Осень 1991 года. Секретная база на границе с Чехословакией. Один транспортный самолет, один загадочный груз и всего несколько часов, чтобы спасти технологию, способную изменить расстановку сил в мире. Почти реальная история о людях, принявших решение, которое 30 лет оставалось государственной тайной.
Хмурое утро
Хмурым октябрьским утром 1991 года полковник Николаев в который раз подошел к окну своего кабинета. Тяжелые свинцовые тучи ползли над военной частью, спрятанной в лесах у чехословацкой границы. Империя разваливалась на глазах – в штабах царила неразбериха, приказы противоречили друг другу, а связь с Москвой то и дело пропадала.
Полковник снова снял телефонную трубку – глухо. Уже третьи сутки не удавалось связаться с командованием. Шифровальная машина в углу кабинета выдавала какой-то бессмысленный набор символов.
"Словно кто-то специально глушит связь", – мелькнула тревожная мысль.
А ведь именно сейчас как никогда нужны четкие указания сверху. В ангарах его части хранился объект особой важности – плод десятилетней работы лучших советских умов.
Настолько секретный, что даже ему, командиру части, было известно только кодовое обозначение. За окном сверкнула молния, и через несколько секунд по крыше забарабанил дождь. Николаев машинально потер переносицу – последние донесения разведки не оставляли сомнений: к части приближались неопознанные группы, явно не местные. Судя по почерку – профессионалы.
Принять решение
Дверь распахнулась без стука. На пороге застыл взъерошенный начальник службы безопасности:
- Товарищ полковник! Три микроавтобуса движутся к нам. Точно не наши... К счастью, на аэродроме застрял транзитный Ил-76 – непогода задержала вылет. Полковник принял решение мгновенно...
Командир корабля, подполковник Сергеев, был из "старой гвардии" - тех, кто умел принимать решения без письменных приказов, когда того требовала обстановка.
- Свяжите меня с командиром Ил-76, - распорядился Николаев.
Через пять минут в кабинете уже сидели трое: полковник Николаев, подполковник Сергеев и начальник службы безопасности майор Востриков. Разговор был коротким:
- Александр Петрович, - обратился Николаев к командиру Ил-76, - есть особо важный груз. Нужно срочно эвакуировать. Официального приказа нет и не будет. Решение принимаю под свою ответственность.
Сергеев помолчал несколько секунд:
- Топлива у нас в обрез. До Москвы не дотянем.
- До Москвы и не надо. Есть запасной вариант - военный аэродром под Минском. Там свои люди.
Ночная погрузка
Дождь усиливался. По лётному полю метались лучи прожекторов. Специальная команда технического состава готовила объект к погрузке. Все понимали - второго шанса не будет.
Погрузка шла в полной темноте. Только тусклые фонари освещали рампу Ил-76. Двенадцать человек технического состава, прошедших специальный инструктаж, работали молча и слаженно.
Контейнер был настолько секретным, что его закрыли брезентом даже внутри самолёта.
- Товарищ полковник, - обратился начальник группы техников к Николаеву, - крепление груза завершено. Проверено дважды.
В этот момент в наушниках раздался взволнованный голос с КДП (командно-диспетчерского пункта):
- "Борт 76-421", три неопознанных машины на подъезде к КПП. Дистанция 5 километров.
Времени оставалось в обрез. Экипаж уже занял свои места. Подполковник Сергеев запрашивал разрешение на запуск двигателей, когда к самолёту подбежал запыхавшийся майор Востриков:
- Они прорвались через первый пост! Надо взлетать немедленно! Николаев принял последнее решение:
- Взлёт разрешаю. В случае необходимости - огонь на поражение.
Экипаж Ил-76 начал запуск двигателей...
Взлёт в неизвестность
Четыре двигателя Ил-76 взревели в ночной тишине. Дождь усилился, видимость упала до минимума. По всем инструкциям взлёт в таких условиях был запрещён, но выбора не оставалось.
- Полоса свободна, световое обозначение включено, - доложил диспетчер.
В свете прожекторов КПП было видно, как неизвестные машины остановились у шлагбаума. Из них выскочили люди в тёмной одежде. Командир корабля Сергеев вывел двигатели на взлётный режим. Огромная машина начала разбег по мокрой полосе. В этот момент со стороны КПП раздались первые выстрелы.
- Скорость 220... 240... 260 отрыв! - доложил второй пилот. Ил-76 тяжело оторвался от земли. Сразу после взлёта Сергеев принял решение уходить предельно низко, на высоте 50 метров, чтобы исчезнуть с радаров наземных служб.
- Борт 76-421, ответите за самовольный взлёт! - раздался в наушниках незнакомый голос с характерным акцентом. Сергеев молча выключил связь. Впереди было ещё несколько часов сложного полёта...
Примечание
Если Вы хотите видеть новые публикации на канале ежедневно то заходите на него самостоятельно. Иначе вы их можете просто не увидеть, в ленте Дзена они не всегда появляются.
Просто каждый день, в любое время, нажмите на эту ссылку https://dzen.ru/foma55 и смотрите свежие по времени и любые другие публикации. Самые свежие слева в верхнем ряду и дальше вправо вниз по очереди.