Найти в Дзене
Савинушка

Иван Иванович Шишкин - "лесной богатырь", переживший не одну трагедию

Доброго времени суток, дорогие мои, как и обещала статья про очень талантливого и интересной судьбой человека)) приятного прочтения)) не забываем ставить лайки, комментировать и подписываться, если вам понравилось <3 <3 <3 учтите буковок сегодня много, спасибо двухдневному перерыву/отпуска для мозга (хи-хи) "Царь леса" или "Лесной богатырь" прозвища, которые гениальному Ивану Шишкину дали еще при жизни его современники. Воспевающий величие и мощь и все великолепие русской п рироды в своих шедеврах, которые на несколько веков останутся великим культурным достоянием нашей Родины. Так как писал он - не писал никто. Его сосны и дубы, густые леса и бескрайние поля, яркое небо и щедрое солнце получались настолько реалистичными, что кажутся фотографиями, а не картинами. Получивший еще при жизни народное признание и любовь, ценившийся не только в России, но и за границей - все это он - великий живописец, лучший рисовальщик тех времен и мастер работ в разных техниках, переживший не одну траге

Доброго времени суток, дорогие мои, как и обещала статья про очень талантливого и интересной судьбой человека)) приятного прочтения)) не забываем ставить лайки, комментировать и подписываться, если вам понравилось <3 <3 <3 учтите буковок сегодня много, спасибо двухдневному перерыву/отпуска для мозга (хи-хи)

фото из открытых источников
фото из открытых источников

"Царь леса" или "Лесной богатырь" прозвища, которые гениальному Ивану Шишкину дали еще при жизни его современники. Воспевающий величие и мощь и все великолепие русской п рироды в своих шедеврах, которые на несколько веков останутся великим культурным достоянием нашей Родины. Так как писал он - не писал никто. Его сосны и дубы, густые леса и бескрайние поля, яркое небо и щедрое солнце получались настолько реалистичными, что кажутся фотографиями, а не картинами. Получивший еще при жизни народное признание и любовь, ценившийся не только в России, но и за границей - все это он - великий живописец, лучший рисовальщик тех времен и мастер работ в разных техниках, переживший не одну трагедию в своей жизни...

"Шишкин все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор..."
"Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа, но живая школа..."
Иван Крамской

Иван Иванович родился 25 января 1832 года в городке Елабуга, отец его был не последним и уважаемым человеком в городе: торговал зерном, построил на собственные деньги деревянный водопровод, занимался благотворительностью и дважды избирался главой поселения, настаивал на получении хорошего образования для сына, хотел чтобы тот стал чиновником, но при этом одобрял увлечения сына к художеству, к которому с детства пристало прозвище "мазилка" ибо раскрашивал он все до чего мог дотянуться. Строгая мать Дарья Романовна возмущалась: "Неужели мой сын станет маляром!". После уездного училища юного Ивана в возрасте 12 лет отправили обучаться в 1-ую Казанскую мужскую гимназию. В гимназии Ивану не понравилось, точные науки тяготили его и после нескольких лет обучения он бросает заведение и возвращается домой, где наслаждается природой, изучает ее, делает наброски в альбоме. Мать все это дело называла напрасной "пачкотней бумаги" и мечтала, чтобы сын одумался и занимался домашними делами, а он прятался и рисовал.

первая картина Шишкина - "Жатва", написаная до учебы. фото из открытых источников
первая картина Шишкина - "Жатва", написаная до учебы. фото из открытых источников

О профессии художника задумался после встречи с приезжавшими в Елабугу для росписи иконостаса живописцами, от них он и узнал о Московском училище живописи ваяния и зодчества. Преодолев сопротивление родных, верный своей мечте в 1852 году он уезжает в Москву для учебы. В стенах учебного заведения довольно быстро приобрел популярность со своими зарисовками интересных деталей и вида пейзажа. Сокурсники и даже учителя отмечали:

«Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, - а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».

А Ивану не нравилось это господство классицизма современников, которые восхваляли пейзажи Италии и Швейцарии, не нравились ему и уроки рисования обязательных гипсов, он считал их скучными, и недоумевал, почему пейзажисты не показывают красоту необъятной нашей Родины, тогда то и зародилась у него идея национального пейзажа. И это неудивительно для человека, который родился и вырос в краю с могучими северными лесами и полноводной Камой. Среди всех преподавателей именно руководитель Аполлон Мокрицкий стал не только добрым наставником, который учил чутко воспринимать живую натуру, но и близким другом для Ивана, поддерживал его в минуты нерешительности и помогал советом. К концу обучения стало ясно - у художника талант, причем один в своем роде, который нужно развивать дальше, многие советовали ему для этой цели уехать в Петербург, что он собственно и сделал.

автопортрет. фото из открытых источников
автопортрет. фото из открытых источников

В январе 1856 года поступает в Императорскую Петербургскую Академию художеств. Сама система обучения в Академии ему не нравилась и он продолжал критиковать ее и в зрелые годы. С начала обучения зарекомендовал себя как способного студента и в первый же год обучения получил две малые серебряные медали за картину "Вид в окрестностях Петербурга" и рисунки, что были сделаны летом в Дубках.

"Вид в окрестностях Петербурга" , фото из открытых источников
"Вид в окрестностях Петербурга" , фото из открытых источников

Но именно в Валааме он начал обретать свой собственный стиль, с вниманием биолога изучая малейшие детали природы, своими знаниями о растениях он часто удивлял коллег, что его стали сравнивать с ученым-ботаником, при этом всем Шишкин был одним из самых усердных прихожан церкви при академии, говоря про это так:

"Живопись - есть немая, но вместе теплая, живая беседа души с природою и Богом"

В 1858 году получает большую серебряную медаль за картину "Сосна на Валааме", в 1859 году удостаивается малой золотой медали за "Ущелье на Валааме", через год в 1860 году заслуживает большую золотую медаль за "Вид на острове Валааме. Местность Кукко".

За время обучения сдружился с товарищами по классу Павлом Джогиным и Александром Гине, поездки в Валаам они делали вместе, вместе пробовали и другие техники, в том же 1860 году трое друзей обращаются в Совет Академии о выдаче денежного пособия на издание их этюдов посредством литографии, просьбу удовлетворяют и выдают им 150 рублей на троих. Вместе с этой последней наградой Шишкин получил право отправиться за границу как пенсионер Академии.

В 1861 году Шишкин отправляется в Мюнхен и начинает посещать мастерские братьев-анималистов Бенно и Франца Адамов, затем переезжает в Цюрих, где срисовывает и пишет с натуры животных под руководством профессора Коллера, изучение не пройдет зря, некоторый период Шишкин будет рисовать очень часто животных, коровы и овцы будут почти на каждой картине. Там же впервые пробует гравировать "Царской водкой". Много занимается рисованием пером, что повергает иностранцев в шок. И уже в то время его работы ценятся высоко и стоят немалых денег, причем не только живописные пейзажи, но и простые рисунки углем. В 1864-м уезжает в Дюссельдорф и пишет знаменитую картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа", за которую ему присваивают звание академика.

"Вид в окрестностях Дюссельдорфа"
"Вид в окрестностях Дюссельдорфа"

Жизнь в Европе, не смотря на уют и благоустроенность, не очень нравилась знаменитому художнику - он сильно скучал по обширной красоте Родине, в оценке заграничных мастеров высказывался так:

"Мы по невинной скромности себя упрекаем, что писать не умеем или пишем грубо, безвкусно и не так, как за границей, но, право сколько мы видели здесь в Берлине - у нас гораздо лучше!"

Не дождавшись окончания срока своего "пенсионерства" Шишкин возвращается на Родину.

Первое время живет в Петербурге, становится пожалуй самым деятельным членом только образовавшегося Товарищества передвижников, в это время появляются в его жизни такие друзья как: Иван Крамской, Архип Куинджи, Константин Савицкий. Этот могучий, статный, с широкими плечами, густой шевелюрой и бородой-лопатой богатырь начинает ездить по стране в поисках красивых мест, чтобы писать свои этюды, часто с ним путешествует и Крамской. Современники так говорили о нем:

"Любая одежда ему тесна, дом ему тесен, и город тоже тесен. Только в лесу он свободен, там он хозяин"

Шишкин был настоящим трудоголиком -

"Работать! Работать ежедневно, отправляться на эту работу, как на службу! Нечего ждать пресловутого "вдохновения"... Вдохновение - это сама работа!"

- его не могли остановить ни дождь, ни снег, ни гроза; писал четко выполняя намеченный график в своем дневнике " 10.00 - зарисовки на реке, 14.00 - в поле, 17.00 тружусь над дубом ", к работе над одним этюдом возвращался каждый день в определенные часы, чтобы освещение было одинаковым. Иван Крамской, дружбой с которым художник очень дорожил, писал о нем так:

" он (Шишкин) единственный, который знает пейзаж ученым образом..."

В 1873 году Академия художеств присваивает Шишкину звание профессора за картину "Лесная глушь", этот год будет очень тяжелым для художника, но об этом попозже..

"Лесная глушь"
"Лесная глушь"

Годы упорной работы не прошли даром, в 1892 году его приглашают руководить пейзажной мастерской при Академии. В своих наставлениях ученикам говорил что художник должен учиться у живой натуры, не должен стеснять себя, учитывая свой опыт обучения - был против рисования с гипса

"Что вам дался этот гипс? Бросьте его, изучайте живое тело"

таким же противоречивым было и его обучение работать по фотографии, на его взгляд

"единственная посредница между натурой и художником и самый строгий учитель"

Педагогом он был строгим, критиковал жестко, не редко задевая самолюбие учеников, многие его боялись. С 1894 года еще одним наставником мастерской становится близкий друг Шишкина - Архип Куинджи, методы преподавания которого заметно отличались. Если суровый Иван заставлял работать требуя четкости, то на уроках у Архипа было весело, обсуждались различные вопросы и просил он своих учеников стараться передать настроение красками. Между их мастерскими была дверь, которую Шишкин вскоре заколотил, видя как хотят ученики уйти к Куинджи, это положило начало размолвкам и в конце концов лучшие друзья рассорились окончательно. В итоге Иван стал реже ходить в академию, а в ноябре 1895 и вовсе подал в отставку.

Скончался великий художник 20 марта 1898 года за мольбертом, работая над картиной "Лесная сказка". Скоропостижная смерть наступила от разрыва сердца, как он и хотел - "моментально и безболезненно". Был похоронен на Смоленском православном кладбище Петербурга, в 1950 году прах перенесли на Тихвинское кладбище в Александро-Невской лавре - некрополь мастеров искусств.

Творчество Шишкина было точным и строгим рисунком форм русского пейзажа. Основной линией его работ является грандиозный панорамный пейзаж: равнины с бесконечной дорогой и величественными лесами, кроме этого писал и скромные этюды, детально прорисовывая красоту матушки природы, при этом не наделял их своими эмоциями, он показывал правду, как она есть - будь это линия сосны или гладь реки. Его всемирно-известная картина "Утро в сосновом бору" после некоторых изменений стала красоваться на конфетах и красуется там до сих пор, причем немногие знают, что самих мишек на картине нарисовал друг Шишкина Константин Савицкий, который увидев работу сказал "чего-то тут явно не хватает"; подписывали они картину вместе, подпись Савицкого стер после покупки меценат Павел Третьяков, у которого был договор на приобретение картины именно Шишкина.

"Утро в сосновом бору"
"Утро в сосновом бору"

Он был одним из лучших рисовальщиков не важно чем - карандашом, пером или углем. В его карандашных рисунках было больше поэзии и изящества, чем в тщательно оконченных живописных картинах. А какой фурор производили его рисунки пером еще во времена путешествия по Европе, немцы дорожили его творчеством, как антиквариатом, а он этому только удивлялся, потому что сомневался в себе, называл свою мнительность главным недостатком. На таких работах он мог бы заработать состояние и обеспечить безбедное существование до конца жизни, но выбрал путь простого русского художника...

"У берегов финского залива"
"У берегов финского залива"

Один из первых мастеров, занявшийся авторским эстампом (гравюрой) на основе собственного замысла, выпускал эстампы целыми сериями, которые пользовались бешеной популярностью среди собирателей гравюры, которые старались быстрее купить его первые и самые лучшие оттиски. Занимался он и литографией, в 1861 году некоторые были напечатаны в "Русском художественном альбоме" наравне с Перовым, Петровым и Волковым. А офорты Шишкина напоминали рисунки пером, хотя выполнялись в технике свободного рисования на поверхности плоской металлической доски, покрытой мягким лаком, свой первый офорт он выполнил еще при учебе в Москве. Издатель офортов Шишкина потом вспоминал:

«Он не только печатал листы, но и варьировал их до бесконечности, рисовал на доске краской, клал новые тени, делал другие пятна, звезды, лунные блики…»,

так же проводил опыты цинкографии, создал их более двадцати, некоторые стали приложениями к журналам "Пчела" и "Нива".

Именно Шишкин произвел революцию положения графики в иерархии изобразительного искусства. Именно он начал первым выставлять наравне с живописью свои рисунки и гравюры, которые за самостоятельные произведения никогда не считали - это же черновые работы.

Его картины покупали не только меценаты и коллекционеры, не только Родины, но и зарубежья, но даже император Александр II (освободитель) и великий князь Павел Александрович

Самая трагичная часть жизни Ивана Ивановича - его семья...

Первая жена Евгения Васильева (1847) была младше на 15 лет, жену свою он кстати изобразил на двух картинах: "Дама с собачкой" в 1868-м и "Перед зеркалом. За чтением письма" в 1870-м. Поженились они в октябре 1868 года, через год в семье родилась дочка Лидия, в 1871 году на свет появился сын Владимир, который умер едва ему исполнилось два года, в том же 1873 году родился еще один мальчик Константин (при этом если кто не обратил внимания именно в 73 году ему присвоили звание профессора) . В 1874-м в семье происходит еще одна трагедия - от чахотки умирает Евгения. Шишкин, который безумно любил свою супругу, чуть не сошел с ума от горя, но это был не последний удар для него, в 1875 году умирает сын Костя, сломленный произошедшими событиями Иван начинает пить, впадает в апатию, становится агрессивным, ссориться с друзьями и с близкими и не очень, его спасает привычка работать. Именно работа и осознание того, что он не может сейчас бросить все то, чего достиг, что не может потерять ту нишу, что он занял в художественном мире, - помогло ему вернуться к нормальной жизни.

Через три года в его жизни появится ученица-пейзажистка красавица Ольга Лагода, с которой они обвенчаются в 1880 году. Через год - в июне 1881 года у них родится дочь Ксения, а через полтора месяца после родов Ольга скончается. Заботу над детьми возьмет на себя сестра второй супруги - Виктория, которая проживет в семье Шишкина всю жизнь, ухаживая не только за детьми, но и за самим Иваном.

Больше наследников у художника не было.

"Дама с собачкой"
"Дама с собачкой"

Да человек был с тяжелым характером, угрюмый где-то, но как говорили очень жизнерадостный в кругу близких, да и семьей дорожил - был очень хорошим мужем и папой... Жаль, что такие испытания выпали этому гениальному человеку.. Зато мы всегда будем его помнить, он действительно на века..

Я писала еще про одного художника-революционера своих времен Виктора Васнецова, но тот был чуть позже и его коньком была сказочность.. почитать можно здесь, если интересно

Но как бы риторически это не звучало - может быть это цена таланта...

я заметила что у талантливых и гениальных людей - либо нет наследников вообще, либо трагическая смерть в молодом/среднем возрасте, либо испытания и потери в течение всей жизни и т.д, и т.п....

А вы как думаете?))