В предыдущий статье я говорил, что оставалось поднести только огонь к запалу. И «огонь» вскоре нашелся, им стал претендент на русский престол, назвавший себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием, в русской истории Лжедмитрий 1. Имеется несколько версий его происхождения. Первая версия – это официальная. По ней это беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев, по своему происхождению дворянин. Его род попал в опалу при Годунове.
По второй версии, эту версию озвучивал Юхан Вилекинд, придворный историограф шведского короля Карла Девятого. В своей книге «История девятилетней шведо-московитской войны» он указывал, что Лжедмитрий 1 является ставленником поляков, по происхождению итальянец или валах (румын).
Есть еще третья версия, которую озвучил Конрад Бусов, немецкий наемник на службе Москве, он являлся свидетелем всего происходящего. По его мнению, Лжедмитрий 1 – это бастард польского короля Стефана Батория. Которого обучил Григорий Отрепьев.
Сейчас все больше сторонников того, что это точно не царевич Дмитрий, и не Григорий Отрепьев. Во-первых, у Лжедмитрия отмечали европейские навыки, что у коренного жители Руси никак не могло быть. Так же было замечено, что он очень редко прикладываете к образам, да и крестится по католическому обряду, что для коренного русского было неприемлемо. И еще один момент – самозванец очень редко, буквально по принуждению, ходил в баню, что также неприемлемо для русского того времени. Да и речь говорила о том, что русский язык для него не родной, чувствовался акцент.
Историки все больше склоняются к тому, что за Лжедмитрием стоял католический орден иезуитов. Что подтверждается тем, что самозванца поддерживали такие силы как Папа римский Павел Пятый, Сигизмунд Третий – король польский великий князь литовский, а также польские магнаты Вишневец кие и Мнишек.
В октябре Лжедмитрий вторгся в Московские земли. Для свидетелей это выглядело полнейшей авантюрой, ведь его отряд был очень малочисленным – до 2-х тысяч наемников, 2 тысячи запорожских казаков и несколько сотен донских казаков. Отряд был без артиллерии.
Однако никто не ожидал, что на сторону самозванца станут переходить русские города. Первыми присягнули на верность жители Чернигова, Моравска и Путивля. После и другие.
18 ноября того же года под Новгородом-Северским отряд Лжедмитрия, выросшее к этому времени до 15 тысяч человек, встретился в бою с царским войско, под командованием князя Ф.И.Мстиславского. Царское войско имело численность порядка 50 тысяч человек, но проиграло.
В дальнейшем войско самозванца постоянно росло, к нему примыкали казаки, как запорожцы с донцами, так и крестьянские отряды, что также называли себя казаками. Многие царские воеводы добровольно присягали Лжедмитрию.
21 января 160 5года возле Добрыничей состоялась еще одна битва. На этот раз победа досталась царскому войску - у Лжедмитрия первыми побежали крестьянские отряды, плохо вооруженные и практически без дисциплины. За ними побежали казаки, которые шли пограбить, а не умирать за непонятно кого.
Казалось бы, Годунов победил. Но тут вмешалось несколько факторов. Во-первых, Годунов с воеводами развязали террор, как против сторонников самозванца, так и просто сочувствующих. Казнили всех, до самых маленьких детей. Чем только усилили ненависть к царю. Да и казаки не все бросили самозванца. К примеру, атаман Карела с войском в 4 тысячи человек, из которых только 600 было казаками, засел к крепости Кромы, тем самым заставив царское войско начать осаду. Ведь они не могли оставить в тылу такой огромный отряд.
Во-вторых, в апреле 1605 году неожиданно скончался сам Годунов. Среди его ближников тут же возник заговор, сына Годунова, Федора, ставшего новым царем, быстро свергли и убили. Войско, что стояло в осаде под Кромом, в полном составе перешло на сторону Лжедмитрия. А командир этого войска, воевода Петр Федорович Басманов стал ближайшим сподвижником Лжедмитрия.
И 20 июня 1605 года состоялся торжественный въезд Лжедмитрия в Москву. Его с радостью встречали бояре и простые горожане.
Царствование Лжедмитрия
Начал он с милостей. Южные уезды были на 10 лет освобождены от налогов. Донские и запорожские казаки были щедро награждены, их атаманы на пирах сидели рядом с Лжедмитрием. Что было одним из проявлений царских почестей. Все ссыльные боярские рода получили амнистию.
Но Лжедмитрий совершил ту же ошибку, что и Борис Годунов – начал интеграцию с западом. Первым делом начал готовить войну с Османской империей, что было выгодно Европе, но никак не Руси. Также ввел в армии польские звания, себя приказывал именовать цесарем или императором, никакого царя. В Тайную канцелярию брал служить только поляков, изгнав оттуда всех русских. Также для личной охраны набрал себе наемников-иностранцев, преимущественно поляков, также отказав русским.
Плюс разгул, раздача иностранцам щедрых подарков от царского имени – всего за время своего правления Лжедмитрий потратил более 7 с половиной миллионов рублей, тогда как бюджет страны на тот момент составлял всего 1.5 миллиона, то есть он потратил в 5 раз больше, чем страна «зарабатывала».
Последней каплей для русских стал приезд в Москву огромного количества поляков – порядка 2-х тысяч, во главе с Юрием Мнишеком. С ним приехала его дочь Мария, как невеста «русского» царя. Поляки сразу начали вести себя по-хозяйски – бесчинства, пьянство, убийство москвичей и насилие над женщинами стали нормой в Москве.
К тому же Лжедмитрий совсем перестал соблюдать русские обычаи. Среди бояр возник заговор, который был поддержан простыми горожанами. Во главе заговора стали Шуйские, которые открыто говорили, что самозванца «посадили на царство» только с одной целью – свергнуть Бориса Годунова.
17 мая 1606 года в Москве началось восстание, в ходе которого самозванец был убит. Также пало множество поляков.
Новым царем избрали Василия Шуйского, новым патриархом был выбран Гермоген.