Найти в Дзене

Свежие мысли по выбору частоты дискретизации: 44.1, 48 или 96

Некоторое время назад моё мнение по этому вопросу звучало примерно так: «в какой итоговой частоте вам нужен материал, в той и работайте изначально». Почему? При любой конвертации происходит потеря качества. Но избежать этого легко, если работать изначально в итоговой частоте. Соответственно: Повышение до 96 кГц может звучать лучше, но глобальных чудес не происходит, а инженерных и технических проблем создаёт много с ресурсами, быстродействием и объёмами данных. Чисто теоретически повышенная частота дискретизации может дать более высокое качество за счёт того, что звуковой диапазон передаётся лучше, а возможные шумы и искажения сдвигаются за пределы слышимого спектра. В сети можно найти синтетические тесты с попытками объяснить обязательность работы в повышенной частоте искажениями от так называемого «алиасинга» и пр, но реальная практика гласит: если вы явно не слышите ухудшение звука при применении того или иного плагина, его скорее всего и нет. Синтетические тесты на синусоидах и гар

Некоторое время назад моё мнение по этому вопросу звучало примерно так:

«в какой итоговой частоте вам нужен материал, в той и работайте изначально».

Почему? При любой конвертации происходит потеря качества. Но избежать этого легко, если работать изначально в итоговой частоте.

Соответственно:

  • если вы работаете только с музыкой, особенно с электронной, ваша рабочая частота 44.1 кГц и не надо создавать себе сложности с ресурсами и конвертацией
  • если работаете с видео, тогда 48 кГц, потому что это общепринятый стандарт

Повышение до 96 кГц может звучать лучше, но глобальных чудес не происходит, а инженерных и технических проблем создаёт много с ресурсами, быстродействием и объёмами данных.

Чисто теоретически повышенная частота дискретизации может дать более высокое качество за счёт того, что звуковой диапазон передаётся лучше, а возможные шумы и искажения сдвигаются за пределы слышимого спектра.

В сети можно найти синтетические тесты с попытками объяснить обязательность работы в повышенной частоте искажениями от так называемого «алиасинга» и пр, но реальная практика гласит:

если вы явно не слышите ухудшение звука при применении того или иного плагина, его скорее всего и нет.

Синтетические тесты на синусоидах и гармониках большой роли не играют. Оценка такая: «звучит или не звучит». Поэтому грамотным подбором своего инструментария можно избежать многих проблем и не создавать новые.

-2

Большинство соцсетей и программ обработки видео на телефоне автоматически понизят частоту дискретизации звука до 44.1, на некоторых телефонах программы записи видео изначально пишут в 44.1.

Согласитесь, проще сразу делать проект в этой частоте.

Однако в том же YouTube иногда вам даётся поток 44, иногда 48. Это связано с поддержкой разных стандартов кодирования звука и видео на разных устройствах, плеер автоматически выбирает нужный поток. А те же ВК, Rutube, Дзен, Телеграм и многие другие чаще всего понизят звук до 44.1.

Поэтому имеет смысл ориентироваться на основную платформу и делать под неё.

С точки зрения музыкального материала, полностью электронная музыка в 48 не даёт особенного выигрыша в сравнении с 44.1, если рассматривать сам по себе эффект от повышения частоты. Но при работе с большим количеством живых инструментов, эта разница уже наблюдается. Да она не столь огромна и зависит от качества тракта записи, качества оцифровки, алгоритмов редакции и обработки, которые вы применяете.

То есть высокая частота сама по себе не панацея и не решение всех проблем. Смысла в высокой частоте ради высокой частоты нет никакого.

Но вот что интересного я обнаружил и это в корне поменяло подход.

-3

Плагины из моего любимого пакета Slate Digital в 48 кГц работают стабильнее, чем в 44.1. Не знаю, как в других DAW, но конкретно в Pro Tools так. К подобным выводам я приходил и с плагинами других брендов.

Да, это привязано к конкретным плагинам и их алгоритмам, но с другой стороны, почему меня как пользователя это должно сильно волновать? Мне нужен звук и стабильность работы.

Плюс у меня сейчас много ещё и кино-видео работ, а алгоритмы конвертации всё-таки выросли в качестве и сейчас нет таких явных потерь при понижении частоты, как было, скажем, лет 10 назад.

В итоге я пришёл к тому, что сейчас моя классическая рабочая частота именно 48 кГц при работе и с музыкой, и с видео, и с кино. Всегда.

Это даёт ясность и стабильность в рабочем процессе. На всех устройствах, во всех проектах используется единая частота дискретизации. Нет проблем с синхронизацией, нет проблем с неявной конвертацией.

💥 Вот так-то! Я много лет топил за работу строго в 44.1, но всё течёт и меняется. Сейчас я работаю в 48, чего и вам желаю 😉

-4

Вдогонку:

Был у меня один особо продвинутый аранжировщик, который очень настаивал на работу в 96 кГц. Вылечился быстро. Достаточно было записать пару песен все инструменты в 96, да так их ему и отдать 🤣

Ещё была большая проблема с тем же Logic, он внутри проекта делал скрытый и очень некачественный пересчет частоты дискретизации (и сэмплов и синтов), поэтому было логично работать сразу в нужной и слышать реальный звук. Думаю, что это уже решили давно, но кто знает, тестов специальных не проводил 🤷🏻‍♂️

Кстати, многие сэмплы и библиотеки часто содержат паразитный пилот тон на 15630 Гц (или рядом из-за разного рода трансформаций), а то и сам тракт записи (те же микрофоны) натягивает что-то подобное от приборов, ламп и пр. ТАК ВОТ! Большинство это не слышит и не обращает внимание. Что толку от 96 кГц, если вы в слышимом диапазоне не чистите паразитный свист 🤪

Из практики. Мне попадался винтажный Neumann U89, у которого в схеме что-то было не так и он сам давал эту частоту! Всегда.

На этом на сегодня всё.

Всем бобра, всем удачи и хоррошего настроения! С вами Андрей Аспидов.

ТЕЛЕГРАМ 👉 https://t.me/artmusiccenter
ВК 👉
https://vk.com/artmusiccenter
ИНСТА 👉
https://instagram.com/artmusiccenter
YOUTUBE 👉
https://youtube.com/artmusiccenter
RUTUBE 👉
https://rutube.ru/u/artmusiccenter
ЛОГОВО ЗВУКА 👉
https://t.me/logovozvuka