конвейера длиной 5 км. Затем груз транспортируют до порта и перегружают на суда. Все три объекта — месторождение, дорога и порт — принадлежат компании «Эльга» Альберта Авдоляна)

«Строительный мир», в свою очередь, попросил прокомментировать анонсированный проект по продлению магистрали до Енисея кандидата технических наук и главного эксперта АО «Ямалгипротранс» Александра Черкасова, участвовавшего в научном сопровождении проектирования, строительства и реконструкции целого рядка транспортных объектов, среди которых участки железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск (Нижний Бестях) и линии Обская – Бованенково – Карская; перегон Пятовская – Копытцево Московской железной дороги, участок Инта – Воркута Северной железной дороги и участки проекта Северного широтного хода (СШХ) «Обская-2 – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево».

Мы спросили у эксперта, насколько актуален этот проект, каково его значение в освоении северо-восточных территорий Сибири и какие трудности могут возникнуть при реализации данной инициативы.

Александр Черкасов, главный эксперт АО «Ямалгипротранс», к.т.н., доцент:

— Строительство Тихоокеанской железной дороги до Енисея, безусловно, актуальная задача, реализацию которой необходимо решать совместно с сооружением Северного широтного хода. В дальнейшем, при соединении ТЖД и СШХ будет сформирована Трансполярная магистраль. Данный проект в увязке с другими транспортными проектами, в том числе Северным морским путем (СМП) — это огромный потенциал выхода сибирских регионов на мировой рынок. Северо-Восточная Сибирь богата ресурсами, природа ее уникальна. При отсутствии путей сообщения возникают проблемы, связанные с обустройством месторождений и добычей полезных ископаемых, поэтому строительство железнодорожного пути играет определяющую роль в дальнейшем освоении этих территорий. Более того, при реализации данных проектов на пересечении автомобильных и железнодорожных магистралей с крупнейшими водными путями Сибири, откроется возможность сформировать крупные мультимодальные транспортные узлы, обеспечивающие прямой выход из глубинных районов Сибири к СМП. Реализация настоящего проекта не может обойтись и без трудностей, таких как высокая стоимость строительства, суровый климат, зона распространения многолетней мерзлоты, отсутствие в районах строительства необходимых материалов и кондиционных грунтов. Поэтому перед строительством железной дороги до Енисея в рамках выполнения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования необходимо учитывать весь опыт строительства транспортных объектов в подобных условиях. Исследование всех особенностей на сложных участках трассы на этапе инженерных изысканий, поможет на этапе архитектурно-строительного проектирования учесть всевозможные риски, и связанные с ними капитальные затраты.
© ПАО «Газпром» / gazprom.ru
© ПАО «Газпром» / gazprom.ru