"... Людмила прошла с сыном и дочерью в их комнату и, наблюдая, как Денис бережно складывает брюки, спросила:
- Это ведь Петькина одежда? Можешь не отвечать. Знаю, что брюки и рубашку он тебе дал, а мне, сынок, в нечем было пойти. Поправилась я, всё мало стало, а на обновки денег нет, - всхлипнула Людмила, - тяжело так, что хоть волком завыть хочется!..."
Читайте: Железная леди
Не успели Денис и Анюта появиться на пороге родного дома, как мама начала их засыпать вопросами:
- Как выступление? Рассказывайте! Денис, какое место занял? Хотя от тебя ответа мне всё равно не добиться. Анюта, рассказывай ты!
Людмила Романовна уставилась на дочь, и Аня послушно ответила:
- Дёня у нас самый лучший! Ему весь зал аплодировал, а место не так и важно.
- Согласен с тобой, дочь, - поддакнул Борис, высунув голову из кухни. - Главное - засветиться на сцене. Зато теперь это дело надо отметить. Мать, наливай.
- Тебе бы только глаза свои залить по любому поводу, - буркнула Людмила. - Денег нет на еду, не говоря о выпивке.
Борис начал что-то тихо бубнить, но уже не грозил, как раньше, что уйдёт, оставив Люду одну. Ругался вполголоса, выражая своё недовольство отказом жены, но больше ничего не просил. Зато Людмила прошла с сыном и дочерью в их комнату и, наблюдая, как Денис бережно складывает брюки, спросила:
- Это ведь Петькина одежда? Можешь не отвечать. Знаю, что брюки и рубашку он тебе дал, а мне, сынок, не в чем было пойти. Поправилась я, всё мало стало, а на обновки денег нет, - всхлипнула Людмила, - тяжело так, что хоть волком завыть хочется!
Вся обида на мать сразу куда-то исчезла. Денис смотрел на маму, заметно постаревшую и уставшую, и испытывал только одно чувство - жалость. Аня обняла маму, а Денис не смог этого сделать, хоть и хотел. Не было принято у них в семье проявлять свои чувства. Одна Анютка не стеснялась обнимать родителей и брата. Денис отвернулся, чтобы не смотреть на маму, и тихо сказал:
- Я заработаю и куплю тебе новые вещи. Какие ты захочешь!
Людмила Романовна не ожидала услышать такие слова от сына, поэтому заплакала ещё громче.
- Сынок, одна надежда у меня на тебя и Анюту! - всхлипнула она, а потом сама подошла к Денису и обняла его. Он съёжился с непривычки и втянул голову в плечи. Мама поцеловала его в макушку, и в этот момент раздался громкий голос Бориса:
- Людка, долго я один буду сидеть? Хватит шушукаться! Муж скучает, а она где-то пропадает.
- Иду, иду уже, - ответила она и пошла к мужу, оставив детей в комнате. Денис подумал, что его мама относилась к нему совершенно по-другому, если бы не отчим. Ещё он решил, что как только наступит лето, он станет собирать ягоды и грибы, чтобы выполнить обещание и купить матери обновки...
Вечером Денис пришёл в гости к Пете. Принёс брюки, а рубашка была ему подарена, поскольку другу была мала. Валентина Сергеевна пригласила Дениса за стол и попросила рассказать подробно о выступлении. Вместо Дениса обо всём в подробностях рассказал Петя, сделав акцент на том, что зрители на "ура" приняли выступление Дениса.
- Как же обидно, что я не смогла прийти. Боялась Петиного папу оставить. Что-то ему совсем нездоровится в последнее время. Нужно, чтобы дома кто-то был. Вдруг плохо станет, а рядом никого нет, - развела руками Валентина Сергеевна. - Ты не расстраивайся, Денис, впереди у тебя будет ещё много побед, я в этом уверена!
Умела мать Пети говорить так, что её слова не вызывали сомнения. Денис и сам поверил в то, что у него ещё всё впереди. Петя же сидел за столом, но витал в облаках. Он пребывал в том состоянии, которое характерно для всех влюблённых, когда кажется, что любимый человек находится рядом. Петя вставлял время от времени слово в беседу матери и Дениса, но больше сидел и теребил скатерть, думая о чём-то своём. На прощание он сказал Денису, что Элла просила передать ему большой привет.
- Сказала, что посмотрела на тебя другими глазами, - произнёс Петя. Дениса бросило в жар, а Петя продолжил: - Элла очень рада за тебя, так же, как и я.
Денис согласно кивнул, а сам подумал, что его друг слишком наивен. Он слепо верит Элле, не видит или не хочет видеть, что она в отличие от него просто позволяет себя любить. Говорить об этом было бесполезно. Денис это прекрасно понимал. Петя или не прислушался бы к его словам, или обиделся бы и перестал общаться. Поэтому Денис попрощался и пошёл к себе, решив, что отношения Пети и Эллы - это не его дело.
*****
Зима в тот год выдалась ранней и снежной. Студентов часто привлекали к уборке снега. Денис частенько вызывался сам. Ему больше нравилось махать снегоуборочной лопатой, чем сидеть за партой. Для него это было что-то вроде тренировки. Только не в спортивном зале, а на улице. Довелось ему работать вместе с третьекурсниками, среди которых были Славик и Игорь. Последний создавал видимость работы. Работу ребят контролировал кто-то из педагогов. Когда учитель стоял рядом, Игорь усердно работал, пыхтел. Стоило педагогу отойти или отвернуться, старание Потапова заканчивалось.
- Ребята, - сказала Мария Евгеньевна, которая стояла рядом и наблюдала за ними, - мне нужно сходить в корпус. Надеюсь, что вы одни справитесь? Я вам доверяю, поэтому надеюсь, что всё будет в порядке. Игорь Потапов, ты остаёшься за старшего.
На лице Игоря появилась самодовольная, даже злорадная усмешка. Он поспешил заверить, что справится. Как только Мария Евгеньевна скрылась, начал командовать:
- Пацаны, давайте активнее! Славик, пошевеливайся! Смотри, как Дёня шустро работает! Пока ты один раз дорожку лопатой проходишь, он два раза успевает. Если будешь так медленно и со Светкой обращаться, Васильев её у тебя уведёт. Он хоть мал, зато удал, - сказал Игорь и захохотал вместе с ребятами из своей свиты. Славик побагровел и ответил:
- Ещё одно твоё слово - и я за себя не ручаюсь, понятно?
- Ха, не нравится правду слушать? Ты вместо того, чтобы огрызаться, шевелись быстрее.
Денис, понимая, что сейчас дело дойдёт до ссоры или дра....ки, подошёл к Славику, и начал помогать проходить отведенный тому участок. Потапову больше не к чему было придраться, и он замолчал. Славик прошептал:
- Я бы сейчас мог уложить его одной левой. Знаю. что и ты бы мне помог, но связываться с ним не хочется. Это он всё от ревности говорит. Нравится ему моя Светка, вот и бесится. А она только моя...
Славик сказал это таким таким тоном, как будто Света была аппетитным пирожным или ещё чем-то вкусным. Сказал и облизнулся, давая понять, что у них со Светой отношения уже далеко не детские. Славик собирался ещё что-то сказать, но вернулась Мария Евгеньевна, и ребята продолжили убирать снег молча.
После зимних каникул ребята третьего курса в училище появлялись лишь изредка. У них началась сплошная практика. Света и Глаша работали в городской парикмахерской. Каждый день утром уезжали, а вечером возвращались. Проезд на время практики для студентов был бесплатным, и можно было беспрепятственно ездить в город и обратно. Света возвращалась не всегда вместе с Глашей. Веснушчатая подруга приходила часто на репетицию одна и говорила, что Светы не будет.
- Не вернулась она ещё из города, дел у неё много.
- Интересно, какие могут быть дела, если у нас весной выступление, - выразила недовольство Мария Евгеньевна. - Наверное, со Славиком куда-нибудь пошла. Ох, дети, не наломали бы дров!
- Не волнуйтесь, Мария Евгеньевна, - засмеялась Глаша, - они уже взрослые!
- Я с ней поговорю, знаю, чем всё это может закончиться, - ответила Мария Евгеньевна. Но её разговоры и уговоры на Свету подействовать не смогли. Она была влюблена в Славика и ничего не замечала. Пока его мама была на работе, Света после окончания своего рабочего дня частенько приходила к Славику. Он приглашал её к себе, а она не могла отказаться...
Ближе к весне, когда Света появилась на репетиции, ей стало плохо. Она едва не упала в обморок. Денис успел подхватить Светлану, а Глаша подала подруге стакан воды.
- Нет, не надо, меня мутит от всего, даже от воды, - произнесла тихо Света.
- Ты наверное, того... - прошептала испуганно Глаша и дотронулась до живота подруги.
На лице Светы появилась счастливая улыбка. Девушка довольно и задумчиво произнесла:
- Теперь Славик на мне точно женится. И его мама ничего не сможет сделать! Не откажется ведь она от своего внука или внучки!
Денис был рад за Свету и Славика, но одновременно переживал за них, потому что Света не раз говорила, что ей не повезло со свекровью. Мать у Славика ещё та мегера.