Начало нового календарного года не стало причиной для того, чтобы прервать нашу работу и мы продолжаем систематизировать памятные даты и события военно-морской истории для последующего их освещения в наших публикациях. Цель таких списков: 1. Не пропустить что-то важное и интересное; 2 - исключить, по возможности, ежегодные повторы одного и того же материала. Заодно это проверка того, насколько мы сами это все помним. В этих целях мы решили попробовать объединить исторические даты и в течение 2024-2025 годов (с октября 2024 года) в отдельных статьях вспомнить и структурировать разные события, связанные с мировой военно-морской историей (период не имеет значения). И в этом хотим попросить вашей помощи, уважаемые читатели, ведь кто как не Вы являетесь главными экспертами в этих вопросах! А мы просто люди - которые могут забыть что-то, да и нельзя объять то необъятное, чем без сомнения является военно-морская история.
Напомним (для тех кто забыл)/ поясним (для тех кто не знал) - каждый месяц, мы публикуем список дат исторических событий, которые могут быть интересными, и которые произошли в течение прошедшего месяца (сегодня - за ЯНВАРЬ). Это могут быть и даты значимых событий мирового значения (крупные сражения, бои, испытания вооружения, открытия, политические мероприятия), и более мелкие (рутинные) даты - гибель и ввод в строй кораблей (спуск на воду), начало (итоги) походов и плаваний, дни рождения и смерти знаменитых людей и т.д. При этом мы постараемся отсеивать некоторые незначительные мероприятия и рассматривать каждый случай отдельно, и всегда готовы ДОПОЛНИТЬ данный перечень. И если вы вспомните и что-то предложите - обязательно рассмотрим этот вариант. То что незначительно для нас - может быть интересно Вам, и наоборот!
Ранее был подготовлен список дат за октябрь, ноябрь, декабрь, а сейчас - ЯНВАРЬ. Рекомендуем ознакомиться с предыдущими- если вы пропустили их (ссылка прилагается). Главное - составленные списки событий не полные - что-то обязательно осталось за пределами моего внимания. По этой причине предлагаю в комментариях предлагать свои даты, события, которые вы знаете, с пояснениями чем они знаменательны.
Для уточнения: для некоторых дат надо помнить, что имеется так называемый "новый стиль/старый стиль", что характерно для дат до февраля 1918 года, после - только "новый стиль". Но часто в литературе (в источниках) даже по событиям 18-19 веков указывается уже новый стиль (или просто одна дата без уточнения), и это следует учитывать, чтобы избегать ошибок. Прошу это учесть и не судите строго, просто присоединяйтесь и предлагайте события января. Начинаем.
1 января 1915 года - В новогоднюю ночь 1914/1915 годов британская 5-я линейная эскадра находилась в море и держалась к югу от Портленда. Броненосцы «Лорд Нельсон», «Агамемнон», «Куин», «Имплекейбл», «Принс оф Уэллс», «Венерейбл», «Лондон» и «Формидебл» двигались в одной кильватерной колонне, с интервалом 2 кбт между кораблями, на скорости 10 узлов, постоянным курсом. Командир немецкой подводной лодки U24, который встретил британцев, не мог и рассчитывать на лучшее. Однако это не помешало ему промахнуться по броненосцу «Куин». Небольшая скорость противника позволила немецкому командиру повторить попытку примерно через полчаса, и на этот раз одна из пары торпед U24 попала в замыкавший колонну «Формидебл».
Повреждённый корабль вышел из строя. Командир U24, обнаружив, что британский броненосец тонет недостаточно медленно, спустя 45 минут выпустил по «Формидеблу» ещё одну торпеду, после чего покинул место атаки. «Формидебл» затонул в 04.45, с кораблём погибли 35 офицеров и 512 матросов.
2 января (23.12.1904 по ст.ст) 1905 года - Создано первое регулярное соединение подводных сил Русского ВМФ из доставленных на Дальний Восток подводных лодок русского флота. Прибывшие подводные лодки образовали «Отдельный отряд миноносцев Владивостокского отряда крейсеров» как первое регулярное соединение подводных сил Русского ВМФ.
В этот день командир Владивостокского порта контр-адмирал Н.Р.Греве издал приказ № 1102: «Впредь до распоряжений лейтенант Плотто назначается Начальником Отдельного отряда миноносцев, лейтенант Белкин - ротным командиром их команд и мичман Алеамбаров - ревизором».
3 января 1934 года - Корпус советской подводной лодки «Правды» (головная в серии IV) спустили на воду, достройка велась очень долго, и лишь в августе 1935 года ее предъявили к испытаниям – сначала заводским, потом ходовым. В подводной лодке данного типа была сделана попытка реализовать существующую тогда в флотах мира концепцию так называемой «эскадренной подводной лодки» - корабля с торпедным и артиллерийским вооружением, способным вести надводный бой в составе соединения. Советская промышленность реализовала эту идею в рамках IV серии подлодок («Тип «П»), но результаты были далеки от желаемых.
6(18) января 1872 года - В Нижнем Новгороде родился Иван Григорьевич Бубнов – российский ученый-кораблестроитель, профессор, генерал-майор корпуса корабельных инженеров.
6 января 1916 года - От подрыва на мине погиб британский эскадренный броненосец «Кинг Эдуард VII». Корабль подорвался на мине у северо-западного побережья Шотландии в точке с координатами 58°43' с.ш. 4°12' з.д.. Когда у машинного отделения правого борта в районе 120-го шпангоута произошел сильный подводный взрыв закрыть все водонепроницаемые двери удалось лишь частично, в течение нескольких минут оба машинных отделения были затоплены, линкор потерял ход и накренился на 8° на правый борт. Контрзатоплением отсеков левого борта крен броненосца удалось уменьшить до 3° и завести пятидюймовый канат на подошедший пароход для буксировки. Вскоре к месту происшествия подошли специально высланные из Скапа-Флоу 12 эсминцев с лидером «Кемпенфельт». На лидер удалось закрепить 6,5-дюймовый канат, и в лидер и пароход приступили к буксировке поврежденного корабля. Буксировка оказалась непростой. Погода резко ухудшилась - усилилось волнение, ветер достиг силы шесть баллов, началась фильтрация воды в смежные с машинными отделениями отсеки корабля. Затопило расположенные выше броневой палубы угольные бункеры, коридоры подачи боезапаса и погреба кормовых 234-мм орудий.
В результате крен «Кинга Эдуарда» достиг 15° на правый борт, и по верхней палубе в кормовой части уже гуляли волны. В 14.40 буксирные концы пришлось обрубить, командир отдал приказ оставить корабль. Эвакуация экипажа заняла около полутора часов. «Кинг Эдуард VII» продержался на плаву еще четыре часа, но в 20.10 перевернулся и затонул. В последующем было установлено, что «Кинг Эдуард VII» подорвался на заграждении, выставленном германским вспомогательным крейсером «Мёве». Интересно, что никто из экипажа броненосца не погиб.
6 января 1976 года - Принята на вооружение ВМФ СССР шестиствольная автоматическая установка АК-630- советская и российская корабельная автоматическая артиллерийская установка калибром 30 мм с одним шестиствольным вращающимся орудием АО-18. Установка создана в 1964 году под руководством В.П. Грязева и А.Г.Шипунова. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей. В свете последних событий очень интересно узнать какова эффективности (результативность) данной АК при действии по БПЛА и БЭК.
7 января 1916 года - Состоялся первый полет летающей лодки М-9 авиаконструктора Григоровича. Двухместная лодка М-9 имела отличную мореходность, что позволяло применять гидросамолет в боевых условиях и в открытом море. На взлете и посадке свободно преодолевалась волна высотой 0,5 м. М-9 в основном применялась для воздушной разведки, патрулирования в море, бомбометания по кораблям и береговым объектам. Вооружение - пулемет «Виккерс» в передней кабине, иногда вооружался пушками «Гочкис» или «Эрликон». 17 сентября 1916 года на гидросамолете М-9 впервые в мире с пассажиром на борту лейтенант Я.Нагурский выполнил петлю Нестерова и этот рекорд был зафиксирован как мировой.
8 (27 декабря по ст.ст) января 1849 года -В городе Николаеве в семье морского офицера – штабс-капитана И.Ф.Макарова, служившего в Николаеве и Николаевске-на-Амуре, и его жены Е.А. Кирилловой, дочери унтер-офицера родился Степан Осипович Макаров - русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал. Действительный член Императорского Русского географического общества.
9 января 1917 года - В 60 милях к востоку от Мальты немецкой подводной лодкой U-32 (капитан-лейтенант Курт Хартвиг) был торпедирован британский эскадренный броненосец «Корнуоллис». Торпеда попала в правый борт, несколько кочегарок было затоплено, броненосец потерял ход, крен достиг 10 градусов. Эскортные корабли начали готовиться к буксировке, но спустя 75 минут после первого попадания «Корнуоллис» был торпедирован вторично, также в правый борт. Крен начал нарастать, и через полчаса после второго попадания броненосец затонул. Весь экипаж броненосца, кроме 15 человек, погибших при взрывах торпед, был спасен.
10 января 1912 года - Лейтенант Ч. Сэмсон впервые в британском флоте взлетел с борта корабля (броненосец «Африка» на р. Медуэй у Ширнесса). При сходе с направляющих аэроплан Шорт.27 коснулся воды, но благополучно набрал высоту, сделал несколько кругов и приземлился на аэродроме в Истчерче.
14(26) января 1878 года - Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов состоялось первое в истории успешное применение минно-торпедного оружия. Ночью с 25 на 26 января 1878 года на рейде Батума лейтенанты И.М. Зацаренный и О.И. Щешинский на катерах «Чесма» и «Синоп» с дистанции примерно 80 м выпустили самодвижущиеся мины Уайтхеда (торпеды) и потопили турецкий вооруженный пароход «Интибах». Минные катера действовали с русского парохода «Великий князь Константин», которым командовал лейтенант С.О. Макаров. Обе мины почти одновременно поразили цель и через минуту корабль ушел на дно, унося с собой 23 из 35 человек команды.
16(28) января 1819 года - 205 лет назад русская кругосветная экспедиции под руководством капитана 2 ранга Ф.Ф.Беллинсгаузена и лейтенанта М.П.Лазарева открыла Антарктиду. Российские моряки на шлюпах «Восток» и «Мирный» через плотные льды и туманы прошли вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70° и доказали существование земли в районе южного полюса. Раньше считалось, что этот континент соединяется либо с Южной Америкой, либо с Австралией.
17 января 1923 года - в эллинге Ланистер арсенала Лориана был заложен легкий крейсер «Ламотт Пике» (тип "Дюге Труэн"). Спустя ровно 18 лет корабль участвовал в бою у Ко-Чанга, в котором французы победили тайскую эскадру во главе с броненосцем береговой обороны «Тонбури».
17 января 1941 года - Бой у Ко-Чанга – морское сражение между силами французского и таиландского флотов в ходе франко-тайской войны 1940-1941 годов. В ходе боя убедительную победу одержала французская эскадра во главе с легким крейсером «Ламотт Пике»
19 января 1896 года - На заседании Кронштадтского отделения РТО русский физик и электротехник Александр Степанович Попов продемонстрировал возможность практического использования аппаратуры на море. Он передал радиосигналы на расстояние без проводов.
20 января 1918 года - Немецко-турецкие крейсера «Гебен» и «Бреслау» совершили дерзкий рейд в Средиземное море, где атаковали британские корабли очень и потопили мониторы «Реглэн» и М 28. В ходе боя немецкие корабли первыми открыли огонь и добились попаданий. Немецкие корабли подошли на расстояние всего 20 кбт и практически без последствий для себя уничтожили два британских монитора.
20 января 1918 года - В ходе рейда в Средиземное море, в результате которого были уничтожены два британских монитора немецкий (турецкий) легкий крейсер «Бреслау» подорвался пяти минах в 15 милях от Дарданелл, у острова Имброс, и затонул на глубине 77 метров.
"...взрыв прогремел в кормовой части между шестым и восьмым шпангоутами, оба этих отсека затопило. Вышло из строя рулевое устройство, получил повреждения вал турбины правого борта. В отсеке III, в котором, находился кормовой артиллерийский погреб, погас свет, часть снарядов упала на палубу. Часть прислуги погреба и подачи получила ранения. На крейсере затопило ряд отсеков двойного дна. Деформировались верхняя и средняя палубы. Экипаж начал борьбу за живучесть….».
20 января 1974 года - В 1974 году с 20 января по 7 мая советские подводные лодки К-201 (проекта 670) капитана 2 ранга Р.А. Хайтарова и К-314 (проекта 671) капитана 2 ранга В.П. Гонтарева под командованием контр-адмирала Р.А. Голосова совершили переход вокруг Африки через Индийский океан и Малаккский пролив на Камчатку.
21 (по др. данным – 24) января 1943 года - В Полярный с Тихоокеанского флота пришла подводная лодка «С-51» под командованием И.Ф. Кучеренко. Завершился 110-дневный переход через два океана и девять морей. Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис «С-51» стала первой отечественной подводной лодкой, совершившей практически кругосветное плавание.
22-23 января 1917 года - Бой немецкой 6-й флотилии с британскими крейсерами. 22 января 1917 года 11 кораблей 6-й миноносной флотилии вышли с Гельголанда, чтобы усилить немецкие силы у побережья Фландрии. Британское Адмиралтейство приказало Гарвичскому соединению крейсеров и эсминцев перехватить немецкие миноносцы. В ночь с 22 на 23 января 6-я флотилия столкнулась с тремя британскими легкими КР («Аврора», «Конквест», «Кентавр»). Немцы попытались выйти в торпедную атаку, но попали под сильный обстрел и вынуждены были уходить под прикрытием дымовой завесы. Несмотря на полученные повреждения немецкие эсминцы смогли вернуться в базу.
24 января 1915 года - Сражение у Доггер-банки – морской бой Первой мировой войны между германской эскадрой адмирала Ф.Хиппера и английской эскадрой линейных крейсеров вице-адмирала Д.Битти.
24 (6.02) января 1916 года - Комбинированный удар силами корабельной авиации Черноморского флота по надводным и наземным целям в районе Зонгулдак.
26 января 1954 года - Принято Постановление Совета министров СССР «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с ракетным вооружением», положившее начало крупномасштабным исследованиям в этой области». Главным конструктором будущего ракетоносца, проекту которого присвоили индекс В-611, стал Н.Н.Исанин. Первый надводный старт ракеты Р-11ФМ был произведен из морского района стрельбы с ПЛ Северного флота (СФ) Б-67 (командир капитан 2 ранга Ф.И. Козлов).
26-27 января (8-9 февраля) 1904 года - Ночной бой у Порт-Артура. Внезапное нападение отряда японских эсминцев на русскую эскадру, находящуюся на внешнем рейде Порт-Артура, после которого днем состоялся морской бой на подступах к крепости с участием крупных надводных кораблей следующим утром. Японскими торпедами были повреждены броненосцы "Цесаревич", "Ретвизан", крейсер "Паллада", с японской стороны потерь не было.
27 января (9 февраля ) 1904 года - Бой у Чемульпо – морское сражение русского крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с отрядом японских кораблей контр-адмирала Уриу (флагман – броненосный крейсер «Асама»)
29-30 января 1943 года - Бой у острова Реннелл – сражение Второй мировой войны на Тихом океане между американскими силами, сопровождающими конвой на остров Гуадалканал и авиационными силами японского Императорского флота. Бой состоялся между островами Реннелл и Гуадалканал в южной части Соломоновых островов.
30 января 1935 года - Лидер «Террибль» достиг скорости 45, 02уз на ходовых испытаниях у островов Гленан, став самым быстроходным кораблем мира на долгие годы.
31 января 1918 года - Произошла «битва у о. Мэй», в которой были протаранены и потоплены подводные лодки К-17 и К-4; субмарины К-6, К-7, К-14 и К-13 были повреждены в результате серии столкновений.
Вот такой получился на этот раз список, уверен - он ждет своего продолжения. Будем благодарны за ваши дополнения и замечания. Ждем ваши предложения по дополнению события, которые произошли на морях в ЯНВАРЕ. Время, страны, тип кораблей - значения не имеет. Предлагайте.