Найти в Дзене
Строительный мир

Тихоокеанскую железную дорогу продлят до Енисея

Оглавление

В 2025 году на Дальнем Востоке в эксплуатацию введут новую железную дорогу — крупнейшую частную линию на территории России. Ее протяженность — около 530 км (с учетом разъездов и станций — свыше 620 км). К воплощению этой масштабной задумки стоимостью порядка 150 млрд руб. приступили в 2022-м. А уже в октябре 2024-го от Эльгинского месторождения в Якутии до строящегося порта «Эльга» (мыс Манорский) в Хабаровском крае прошел первый состав с углем.

В сложнейших условиях

Тихоокеанская железная дорога по факту является продолжением (ответвлением) Байкало-Амурской магистрали. Она тянется от станции Улак в северо-восточном направлении через глухие и безлюдные места. Работы здесь велись в сложнейших условиях вечной мерзлоты и горного рельефа. Иногда температура опускалась до минус 60°. Отечественные специалисты в очередной раз доказали свою способность в кратчайшие сроки реализовывать столь сложные проекты. Стоит учесть, что кампания, в которой суммарно задействовали 4,5 тыс. человек, стартовала на фоне введения западных санкций.

© Андрей Терехин / Официальный сайт Хабаровского края / khabkrai.ru (Строительство ТЖД)
© Андрей Терехин / Официальный сайт Хабаровского края / khabkrai.ru (Строительство ТЖД)

Интересно, что похожий проект обсуждали еще в советское время. Только тогда конечной точкой на востоке должно было стать село Аян (расположенное в 215 км к северо-востоку от порта Эльга), где и предполагалось построить порт.

Маршрут ТЖД довольно извилистый. Это связано с тем, что при выборе трассировки приоритет отдали варианту, при котором потребуется строительство минимального количества искусственных сооружений (в том числе удастся избежать прокладки тоннелей), что, в свою очередь, позволит удешевить проект. В итоге, самым большим объектом на линии стал мост через Малый Джелон — 160 м.

В общей сложности на линии насчитывается восемнадцать разъездов и одна промежуточная станция. Ожидается, что ежедневно на данном направлении будет курсировать восемнадцать пар поездов. Перевозить предполагается преимущественно уголь, который примерно в 5 км от порта будут перегружать на ленточный конвейер, а затем на побережье переваливать на балкерные суда дедвейтом до 100 тыс. тонн.

© Пресс-центр Республики Саха (Якутия) в Москве (Строительство моста через Малый Джелон)
© Пресс-центр Республики Саха (Якутия) в Москве (Строительство моста через Малый Джелон)

Мощность морского угольного терминала «Эльга» составит 30 млн тонн в год с перспективой увеличения до 50 млн тонн. Сейчас здесь уже действует один из четырех причалов. Как ранее сообщали местные власти, не исключено, что в ближайшем будущем близ порта вырастет небольшой город.

Не только уголь

Уголь может стать далеко не единственным грузом, который будут транспортировать по магистрали. Тихоокеанская железнодорожная магистраль позволит освоит огромные территории, где сосредоточены большие запасы полезных ископаемых. Ранее их добыча была попросту невозможна из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. В частности, власти рассчитывают приступить к освоению Мильканского железорудного месторождения.

К тому же новые залежи полезных ископаемых выявили непосредственно в ходе сооружения стальной магистрали. А в марте 2025-го глава Министерства природных ресурсов Хабаровского края Александр Леонтьев предложил вдоль ТЖД начать разведку рудопроявлений редкоземельных металлов, которые в последнее время у многих на слуху.

© TonY60 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Эльгинское месторождение. Его запасы оцениваются в 2,2 млрд т, чего, по некоторым оценкам, хватит на 100 лет разработки. Добыча коксующего угля началась здесь в 2011 г. Около 90% добываемого угля идет на экспорт в страны Азиатско–Тихоокеанского региона)
© TonY60 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Эльгинское месторождение. Его запасы оцениваются в 2,2 млрд т, чего, по некоторым оценкам, хватит на 100 лет разработки. Добыча коксующего угля началась здесь в 2011 г. Около 90% добываемого угля идет на экспорт в страны Азиатско–Тихоокеанского региона)

По словам чиновника, в этих местах есть ряд рудопроявлений (Улканский и Маймаканский узлы), где могут находиться запасы диоксида титана и пятиокиси фосфора. Однако своими силами регион не справится, поэтому соответствующее предложение было направлено в профильные федеральные ведомства. Кроме того, рассматривается возможность разработки месторождений черной металлургии, в том числе с залежами марганца.

На северо-запад — до Енисея

Примечательно, что Тихоокеанскую дорогу планируют продлить в северо-западном направлении вплоть до Енисея (Туруханск). Задумка, действительно, грандиозная. По своим параметрам она сопоставима со строительством Транссиба и БАМа. Подчеркивается, что это будет крупнейший в России инфраструктурный проект, в рамках которого построят порядка 4 тыс. км железной дороги.

С одной стороны, может присутствовать некий скептицизм относительно реализации этих планов. Ведь история знает немало примеров, когда столь амбициозные проекты оставались исключительно на бумаге. Однако ТЖД — это уже реальность, это свыше 500 км за два года (напомним, линию строили за счет частных инвестиций). А ее продление в северо-западном направлении — не просто перспектива отдаленного будущего. Ведь об этой инициативе не только упомянули, а уже перешли от слов к делу, причем, как кажется, без особого афиширования.

О том, что вдоль предполагаемой трассы проводятся проектно-изыскательские работы, в феврале 2025 года рассказали в «Вестях недели». Участники нынешней стройки отметили, что за последние пару лет они получили колоссальный опыт, который надеются применить и при строительстве магистрали до Енисея. Если инициативу воплотят в жизнь, тогда откроется возможность освоения и развития целого ряда месторождений полезных ископаемых.