Иван Николаевич родился в городе Острогожск Воронежской губернии 8 июня 1837 года, с детства увлекался рисованием, учился у иконописца, брал уроки ретуширования фотографии, некоторое время работал писарем, как и его отец. В возрасте 19 лет уехал в Петербург, где год перед поступлением в Императорскую академию художеств, занимался ретушированием фотографий в ателье Александровского.
В Академии взял три малые и две большие серебряные медали, малую золотую медаль ему присудили за картину "Моисей источает воду из скалы". Те, кто читал мои статьи, уже знает, что для выпуска из Академии и права на Пенсионерство с трехгодичной оплачиваемой поездкой заграницу, нужно было заслужить большую золотую медаль. Тему для конкурсной работы для своих 14 выпускников, Совет Академии обозначил скандинавскими сагами, а именно "Пир в Валгалле", произошло неожиданное - все 14 воспротивились навязанной теме и подали прошение о разрешении выполнить работу на тему по желанию, конечно же им отказали в грубой форме, причем с угрозами. Это событие вошло в историю, как "Бунт 14". Именно Крамской от лица своих товарищей заявил, что они:
"Не смея думать об изменениях академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе"
Все 14 человек покинули академию 9 ноября 1863 года, поначалу им было тяжело и в финансовом плане, да и в жилищном, ведь покидая академию они должны были освободить и мастерские, в которых не только трудились, но и жили. Крамской на тот момент и вовсе был женат, свадьба состоялась 16 октября 1863 года, мало того, у пары на руках уже был младенец-сын, который родился спустя 10 дней после свадьбы. Именно Крамской стал организатором "Петербургской Артели художников" - независимой творческой организации, с разрешения власти, со своим уставом и четким определением взносов от индивидуальных и общих работ в кассу. С помощью заметки в газете они заявили о себе, заказы были, но некоторые уклонялись от взносов, поэтому финансовая сторона была не так уж и хороша.
"После долгих измышлений они пришли к заключению, что необходимо устроить с разрешения правительства, артель художников - нечто вроде художественной фирмы, мастерской и конторы, принимающей заказы с улицы, с вывеской и утвержденным уставом. Они наняли большую квартиру в 17 линии Васильевского острова и переехали туда жить вместе"
Илья Репин
Не все конечно жили они под одной крышей, некоторые снимали свои квартиры и комнаты, но пять человек и Крамской во главе обосновались в квартире, комнаты под мастерские могли вмещать одновременно несколько художников, что было очень удобно, а хозяйством занималась жена Крамского - Софья. Окончательно в положительную сторону, особенно в плане финансов, все изменилось в 1865 году, когда за 10000 серебром Крамской согласился на роспись купола храма Христа Спасителя, в работе ему помогли Венич и Кошелев. Но не все вечно под луной, постоянные ссоры и недопонимания насчет взаимодействия с Академией, которая признала бунтовщиков мастерами, к тому уже многим из 14 уже и поездки организовали, и должности присвоили, привели к тому, что Артель, которая очень хорошо зарабатывала и развивалась, лишилась своего бессменного лидера Крамского, после ухода которого пришла в упадок и окончательно распалась в 1871 году.
Крамской тем временем зря времени не терял, в 1870 году он был одним из организаторов "Товарищества передвижников", открывшая множество талантов. Например Ивана Шишкина, который с Крамским очень сдружился, они вместе даже путешествовали по России в поисках красивых натур. Про могучего богатыря леса я писала здесь:
Крамской был гениальным портретистом, хотя работал и в других жанрах. Именно он написал все те портреты знаменитых людей, которые мы знаем и ценим: Шишкин, Лев Толстой, Менделеев, меценат Третьяков и даже император Александр III Миротворец, любимцем которого, как и некоторых членов императорской семьи он слыл. Его картину "Неизвестная" и "Пасечник" - мы с Вами тоже прекрасно знаем, по ним писали сочинения в школе. И именно Крамской был учителем еще одного для нас великого художника - Ильи Репина.
Скончался Крамской во время работы над портретом доктора Карла Раухфуса, одного из первых педиатров, 5 апреля 1887 года - он просто наклонился и упал, доктор сделать уже ничего не смог, реанимация была бесполезна. Причиной смерти стала аневризма аорты. Похоронили гения-художника на Смоленском кладбище, правда прах потом в 1939 году перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры и установили там новый памятник.
У четы Крамских было 7 детей, единственная дочь, третья по старшинству - Софья пошла по стопам отца, стала художником, подверглась репрессии, старший сын Николай был архитектором при императорском дворе, второй сын Анатолий стал чиновником в железнодорожном отделении Министерства финансов. 4 ребенок - Марк прожил 7 лет, 5 - Иван не прожил и года, умер когда его мать была почти на сносях, 6 сына, родившегося через пару месяцев после смерти предыдущего, назвали тоже Иваном, но и он умер маленьким, не прожил и 4 месяцев... Про 7-го сына Сергея я к сожалению не нашла ничего, но зато точно знаю, что его портрет Крамской писал.
В родном городе Острогожске, Ивану Крамскому к 150-летию со дня рождения в 1987 году был открыт памятник, скульптор из Петербурга В.Э. Горевой в соавторстве с Бурыгиным и Даниленко. Вот такая красота у них получилась.
Еще на одного художника, гения-сказочника вставлю ссылку, который блеснул именно в Товариществе передвижников и был знаком с Крамским, который в свою очередь давал очень положительные оценки его произведений ..
Кому интересны статьи, не стесняйтесь - подписывайтесь, комментируйте, не забывайте, что авторам обратная связь очень важна, причем любая...
На моем канале не только художники, актеры, события и очень личное, возможно поэтому алгоритмы снизили мне показы..
Буду очень рада, всех обнимаю и желаю мирного неба над головой))