Продолжаем систематизировать памятные даты и события
военно-морской истории для последующего их освещения в наших
публикациях. Цель такого "календаря": 1.Не пропустить что-то важное и
интересное; 2. Исключить ежегодные повторы одного и того же материала; 3.Проверить то, насколько мы сами это всё помним. В этих целях мы объединяем исторические даты и события в списки, и в течение 2024-2025 годов (с октября 2024 года) в отдельных статьях вспомним и структурируем разные события, связанные с мировой военно-морской историей (период не имеет значения). И в этом просим вашей помощи, уважаемые читатели, ведь кто как не Вы являетесь главными экспертами в этих вопросах! А мы просто люди - которые могут и забыть что-то.
Поясним (повторим) - каждый месяц, мы публикуем в виде отдельной статьи список дат исторических событий, которые могут быть интересными, и которые произошли в течение прошедшего месяца (сегодня - за МАРТ). Это могут быть даты значимых событий мирового значения в сфере интереса нашего канала (крупные сражения, бои, испытания вооружения, открытия, политические мероприятия), более мелкие (рутинные) даты - гибель и ввод в строй кораблей (спуск на воду), начало (итоги) походов и плаваний, путешествий, географических открытий, дни рождения и смерти знаменитых людей и т.д. В тоже время мы стараемся отсеивать некоторые
незначительные мероприятия, рассматривая каждый случай отдельно, и
всегда готовы ДОПОЛНИТЬ этот перечень. Если вы вспомните и предложите дату события - обязательно рассмотрим этот вариант. То что незначительно для нас - может быть интересно Вам, и наоборот!
Ранее был подготовлен список дат за октябрь, ноябрь, декабрь 2024 года, январь, февраль 2025 года, а сейчас - МАРТ. Рекомендуем ознакомиться с предыдущими- если вы пропустили их. Мы понимаем - составленные списки событий не полные - что-то обязательно осталось за пределами моего внимания. Предлагаю в комментариях назвать "свои" даты, события, которые вы знаете, с пояснениями чем они знаменательны.
Уточнение: для некоторых дат надо помнить, что имеется так называемый "новый стиль/старый стиль", что характерно для дат до февраля 1918 года, после - только "новый стиль". Но часто в литературе (в источниках) даже по событиям 18-19 веков указывается уже новый стиль (или просто одна дата без уточнения), и это следует учитывать, чтобы избегать ошибок. Присоединяйтесь и предлагайте события марта. Начинаем
1 марта 1942 года - Второе сражение в Яванском море – одно из последних морских операций в Голландской Ост-Индии, между британский тяжелым крейсером «Эксетер» с двумя эсминцами и японскими кораблями: четыре тяжелых крейсера, четыре эсминца и один авианосец.
4-10 марта 1918 года - Ледовый поход: переход Второго отряда кораблей русского Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. В состав отряда вошли два линкора, два крейсера и три подводные лодки, отряд шел под проводкой двух портовых ледоколов «Силач» и «Город Ревель», затем их встретил ледокол «Ермак».
5 марта 1927 года - Заложены первые советские подводные лодки проекта II – Д-1, Д-2, Д-3. Это были первые подводные лодки советской постройки. Проект был разработан в 1926 году коллективом ленинградского Техбюро под руководством Б.М. Малинина. 5 марта 1927 г. лодки были заложены на Балтийском заводе и получили наименования «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец». Головная лодка «Декабрист» сошла со стапеля 3 ноября 1928 года и была зачислена в строй Балтийского флота 16 декабря 1930 года. Создание «Декабристов» - первых двухкорпусных подводных лодок клепаной конструкции было существенным шагом отечественного подводного кораблестроения.
Подводные лодки этой серии оказались достаточно удачными кораблями. Именно лодка этого типа – «Д-3» впервые в истории прошла под арктическим льдом путь около 1 км на глубине 50 метров. «Д-1» погибла 13 ноября 1940 г. в Мотовском заливе Баренцева моря при глубоководном погружении после ремонта. «Д-2» совершила 4 боевых похода, потопила 2 и повредила одно судно. В 1989 году «Д-2» «Народоволец» была превращена в музей и поставлена в Шкиперском протоке в Санкт-Петербурге.
6(19) марта 1906 года - День подводника – в этот день Указом Императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей- подводные лодки, а в состав Российского флота включены 20 подводных лодок, ранее из соображений секретности числившихся миноносцами.
6 марта 1936 года - Гибель крейсера «Балеарис» в ходе боя у мыса Палос торпедами эсминцев республиканского флота
6 марта 1943 года - Бой в проливе Блэкетт - ночной бой, состоявшийся с 5 на 6 марта 1943 года между 2 эсминцами японского флота, доставляющих подкрепление на остров Коломбангара в течение кампании на Соломоновых островах и американским соединением крейсеров, выполняющим задачу по обстрелу японских позиций на островах. В ходе боя с 3 легкими крейсерами и тремя эсминцами японские корабли были уничтожены.
8 марта 1968 года - Гибель К-129. 8 марта 1968 года при невыясненных до сих пор обстоятельствах в северной части Тихого океана в районе Гавайских островов погибла советская дизель-электрическая подводная лодка К-129 из состава Тихоокеанского флота.
Она была построена на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре по проекту 629, вступила в строй 31 декабря 1959 г., а 2 февраля 1960 г. вошла в состав Тихоокеанского флота. Была модернизирована по проекту 629А. 24 февраля 1968 года К-129 под командованием капитана первого ранга Владимира Кобзаря вышла из бухты Крашенинникова в Тихий океан на боевую службу. Для подводной лодки это был внеплановый выход по приказу командования.
8 марта 1968 года К-129 должна была дать контрольное радиодонесение, но подводная лодка не ответила на радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Была надежда, что она дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, но через две недели связь с подводной лодкой так и не восстановилась.
Началась крупная поисковая операция. На протяжении 70 дней 30 кораблей Тихоокеанского флота обследовали весь маршрут К-129 на протяжении от Камчатки до Гавайев. Но ни лодки, ни следов катастрофы обнаружено не было. Нашли только масляное пятно, оказавшееся соляровым, дизельным. Но точно кому оно принадлежало, как и в каком месте попало в воду, определить не удалось. В дальнейшем лодка была обнаружена американцами в ходе операции «Дженифер» (проект «Азориан»)
10 (26.02) марта 1904 года - Гибель эскадренного миноносца «Стерегущий» в неравном бою с шестью японскими эсминцами у Порт-Артура.
12 марта 1907 года - Взрыв броненосца «Йена». На стоянке в Тулоне был полностью уничтожен внутренним взрывом, произошедшим из-за самовозгорания нитроцеллюлозного пороха в погребах.
11 марта 1958 года - Сторожевой корабль «Красный вымпел» был поставлен на вечную стоянку в бухте Золотой Рог и превращен в мемориальный корабль-музей. Корабль был построен в Финляндии в 1911 г. как парусно-паровая яхта по заказу камчатского губернатора и предназначался для нужд местной администрации.
Первоначально назван в честь Камчатского военного губернатора и командира Петропавловского порта адмирала В.С.Завойко – героя Крымской войны 1853-1856 гг. – «Адмирал Завойко». В августе 1911 года судно прибыло в Петропавловск-Камчатский и использовалась в качестве посыльного и пассажирского судна. Во время Первой мировой войны корабль подчинялся Военному ведомству. После Октябрьской революции экипаж яхты перешел на сторону советской власти. Принял участие боевых действиях в ходе Гражданской войны и интервенции, входил в состав Сибирской военной флотилии, два года находился в Шанхае, пока осенью 1922 года не вернулся в советский Владивосток. Переименован в «Красный вымпел», в качестве сторожевого корабля участвовал в боевых действиях и гидрографических экспедициях, использовался как учебное судно.
13(26) марта 1917 года - Гидросамолет М-9 Черноморского флота захватил турецкую шхуну. Гидросамолет авиации Черноморского флота под командой летчика лейтенанта Михаила Сергеева и при наблюдателе унтер-офицере Феликсе Тур, получив 12 марта при обстреле во время воздушной разведки над Босфором пулевую пробоину в бензиновом баке, из которого вытек бензин, вынужден был спланировать на воду в районе Деркоса (румелийский берег) вне видимости сопровождавших русских судов. Считая самолет лейтенанта Сергеева сбитым или захваченным, русские корабли ушли в Севастополь.
Тем временем М.Сергеев и Ф.Тур, увидев невдалеке от себя турецкую шхуну, пользуясь остатками бензина, пошли на нее в атаку и, открыв огонь из пулемета, вынудили турок спешно оставить шхуну и на шлюпке бежать на берег. Захватив шхуну, летчики уничтожили самолет, предварительно сняв с него все ценные части, пулемет и компас, и, подняв паруса, пошли в Севастополь.
После шестисуточного плавания, выдержав шторм, без провизии и почти без воды, летчики прибыли к Джарылгачской косе, где, дав о себе знать через пост СНиС, были приняты на высланный за ними миноносец.
13 марта 1968 года - Принят на вооружение новая ракета Р-27 и ракетный комплекс Д-5. Основной носитель – атомные подводные лодки проекта 667А «Навага».
Развернуто полномасштабное серийное строительство подводных лодок проекта 667А. Такие субмарины несли 16 пусковых установок, размещенных в два ряда вдоль корпуса в четвертом и пятом отсеках.
14 марта 1915 года - Гибель немецкого легкого крейсера «Дрезден». Немецкий крейсер смог уйти от британских кораблей после разгрома эскадре фон Шпее у Фолклендских островов, но в марте 1915 года был обнаружен в бухте острова Мас-а-Терра (ныне Робинзон-Крузо) на чилийском побережье. В ходе короткого боя, крейсер был затоплен экипажем
14 марта 1927 года - На воду спущен первый военный советский торпедный катер АНТ-3 «Первенец» (конструктор А.Н. Туполев), полностью построенный в СССР.
Катер имел фанерный корпус и развивал скорость 54 узла (почти 100 километров в час). На вооружении имел один 450-мм торпедный аппарат (2 торпеды), два 7,62-мм пулемета. Экипаж состоял из трех человек. Водоизмещение – 8,9 тонны, дальность плавания – 340 морских миль. «Первенец» был зачислен в состав Черноморского флота.
15 марта 1969 года - Из Полярного впервые в полном составе вышла бригада подводных лодок Северного флота и направилась на боевую службу в Средиземное море. Переход обеспечивался 7-й эскадрой Северного флота, которая тоже шла на боевую службу тем же курсом. Ордер кругового охранения диаметром в 10 миль (~18 км) заняли надводные корабли. Командир 7-й эскадры контр-адмирал Голота находился на флагманском крейсере «Мурманск». Капитан 1 ранга Чернавин со штабом бригады разместился на плавбазе «ПБ-82», с которой управлял лодками.
Зарубежные СМИ полнились материалами о выходе «советской армады» в океан неизвестно с какими целями. Форсируя штормовой Бискайский залив, ПЛ погрузились и следовали сутки в подводном положении самостоятельно. После всплытия продолжали переход в походном ордере. Пройдя меридиан испанского мыса Сан-Висенти (западная граница операционной зоны 5-й эскадры), бригада ПЛ вошла в состав 5-й эскадры ВМФ.
Гибралтар демонстративно был пройден так же, в надводном положении. Войдя в Средиземное море, лодки погрузились, каждая скрытно проследовала в свой назначенный район патрулирования, поиска ПЛАРБ и слежения за ними в готовности уничтожения по приказанию.
17 марта 1972 года - Принята на вооружение ракета П-120 для надводных малых ракетных кораблей (МРК) проекта 1234 (21 ноября 1973 года - для подлодок проекта 670М). Ракетным комплексом «Малахит» планировалось вооружить также атомные лодки проекта 686 (705А), разрабатывавшиеся в середине 1960 гг. Однако продолжения эта разработка не получила. Серийное производство П-120 было развернуто на машиностроительном заводе № 47 (г. Оренбург).
17 марта 1959 года -Создание ракетного комплекса Д-4. Комплекс Д-4 приняли на вооружение в конце весны 1963 года (15 мая). Им предусматривалось перевооружить подводные лодки проекта 629 (модернизированные до пр. 629А) и субмарины проекта 658.
К этому времени в составе нашего ВМФ находилось 22 ПЛ проекта 629, имевших ракетный комплекс Д-2. Всего по проекту 629А с 1965 по 1972 гг. было переоборудовано 14 (с учетом ПЛ проекта 629Б, также прошедшей переоборудование по проекту 629А) подводных лодок. Головная подводная лодка на Северном флоте «К-88» вступила в состав нашего ВМФ в декабре 1966 года.
18 марта 1904 года - Заложена подводная лодка «Касатка».
19 марта 1917 года - Французский эскадренный броненосец «Дантон» потоплен немецкой подводной лодкой U-64 у острова Сардиния.
21 (3.04) марта 1915 года - Гибель турецкого крейсера «Меджидие» на мине в ходе операции по нападению на Одессу. Ввиду небольшой глубины (около 12 метров) его верхние надстройки остались над водой. После снятия команды и уничтожения корабельной радиостанции он был добит торпедой, выпущенной эсминцем «Ядигар-и-Миллет».
На следующий день русское посыльное судно и тральщик подошли к «Меджидие». Мичман Н.Н.Соловьев спустил на нем турецкий флаг и поднял русский. В мае того же года крейсер был поднят специалистами русского ЧФ и отбуксирован в Одессу. При осмотре помещений корабля капитан 1 ранга Э.С.Молас нашел сигнальная книга и ряд других документов, позволивших вскоре разгадать шифр радиопередач турецкого флота.
21 марта 1984 года - Столкновение советской атомной подводной лодки К-314 и американского авианосца «Китти Хок». Выполняя слежение за американской авианосной ударной группой в Японском море, подводная лодка К-314 (проект 671 «Ерш») вошла внутрь американского ордера и попала под форштевень американского авианосца на встречных курсах. В результате удара подводная лодка получила повреждения лёгкого корпуса, ограждения выдвижных устройств, правого стабилизатора, гребного винта и, потеряв ход, была вынуждена всплыть на поверхность. Американский авианосец получил пробоину.
22 марта 1807 года - 22 марта 1807 г. десантом с русской Средиземноморской эскадры под командованием адмирала Д.Н. Сенявина был захвачен остров Тенедос. Остров был захвачен во время Второй Архипелагской экспедиции русского флота в Русско-турецкую войну 1806-1812 гг. Во время блокады пролива Дарданеллы, которая продолжалась до конца августа, остров служил базой русского флота.
24 марта 1962 года - Выход в поход на полную автономность подводной лодки К-21 (проект 627А). Лодка за 52 суток прошла 10124 миль (в том числе в подводном положении – 8648 миль).
24 марта 1967 года - Начало специального перехода (ЭОН) подводных лодок Северного флота Б-21 и Б-36 (проект 641) в экваториальную зону, под флагом адмирала Л.А.Владимирского. Операция известна как «Экваториальная экспедиция особого назначения – ЭЭОН («Прилив»)». В ходе перехода на практике был проведен межпоходовый ремонт на большом удалении от баз и смена экипажа в июле 1967 года в экваториальных условиях. В обеспечении перехода участвовали плавбаза подводных лодок «Тобол», «ПМ-93», экспедиционно-океанографическое судно «Полюс», транспорта «Лена» и «Койда».
26 марта 1944 года - Десант в порт Николаева десантного отряда под командованием старшего лейтенант К.Ф.Ольшанского. Отряд старшего лейтенанта Ольшанского за двое суток отразил 18 атак противника, вывел из строя свыше 700 гитлеровцев, уничтожил несколько танков и пушек. Когда в город прорвались советские части в живых из 68 человек десанта осталось 11; все были ранены и обожжены, пятеро - в тяжёлом состоянии
27 марта 1943 года - Бой у Командорских островов (Бой у острова Атту) – одно из боевых столкновений в ходе войны на Тихом океане во время Второй мировой войны. Произошел в северной части Тихого океана между полуостровом Камчатка и островом Атту, к югу от Командорских островов, между кораблями ВМФ США и Японского Императорского флота. У американцев в бою приняли участие тяжелый крейсер «Солт-Лейк-Сити», легкий крейсер «Ричмонд» и 4 эсминца, со стороны японцев - 2 тяжёлых крейсера, 2 лёгких крейсера, 4 эсминца.
27-28 марта 1941 года - Сражение у мыса Матапан, в ходе которого в ночном бою британским флотом были уничтожены три итальянских тяжелых крейсера и два эсминца
28 марта 1958 года - Заложена подводная лодка К-45 (на стапеле завода № 199, Комсомольск-на Амуре) – первая атомная подводная лодка, оснащенная КР проекта 659, оснащенная крылатыми ракетами «П-5».
К-45 - головной корабль, был спущен на воду 12 мая 1960 года, приемный акт был подписан 28 июня 1961 года. Первым командиром лодки назначили капитана второго ранга В.Г.Белашева. К-45 под его командованием успешно прошла испытания, которые завершились длительным автономным плаванием. Во время испытаний подлодка прошла 7073 мили, из которых 2569 миль было пройдено в подводном положении.
Лодка вошла в состав Двадцать шестой дивизии, которая стала первым соединением Тихоокеанского флота, оснащенным атомоходами. За первой советской атомной подлодкой с крылатыми ракетами последовали К-59 и К-66, которые вступили в строй 10 декабря 1961 г., К-122 (13 апреля 1962 г.) и К-259 (декабрь 1962 г.).
31 марта 1904 года - Неравный бой эскадренного миноносца «Страшный» с четырьмя японскими эсминцами и двумя крейсерами на подступах к Порт-Артуру. Эсминец погиб, удалось спасти пять человек.
31 марта 1904 года - Гибель вице-адмирала С.О.Макарова при подрыве на мине заграждения флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.
31 марта 1942 года - Начало рейда в Индийский океан (Операция С) Первого авианосного ударного соединения Японского Императорского флота под командованием вице-адмирала Т.Нагумо.
Вот такой получился на этот раз список, уверен - он ждет своего продолжения. Будем благодарны за ваши дополнения и замечания. Ждем
ваши предложения по дополнению события, которые произошли на морях в МАРТе. Время, страны, тип кораблей - значения не имеет. Предлагайте.