Зимнее утро выдалось холодным. Видно было, как от дыхания воинов поднимается пар. Строй щитоносцев медленно двигался вперед, выставив копья. Со стороны леса показался одинокий человек. В каждой руке его был зажат меч.
— Смотри, — прошептал один из копейщиков своему товарищу, — этот безумец собирается атаковать наш строй с двумя клинками!
Старый воин только усмехнулся.
— Считаешь до десяти, — спокойно произнес он, — и от этого храбреца останется только воспоминание.
Правда о двоемечном бое
— Расскажи мне о воинах, что сражаются двумя мечами одновременно, — попросил юноша своего наставника, разжигая костер возле походного шатра.
Седой воевода отложил точильный камень, которым правил лезвие своего меча, и задумчиво посмотрел на ученика.
— В песнях и сказаниях ты наслушался о подобных героях, не так ли? О тех, кто врывается в ряды врагов, крутясь вихрем стали и разя во все стороны. Но знаешь ли ты, сколько таких воинов я встретил за тридцать лет битв и походов?
Юноша подался вперед с нетерпением.
— Ни одного, — отрезал воевода. — И объясню тебе, почему.
Так начался долгий разговор, суть которого отражала непреложную правду войны: бой двумя мечами одновременно — это скорее миф, чем историческая реальность. Особенно когда речь идет о настоящих сражениях, а не показательных поединках или редких дуэлях.
Щит дороже второго меча
— Взгляни на любое поле боя, — продолжал наставник, разворачивая на земле карту недавней кампании. — Видишь эти линии? Это строи копейщиков и щитоносцев. Воин, лишенный щита, становится легкой мишенью.
— Но ведь двумя мечами можно парировать удары! — возразил юноша.
Воевода покачал головой и поднялся.
— Пойдем со мной, — сказал он.
Они вышли на тренировочную площадку, где старый воин взял два деревянных меча и вручил их своему ученику.
— Защищайся!
Он поднял копье и сделал быстрый выпад. Юноша попытался отбить его первым мечом, но промахнулся. Острие тренировочного копья остановилось в дюйме от его груди.
— А теперь представь, что здесь не один копейщик, а целый строй. И вместо меня — лучники, посылающие стрелы с расстояния, на котором твои два меча бесполезны.
Юноша опустил оружие.
— Взгляни на скандинавские саги, — произнес воевода, возвращаясь к костру. — Даже там, среди всех преувеличений и хвастовства, я нашел лишь два упоминания о бое двумя мечами. И оба — в поединках, не в битвах.
Тяжесть экономики
Следующим утром наставник повел юношу на рынок, где торговали оружием.
— Узнай цену хорошего меча, — велел он.
Вернулся ученик с округлившимися глазами.
— Дороже меча только кольчуга! За эти деньги можно вооружить двух воинов копьями и щитами.
Воевода кивнул.
— И что бы ты выбрал, будучи предводителем дружины — одного человека с двумя мечами или двух щитоносцев с копьями?
Ответ был очевиден. Но следующий вопрос наставника удивил юношу:
— Если меч такой дорогой, почему же в некоторых могилах находят сразу два клинка?
— Потому что... они сражались двумя мечами? — неуверенно предположил ученик.
— Нет. Потому что богатый воин мог позволить себе запасное оружие. Меч тупился и иногда ломался в бою. Но это не значит, что оба использовались одновременно.
Испытано в бою
Вечером к их лагерю присоединился старый скандинав с седой бородой. После трапезы разговор снова зашел о способах ведения боя.
— Я пробовал драться двумя мечами, — признался северянин. — Но только в поединках и только потому, что у меня левая рука развита почти как правая.
— И каковы выводы? — заинтересовался воевода.
— Против строя — верная смерть. Против одиночного копейщика — можно победить. Против лучников — никаких шансов. В лодочных сражениях — работает неплохо, если нет лучников на соседнем корабле.
Он помолчал и добавил:
— Против толпы плохо обученных крестьян такой боец может быть страшен. Но на настоящей войне... редкость, почти как единорог.
От Европы до Востока
— А что же Евпатий Коловрат? — спросил юноша на следующий день, когда они проезжали мимо деревни, где сказитель вчера рассказывал о русском герое. — Разве он не сражался и мечом, и саблей?
— В летописи сказано иное, — ответил наставник. — Там говорится, что мечи тупились в бою, и Евпатий брал оружие у павших татар. Не потому, что сражался двумя сразу, а потому что клинки были недостаточно качественными.
Когда они достигли крепости, юноша увидел икону с изображением святого Меркурия с двумя саблями.
— Видишь? — обрадовался он. — Вот доказательство!
Старый священник, услышавший их разговор, улыбнулся.
— Второй меч Меркурию вручил Архангел Михаил как символ веры. В деяниях ясно сказано, что сражался святой лишь одним, боевым мечом.
Перемены позднего средневековья
В замке, куда они прибыли через неделю, шли рыцарские тренировки. Юноша заметил, что некоторые фехтовальщики используют в паре меч и кинжал.
— Вот! — воскликнул он. — Значит, все-таки была традиция боя двумя клинками!
Наставник задумчиво посмотрел на тренирующихся рыцарей.
— В фехтовании позднего средневековья — да. Но заметь, это не два полноценных меча, а меч и кинжал. И используется такой прием исключительно в поединках, не в сражениях.
Рыцарь в богатых доспехах, наблюдавший за их разговором, приблизился.
— Ваш наставник прав, юноша. С появлением качественных доспехов меч вообще перестал быть эффективным оружием против латника. Видишь тех воинов с алебардами и двуручными мечами? Вот что пришло на смену щиту, когда доспех стал надежной защитой.
Истоки мифа
В библиотеке замка воевода показал ученику старинные книги.
— Миф о воинах с двумя мечами расцвел в эпоху Возрождения, когда фехтовальные поединки со шпагой и кинжалом стали модой среди знати. Позже его раздули писатели исторических романов и создатели фэнтези.
Он достал еще один свиток.
— А вот упоминание о римском гладиаторе димахере — "двоесабельнике". Но заметь, что в настоящих легионах такого не практиковали.
— А в Японии? — не унимался юноша.
— Школа Нито-рю действительно использует в паре длинный и короткий меч. Но это тоже дуэльное направление, не боевое.
Правда, раскрытая опытом
В последний день их путешествия наставник организовал небольшое представление. Мастер фехтования продемонстрировал вольтижировку с двумя саблями, вызвав восторг зрителей.
— Красиво, — признал воевода, когда представление закончилось. — Но это ближе к гимнастике, чем к реальному бою.
Когда они остались одни, юноша вздохнул.
— Значит, все истории о великих воинах с двумя мечами...
— Не все мифы лживы полностью, — мягко ответил наставник. — В истории встречались отдельные поединки и необычные техники. Но в настоящих сражениях? Щит и копье выигрывали у двух мечей всегда.
Он положил руку на плечо ученика.
— Запомни главное: хороший воин делает то, что работает, а не то, что красиво выглядит в сказаниях. А теперь, — улыбнулся он, — покажи мне, как ты освоил удар мечом и щитом.
И юноша, с новым пониманием военного искусства, с готовностью взялся за оружие.
Эпилог
У костра поздним вечером седой воин закончил свой рассказ молодым дружинникам.
— Что же случилось с тем безумцем, что атаковал строй с двумя мечами? — спросил самый юный из слушателей.
Старый воин усмехнулся.
— Он остановился в десяти шагах от копий, бросил один меч, достал из-за спины щит и присоединился к нашему строю. Оказалось, он был разведчиком и проверял, насколько серьезно мы относимся к воинскому искусству.
Военачальник посмотрел на притихших юношей.
— Настоящий воин должен быть грозен в бою, а не в легендах. И помните: двумя мечами в настоящем сражении не машут — в настоящем бою выживают.