Сухуми, столица Абхазии, словно старинная фотография, на которой сквозь выцветшие краски проступает былое великолепие. Город вызывает у путешественников сложное переплетение чувств: восторг от сохранившегося очарования курортного города и печаль от разрухи, которая, словно шрам, напоминает о трагических событиях прошлого.
Прогуливаясь по Сухуми, словно попадаешь в музей под открытым небом. Здесь и остатки величественной архитектуры сталинской эпохи, с колоннадами и лепниной, и колоритные дома в стиле южного модерна, и тенистые аллеи, когда-то наполненные смехом и музыкой. Однако, этот антураж старого курорта размывается картинами разрухи. Многие здания так и не восстановили после окончания боевых действий, оставив их зияющими ранами в центре города. Разбитый асфальт, местами напоминающий лунный ландшафт, и отсутствие освещения на многих улицах по вечерам создают ощущение заброшенности и небезопасности.
И все же, даже несмотря на видимые следы разрушений, Сухуми сохраняет свой неповторимый шарм.
Если вы уже налюбовались на Черное море, нагулялись по Сухумской набережной, отведали блюда местной кухни в многочисленных кафе и ресторанах, побывали в обезьяньем питомнике и ботаническом саду, то предлагаю выбраться за пределы города и посетить пару малоизвестных широкому кругу туристов достопримечательностей.
Беслетский мост
Всего в 7 км от центра Сухуми находится старинный Беслетский мост (N 43° 1.845 E 41° 4.577).
Этот мост – уникальный памятник архитектуры, датируемый XI-XII веками. Это единственное сохранившееся сооружение гражданской архитектуры времен Грузинского царства на территории Абхазии, часто именуемое в народе «Мостом Царицы Тамары».
Беслетский мост, длиной 35 метров и шириной около 5 метров, представляет собой однопролетную арочную конструкцию. Его свод, достигающий 13,3 метра, сложен из квадратных известняковых плит. Несмотря на то, что сегодня его грузоподъемность составляет 7-8 тонн, некоторые исследователи полагают, что в прошлом он мог выдерживать и большие нагрузки. Примечательно, что лишь в 1935 году на одной из плит боковой грани моста была обнаружена надпись на древнегрузинском языке, гласящая: «Христос-владыка, всячески … возвеличь в обеих жизнях…». Впрочем, существует и версия, что надпись появилась в период реставрации моста в том же 1935 году.
Изначально мост предназначался для торговых целей, соединяя Сухум с горными долинами. Несмотря на хорошее состояние, движение транспорта по мосту запрещено, так как он является архитектурным памятником. В непосредственной близости, всего в нескольких метрах, через реку Басла проложен современный мост, предназначенный для автомобилей и другого транспорта. Контраст между этим ординарным сооружением XX века и древним Беслетским мостом лишь подчеркивает его неповторимое очарование. Старинные камни, поросшие мхом и увитые лианами, словно переносят путешественников во времена правления Царицы Тамары.
Прогулки по мосту, который не охраняется, не запрещены, но требуют особой осторожности. Отсутствие перил и отполированные ветрами и дождями камни делают его небезопасным.
За свою почти тысячелетнюю историю Беслетский мост оброс множеством легенд. Одна из самых известных рассказывает о нападении на Абхазию вражеского племени. Абхазские воины, решив зайти врагу в тыл, в кратчайшие сроки построили мост, используя лишь три компонента: камень, песок и куриные яйца. Разгромив войско противника, они оставили мост, который стоит по сей день, как символ их мужества и изобретательности.
Рядом с мостом находится кафе, где можно перекусить.
Печи, для обжига извести
Совсем рядом с мостом, в нескольких десятках метров, возвышается пара любопытных башен (N 43° 1.855 E 41° 4.605).
Можно предположить, это сторожевые башни, защищавшие подход к мосту. Но эта версия ошибочная. Это всего лишь остатки печей для обжига извести. Здесь, ещё до революции, располагался небольшой завод. А выше, на склоне, можно увидеть заброшенный карьер.
Некоторые гиды, рассказывают туристам пугающую историю, что печь служила своеобразным крематорием, где сжигали тела людей, а рядом закапывали их пепел. Но местные историки и археологи опровергают эту версию. По словам исследователей, это всего лишь печи для обжига извести, а подобных крематориев в Абхазии не существовало вообще.
Но башни весьма симпатичные и фотогеничные.
Беслетская ГЭС
Примерно в 700 метрах от моста, выше по течению реки располагаются остатки Беслетской ГЭС (N 43° 2.105 E 41° 4.315).
Это одна из самых старейших ГЭС Абхазии, построена во времена правления императора Николая II. Плотину на реке Басла высотой 11 метров заложил меценат Смецкий и за четыре года, с 1905, ГЭС был построена.
До революции ГЭС снабжала электричеством Сухум для работы сотни дуговых фонарей на перекрёстках и освещения центральной части города. В советское время электроэнергия расходилась по близлежащим сёлам.
На данный момент ГЭС не работает по своему прямому назначению, но это не значит, что не может, оборудование с тех самых дореволюционных времён сохранилось, не говоря уж о советском.
По слухам, когда-то ГЭС обслуживало более двадцати сотрудников. Лет 15 назад за сооружением присматривала супружеская пара дядя Ваня (Иван Иванович) и тётя Тамара. Они были всегда рады гостям.
И Иван Иванович, мог запустить оборудование и продемонстрировать работу ГЭС. Живут ли они там сейчас, мне не ведомо. Скорее нет, старики уже были..
По состоянию на лето 2024 года, само здание станции активно восстанавливается. Установлены новые окна и двери. Возможно, здесь будет кафе или, даже, отель. На въезде стоит касса, но была закрыта, денег никто не брал...
ГЭС сейчас, безусловно, представляет интерес с архитектурной точки зрения. Постройка из камня, как аскетичный замок, затерянный в кавказском ущелье на берегу реки. По стенам вьётся плющ.
Но и любителям техчасти будет, на что поглядеть там.
Экскурсию на ГЭС вы можете устроить себе самостоятельно, приехав к Беслетскому мосту и прогулявшись по дорожке до ГЭС. Вроде как ещё экскурсии из города возят, ценник не знаем, но вряд ли запросят слишком дорого.
Как добраться до Беслетского моста и ГЭС?
От центрального рынка Сухума в сторону Беслетского моста курсируют маршрутные такси. Нужно садиться в маршрутку № 5A с табличкой «Чанба-Рынок» и ехать до конечной остановки в поселке Нижняя Бирцха. По слухам, если много желающих, маршрутка может доехать прямо до Беслетского моста. Маршрутные такси отправляются 3–4 раза в день (график плавающий), с 8 утра до 16:00.
Однако, лично нам не повезло. Маршрутка туда – довезла нас только до центра посёлка Нижняя Бирцха, высадив на улице Чанба. Далее около 3 км мы прошли пешком. Обратно, так вообще пришлось все 7 км до города идти пешком. Маршрутки не было, автостоп не работал. Ни одна машина не захотела остановиться и нас подвезти (даже за деньги). Ну ладно, зато мы прогулялись и, заодно, посмотрели на некогда явно процветающее, а ныне почти заброшенное поселение. Здесь, до войны 1992-1993 годов, жили преимущественно этнические грузины. И им пришлось бросить свои весьма неплохие дома, и уйти в Грузию.
Так и стоит посёлок в разрухе, в Абхазии просто нет столько жителей, чтобы занять эти брошенные строения. А следы войны видны до сих пор на улице.
Вот, например, валяется ржавая гильза от снаряда. Чермет в Абхазии никто не собирает и на металлолом не сдает.
И ещё, пока мы шли к Беслетскому мосту, обрати внимание на высокие опоры, то ли от моста, то от трубопровода? Что это тут было, найти информацию не удалось. Может кто из читателей знает?
Ещё мои статьи про Абхазию
- Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
- Буду рад всем посетителям!