Советские фильмы-сказки — «Морозко», «Руслан и Людмила», «Королевство кривых зеркал», «Снежная королева» — стали классикой, которую пересматривают поколения. Да, что-то из этого сегодня кажется наивным, но многое работает до сих пор.
После успеха «Чебурашки» (2023) российский кинематограф ринулся снимать сказочные ремейки: «По щучьему велению», «Бременские музыканты», «Конёк-Горбунок», «Огниво» … Некоторые из них даже собрали кассу, но почему-то не стали любимыми.
Можно списать неудачи на внешние причины:
- Ремейки — сложно повторить успех оригинала.
- Другой зритель — дети привыкли к динамике Marvel и TikTok.
- Бюджеты — спецэффекты стоят дорого.
И так далее. Но, если вдуматься, это не главное. Ведь бывают и удачные переосмысления, и низкобюджетные шедевры, и истории, которые цепляют даже современных детей.
Проблема глубже: современные сказки не убеждают на уровне сценариев. Как говорил Станиславский, у создателей сказок нет веры в «предлагаемые обстоятельства».
Секрет советских сказок: мир до волшебства
Возьмём для примера «Кащея Бессмертного» (1945) Александра Роу. Первые пять минут после титров — не сказка, а историческая зарисовка:
- Время и место — Древняя Русь, вероятно, эпоха Владимира Красное Солнышко.
- Специфические детали эпохи — идолы рядом с православными храмами, гусли, танцы, нос корабля, сватовство.
- Приметы времени года — дети поют о весне, несут птиц, что намекает на праздник Благовещения (7 апреля).
- Социальный статус героев — по украшениям и одежде видно, что Марья Моревна и Никита Кожемяка — зажиточные горожане.
И только потом появляется Кащей, ковёр-самолёт, шапка-невидимка — и зритель верит в необычность их, потому что уже поверил в реальность этого мира.
То же в других культовых сказках:
- В «Василисе Прекрасной» — крестьянский труд, детали изб, ткацкие станки.
- В «Приключениях Буратино» — ремесло шарманщика, столяра, фонарщиков, будни итальянского городка.
- В «Золушке» — работа лесничего, быт мачехи и сестёр Золушки.
Чем достовернее обыденность до завязки сюжета — тем волшебнее чудо.
Западный опыт: ферма в Канзасе перед «Изумрудным городом»
Этот принцип работает и в зарубежных сказках. В «Волшебнике страны Оз» (1939) первые минуты — жизнь на ферме в Канзасе. Мы видим чёрно-белый мир до урагана — серый, но очень конкретный.
Когда Дороти попадает в страну Оз, контраст ошеломляет. Но если бы начало было условным, волшебство не впечатлило бы.
Почему же современные сказки проваливаются?
Возьмём «Огниво» (2023). С первых минут не понятно:
- Где и когда происходит действие? Вроде Россия, но историческая эпоха неясна.
- Кто эти люди? Царь, слепая принцесса, волшебник, который появляется в кадре с первой минуты — при этом нет социального контекста.
- Как устроен их мир? Телеги, купцы, колокольня, непонятная одежда — но всё условно, без деталей.
В результате ни уму, не сердцу. Нет «первой реальности» — нет веры в чудеса. Сам жанр сказки теряет убедительность в глазах зрителя.
То же в других новых сказках:
- «Конёк-Горбунок» (2021) — стилизация под мультфильм, а не живой мир.
- «Бременские музыканты» (2024) — карикатурные декорации, а не средневековый город. Какой-то странный домик в странных горах, мать маленького Трубадура вдали от городской инфраструктуры продаёт тюльпаны (кому?). Что это за мир, как это всё работает?
- «Летучий корабль» (2024) — там вообще карамельно-розовая реальность, которую невозможно воспринимать всерьёз.
Что делать?
1. Сначала — реальность, потом — волшебство. Зритель в первые минуты фильма должен системно и по возможности подробно узнать мир, прежде чем удивиться чудесам. Сказка — это реалистичный жанр.
2. Детали быта, а не просто «старина». Одежда, ремёсла, социальные отношения — всё должно быть продумано.
3. Не бояться «скучного» начала. Именно оно создаёт контраст для чуда.
Вывод
Современные сказки терпят неудачу, потому что спешат к волшебству, не построив фундамент реальности. А без него даже огниво — просто декорация.
Как думаете? Важно ли «обычное» начало для сказки? Какие современные фильмы-сказки вам понравились?