Найти в Дзене
Савинушка

Виктор Васнецов - великий живописец-сказочник

Думаю нет ни одного человека, который не знает картины кисти Васнецова, до сих пор школьники пишут сочинения по ним, как и мы когда-то... Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьян Вятской губернии (сейчас это Уржумский район Кировской области) в семье местного потомственного православного священника Михаила Васильевича Васнецова, через два года после рождения сына, отец Михаил получает новый приход в селе Рябово того же уезда, куда и перевозит семью. С детства в семье детей учили видеть красоту родной земли и ценить русскую культуру и историю, старались дать детям разностороннее образование. Вот что вспоминал Васнецов о своём детстве: «Начал я рисовать с самого раннего детства.., рисовал большие корабли и морские сражения - и это за тридевять-то земель от всякого моря! Потом пейзажи и людей... Первые настоящие картины мы с братом Аполлинарием (младший брат Виктора, ставший впоследствии знаменитым художником. прим.ред.) увидели в доме нашей бабушки, к которой на

Думаю нет ни одного человека, который не знает картины кисти Васнецова, до сих пор школьники пишут сочинения по ним, как и мы когда-то...

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьян Вятской губернии (сейчас это Уржумский район Кировской области) в семье местного потомственного православного священника Михаила Васильевича Васнецова, через два года после рождения сына, отец Михаил получает новый приход в селе Рябово того же уезда, куда и перевозит семью. С детства в семье детей учили видеть красоту родной земли и ценить русскую культуру и историю, старались дать детям разностороннее образование. Вот что вспоминал Васнецов о своём детстве:

«Начал я рисовать с самого раннего детства.., рисовал большие корабли и морские сражения - и это за тридевять-то земель от всякого моря! Потом пейзажи и людей...
Первые настоящие картины мы с братом Аполлинарием (младший брат Виктора, ставший впоследствии знаменитым художником. прим.ред.) увидели в доме нашей бабушки, к которой нас отец возил «на поклон», чуть только приедем из семинарии... Все под стеклом, в золотых рамах, висели чинно в несколько рядов... Мы гордились талантом бабушки...
На каникулах отец требовал показать наши рисунки, очень серьёзно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы, рисунки и этюды, выполненные масляными красками...»

Не смотря на одобрение и поощрение отца к художеству и не только, Васнецов решает пойти по его стопам, да и главной причиной этого решения скорее были финансовые возможности семьи, которые не оставляли вариантов для обучения. В 10-летнем возрасте Виктор поступает в Вятское духовное училище, куда детей священников принимали бесплатно, а потом в Вятский духовный семинарий, где он начинает брать уроки рисования у своего учителя живописи Николая Чернышёва. Во время учебы проявляет себя, как талантливый живописец: рисует портреты, делает иллюстрации по книгам, даже помогает расписывать местный собор.

"Жница" худ. В.М.Васнецов, фото из открытых источников
"Жница" худ. В.М.Васнецов, фото из открытых источников

Уже в 1867 году Васнецова особенно интересуют темы истории и фольклора, он работает над рисунками для книги о русских пословицах ( впоследствии эти свои ранние работы Васнецов выпустит отдельным альбомом). В этом же году с благословения отца на предпоследнем курсе юноша покидает семинарию и уезжает в Санкт-Петербург с 10 рублями в кармане для поступления в Императорскую Академию Художеств. По приезду он успешно сдает экзамены по рисованию в Академию, но не понимает, что принят туда, думая, что нужно сдать еще экзамен по "наукам".. Поэтому начинает обучаться с 1868 по 1869 год в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, в которой подружился со своим учителем Иваном Николаевичем Крамским. В 1869 году наконец-то поступает в Императорскую Академию Художеств, в которой учится до 1875 года. Сразу в первый год обучения в Академии получает две малые серебряные медали за свое творчество, а в 1870 году заслуживает большую серебряную медаль за графический эскиз "Христос и Пилат перед народом", хотя это время было и тяжелым для Виктора - смерть отца, опека над братом, поиски заработков... Во время обучения в Академии Васнецов знакомится с художником Ильей Репниным, общение с которым перерастает в крепкую дружбу. Официально дебютировал Васнецов в 21 января 1874 году на третьей выставке Товарищества передвижников с полотном "Чаепитие в трактире", решение написать эту картину к нему пришла во время первых месяцев жизни в Петербурге, когда бедный юноша ходил по городу в поисках места, где можно посидеть в тепле и недорого покушать, таким местом для него оказалась захудалая чайная, куда он часто заходил. Зрители благосклонно приняли картину, да и пресса отнеслась доброжелательно. В своих произведениях он стремился изображать правдивую реальную действительность, обыденную жизнь простых людей, которую он наблюдал вокруг.

После окончания Академии , отправляется в Париж, где не только изучает крупнейшие коллекции живописи, но и выставляет свои работы в Парижком салоне, например полотно "Акробаты" ( или "Балаганы в окрестностях Парижа") написанное в 1877 году - причем стилю своему художник не изменял, единственное различие: картина выполнена не в русских, а во французских декорациях. Прожив в Париже около года Васнецов возвращается домой, начинает жить в Москве, где знакомится с известными коллекционерами и меценатами: Третьяковым и Мамонтовым, которые оказали на жизнь выдающегося художника большое влияние.

В 1880-х гг. Виктор Васнецов вступил в основанный Саввой Мамонтовым Абрамцевский художественный кружок – творческое объединение различных деятелей искусства, встречавшихся в подмосковной усадьбе мецената. Мамонтов участвовал в жизни художника и финансово. Так, он приобрёл в свою коллекцию три работы Васнецова: «Битва скифов со славянами», «Ковёр-самолёт», «Три царевны подземного царства». Васнецов подолгу жил в Абрамцево и написал там несколько картин, в том числе портреты членов семьи Саввы Мамонтова. Кроме того он спроектировал для имения, правда не без помощи, церковь Спаса Нерукотворного, а также сказочную беседку "Избушка на курьих ножках". Отразилась в картинах Васнецова и живописная природа имения в Абрамцево. Именно здесь Виктор Михайлович написал в 1880 году знаменитую «Алёнушку» – удивительный по силе и поэтичности образ русской девушки, чьей задумчивости и грусти словно вторит природа. Васнецов так говорил о ней:

"Алёнушка" как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение,. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее".

В 1880 году на VIII передвижной выставке Васнецов выставил одно из первых полотен, написанных в сочетании истории и сказок "После побоища Игоря с половцами", созданное по мотивам "Слово о полку Игореве", вокруг картины развернулась острая полемика с противоположными мнениями, от восторга до резкого неприятия. В итоге картину купил Павел Третьяков. Москва по сути была для художника землей обетованной:

"Только среди московской истории памятной, ее великою, незабываемого, волнующего прошлого расцветет мое дарование, окрепнет умение, разовьется вдохновение, сбудутся поэтические мечты".

Дом для своей семьи Васнецов тоже спроектировал сам, с помощью архитектора Василия Баширова. В настоящее время это здание является домом-музеем живописца (находится по адресу: Москва, переулок Васнецова дом 13 и с 1986 года является филиалом Третьяковской галереи), дом сложен из дерева и художник видел свой дом "идеально русским", выдержанным в традициях русской архитектуры и русского быта, в котором он прожил с 1894 по 1926 года.

Дом-музей Васнецова в г.Москва, фото из открытых источников
Дом-музей Васнецова в г.Москва, фото из открытых источников

Знакомство с Павлом Третьяковым также сыграло важную роль в биографии Васнецова: известный коллекционер покупал картины живописца, Васнецов часто бывал в его доме. С середины 1880-х гг. Виктор Михайлович увлёкся не только живописью, но и архитектурой: в начале 1900-х гг. – стал автором знаменитого фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, выполненного «в русском стиле».

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве на пару с Нестеровым. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Художник говорил:

«Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».

Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии. Всего было расписано свыше 2000 квадратных метров, а по замыслу вся роспись была посвящена 900 летию Крещения Руси. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая II и его семьи. После Владимирского собора художник расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.

В 1898 году Васнецов заканчивает полотно, над которым трудился 25 лет - "Богатыри"

"Я работал над "Богатырями" может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!"
"Богатыри", фото из открытых источников
"Богатыри", фото из открытых источников

Виктор Михайлович прожил 78 лет, скончался в своей мастерской 23 июля 1926 года - причиной смерти стала остановка сердца, а точнее инфаркт. Похоронили мастера на Лазаревском кладбище в Москве, которое к тому времени пришло в запустение. К концу 1930-ых годов кладбище сравняли с землей, а останки Васнецова. как и других известных персон переместили на Введенское кладбище в Лефортовском районе Москвы.

фото из открытых источников
фото из открытых источников