"«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звёзды, вовеки, навсегда. А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают её, и умножится ведение». Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом берегу реки, другой на том берегу реки. И один сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: «когда будет конец этих чудных происшествий?» И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времён и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого всё это совершится. Я слышал это, но не понял и потому сказал: «господин мой! что же после этого будет?» И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдёт тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трёхсот тридцати пяти дней. А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней»" (Дан. 12:1-13).
Когда люди читают в Дан. 11:40 фразу «конец времени», обычно они полагают, что речь идет о конце света. Профетические картины в Дан. 12 выглядят, как конец света, однако они могут относиться и к концу ветхозаветной эры. Можно спорить о том, что означает «конец времени» в данном контексте, но мы можем быть уверены в том, что эта глава помогает нам понять, что будет происходить, когда этот конец наступит.
Изучая эту главу, обратим внимание на некоторые истины, касающиеся конца ветхозаветной эры и конца света.
Первое, что нам сказано, это то, что Бог защитит Свой народ
С чем бы нам ни пришлось столкнуться, когда наступит конец, Бог будет со Своим народом и укрепит его.
Ст. 1 начинается словами: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего». Ранее в книге пророка Даниила мы уже встречали Михаила. На самом деле мы встречали двух ангелов: Михаила (10:13, 21) и Гавриила (8:16; 9:21). Эти два ангела также упоминаются в Новом Завете. Здесь Михаил назван «князем великим». В Иуд. 9 он назван «архангелом», что, возможно, означает, что он является верховным ангелом.
Судя по всему, Михаил выступает защитником Божьего народа. Если это так, то его деятельность особенно явно проявилась во время Маккавейского восстания. Во всяком случае, евреи того времени воспринимали сказанное Даниилу более лично. Несомненно, что известие о том, что Божий архангел сражался вместе с ними и помогал им, ободрило и воодушевило их в борьбе за восстановление поклонения Богу в Его храме.
Вторая истина заключается в том, что концу будут предшествовать тяжелые времена
Дьявол всегда будет преследовать Божий народ или делать его жизнь трудной.
Такое впечатление, что ст. 1 предупреждает о грядущих гонениях: «И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени». Означает ли это «тяжкое время» Маккавейское восстание и масштабные гонения? Или речь идет о войне перед концом света? Вероятно, это тяжкое время характеризовало окончание ветхозаветной эпохи. Однако истинно и то, что дьявол будет сражаться с Божьим народом до самого конца.
Третья истина о конце состоит в том, что Бог призовет Своих
Он знает тех, кто принадлежат Ему, и Он любит и чтит их.
Ст. 1 заканчивается словами: «Но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге». Что это за книга? Конечно же, это книга жизни. На протяжении всего Ветхого, а также Нового Заветов, мы находим упоминания о книге жизни. Еще тогда, когда Моисей умолял Господа не уничтожать израильтян за поклонение золотому тельцу, он сказал: «Прости им грехи их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32). На это Бог ответил: «Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» (Исх. 32:33). В Пс. 68:29 Давид произнес проклятие на своих нечестивых врагов, сказав: «Да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся».
Теперь обратимся к Новому Завету. В Лк. 10 рассказывается о том, как семьдесят учеников, посланные Иисусом проповедовать, вернулись в большой радости, что смогли изгонять бесов (Лк. 10:17). Иисус сказал им на это: «Однако же тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши вписаны на небесах» (Лк. 10:20).
Мы читаем в Отк. 21, где рассказывается о небесном царстве: «И не войдёт в него ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Отк. 21:27). В Откр. 20 изображена сцена суда. В ст. 15 написано: «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Ветхий Завет также свидетельствует о том, что существует такая книга, в которой записаны имена спасенных. Об этой книге идет речь и в ст. 1. Имена Божьих детей записаны в «книге жизни».
Какое ободрение для Божьего народа! Когда мы размышляем о конце — каким бы ни был наш конец — мы можем утешиться тем, что имена всех Божьих людей записаны в «книге жизни Агнца». Он не ошибается. Он чтит, любит и благословляет тех, кто принадлежат Ему.
Четвертая истина о конце гласит о том, что наступит воскресение
Независимо от того, было ли Даниилу сказано о конце ветхозаветной эпохи или конце света, воскресение обязательно произойдет.
Ст. 2 содержит одно из немногочисленных утверждений Ветхого Завета о воскресении из мертвых. Мы можем найти два стиха в книге пророка Исаии (Ис. 25:8; 26:19), аллюзию или намек в Иов. 19:25 и упоминание в Пс. 15:8-11; но за их пределами мы не обнаружим много. В ст. 2 сказано: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся: одни — для жизни вечной, другие — на вечное поругание и посрамление». Если рассматривать эти слова в контексте окончания ветхозаветной эры, тогда они могут означать, что Божье дело вновь оживет из праха гонений, обретя новое начало. Если эти слова относятся к концу света, тогда в упомянутое воскресение праведные восстанут для вечной жизни, а нечестивые — для вечного наказания.
Пятая истина, которую мы здесь находим, утверждает, что праведные получат награду
Никто из трудящихся на ниве Божьей не будет забыт. Никто не служит Богу напрасно.
Ст. 3 является прекрасным примером успешной борьбы за спасение душ: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звёзды, вовеки, навсегда». Что произойдет с теми, кто приводят многих людей к праведности? Они будут вечно сиять, как звезды.
В Ветхом Завете есть несколько отрывков, в которых говорится о том, как важно приводить к Богу других людей. Один из них находится в Прит. 11:30: «Мудрый привлекает души». Конечно же, в Новом Завете мы найдем выдающиеся примеры приведения других людей к Богу.
«Разумные» из ст. 3 — это благочестивые люди, отдавшие свои жизни для служения Богу. Когда наступит воскресение, они воссияют, подобно звездному небу. Одной из самых больших радостей на небесах будет встреча со спасенными душами и осознание того, что в их спасении есть часть и нашего труда.
Никто из нас не может сказать, сколько спасенных душ будет на небесах из всех тех, кого мы пытались привести к Богу. Практически каждое обращение является результатом объединенных усилий многих людей. Мало кто может сказать: «Я сам это сделал». Однако есть огромное удовлетворение в понимании своей причастности к тому, что кто-то становится ближе к Богу. Когда другие люди ослабевают духом и, возможно, даже начинают реже приходить на богослужение или оставляют его вообще, мы можем прийти к ним и попытаться помочь.
В этой жизни мы так усердно и так много трудимся ради материальных вещей. Мы накапливаем ценное имущество — но когда придет Господь, или когда мы умрем, эти материальные ценности будут для нас бесполезны. Только то, что мы сделали для Господа, пойдет с нами в вечность. Прекрасные слова из ст. 3 должны ободрять нас и побуждать приводить ко Христу новые души. Помочь кому-то стать христианином — величайшее из всех возможных дел.
Шестая истина заключается в том, что Бог управляет и будущим, и концом
Было ли Даниилу сказано о конце еврейской эпохи или о конце света, эта истина остается неизменной. Каждый человек должен предоставить будущее Богу.
Ст. 4 ведет к завершению книги. Муж в льняной одежде сказал: «А ты, Даниил, сокрой слова эти и запечатай книгу эту до последнего времени».
О каком «последнем времени» говорится в ст. 4? О конце исторического периода, который закончится Маккавейским восстанием? Одно ясно, что здесь ангел не говорил о конце света. Возможно, он говорил о полном откровении Божьего замысла, когда придет Христос? Выражение «последнее время» действительно является сложным для понимания, но, вероятно, в данном контексте оно означает конец ветхозаветной эпохи.
Пока что Даниилу было велено сохранить для будущего то, что он увидел. По сути, ему было сказано: «Сохрани эти слова и запечатай их». Его заданием было сделать так, чтобы эти слова не затерялись во времени.
Ст. 4 сообщает: «Многие прочитают её, и умножится ведение». Будущее будет полным разных событий. Одни люди отпадут. Другие придут к Господу. Знание («ведение») — что бы ни подразумевалось под ним — и понимание будут возрастать. Хотел ли ангел этим сказать, что в будущем людям будут даны новые откровения от Бога? Сложно сказать однозначно, как следует толковать эти слова.
Седьмая истина: мы видим, что Бог контролирует даже зло
Мы читаем далее: «Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом берегу реки, другой на том берегу реки. И один сказал мужу в льняной одежде: "Когда будет конец этих чудных событий?" И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени, и времён, и полувремени и по совершенном низложении силы народа святого всё это совершится» (Дан. 12:5-7).
Мы уже встречали выражение «время, времена и полувремя» раньше, в контексте продолжительности гонений. Какова длительность «времени, времен и полувремени»? Если толковать «времена» как два, в итоге получаем 3,5 «времени» — один, плюс два, плюс половина. Период гонений часто представлен выражением «3,5 времени (года)». Антиох Епифан осквернял храм в течение 3,5 лет.
В книге Откровения символический период гонений на Божьих детей, вероятно, римлянами, представлен 3,5 годами, то есть 42 месяцами или 1260 днями. В Отк. 12:6 написано: «А женщина убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питалась она там тысячу двести шестьдесят дней». В Отк. 12:14 вместо того, чтобы сказать, что эта женщина питалась в течение 1260 дней, написано, что она «там питалась в продолжение времени, времён и полувремени». Этот временной отрезок часто упоминается в книге Откровения, и в книге пророка Даниила. Он представляет собой символическое название периода гонений.
Ангел сказал Даниилу запечатать книгу, ибо события, о которых она повествует, произойдут в будущем. Пророк получил это видение в 536 г. до н.э. (Дан. 10:1), почти за 370 лет до Маккавейского восстания. С точки зрения Даниила, это было отдаленное будущее.
Бог контролирует все, даже зло. Он позволяет злу происходить, но Он не позволяет ему безгранично править на земле.
В ст. 7 мы видим «мужа в льняной одежде, находившегося над водами реки». Этот муж «клялся Живущим вовеки, что к концу времени, времён и полувремени и по совершенном низложении силы народа святого всё это совершится». Святой народ пострадает от вторжения Антиоха, но после этого Бог спасет его. Этот отрывок также можно толковать в свете событий 70 г. н.э., а не 168 г. до н.э., если считать, что в Дан. 9 освещается исторический период до разрушения храма в 70 г. н.э.
Восьмая истина: мы должны доверять Богу в том, что касается конца
Мы не знаем всего об этом конце. Он открыл лишь некоторые факты о нем, но не всё.
Мы читаем в ст. 8: «Я слышал это, но не понял и потому сказал: "Господин мой! Что же после этого будет?"» На это ангел, по сути, ответил Даниилу: «Это все, что тебе следует знать». Итак, ангел сказал: «Иди, Даниил, ибо сокрыты и запечатаны слова эти до последнего времени» (12:9). И снова перед нами выражение «последнее время». В 12:10, 11 об этом времени сказано: «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет этого никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдёт тысяча двести девяносто дней».
Фактически Даниилу было сказано продолжать делать свое дело, так как описанные события произойдут позже. Как и мы, Даниил должен быть просто терпеливо ждать. В ст. 12 сказано: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трёхсот тридцати пяти дней». Затем ангел сказал: «А ты... успокоишься и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (12:13). Он заверил Даниила, что Бог примет его.
Перед нами возникает новый вопрос: «Что это за 1290 дней и 1335 дней?» Сколько дней традиционно выражают период гонений? Обычно это 1260 дней, что то же самое, что и 3,5 года или 42 месяца. Откуда взялся дополнительный отрезок времени? Мы не знаем.
Некоторые комментаторы предполагают, что «1260» — это число дней, когда не приносили ежедневную жертву. Что касается 1290, то это количество дней до смерти Антиоха Епифана.
Другие говорят, что «1260» означает предельный срок, когда была остановлена ежедневная жертва. Иначе говоря, использование «1290» было чем-то вроде призыва: «Продолжайте стоять даже сверх отведенного времени», добавив дополнительные тридцать дней или один месяц.
А как насчет «1335»? Никто не знает наверняка, что это может означать. Возможно, здесь также представлена идея дальнейшего терпеливого ожидания, оставаясь верными и после освящения храма. Возможно, когда-то мы сможем лучше понять, что означают эти числа. Если мы попробуем посчитать каждый день за год, это все равно ни к чему не приведет. Очевидно, эти числа являются символическими. Мы не ошибемся, если скажем: «Мы действительно не знаем — но, возможно, однажды узнаем».
Девятая истина: необходимо верить и оставаться верными
Мы не знаем, когда наступит конец, но мы знаем, что мы должны быть верными, когда это произойдет.
В библейских пророчествах мы часто находим сведения, которые можем понять и оценить; однако даже в этих случаях складывается впечатление, что Бог открывает лишь часть, чтобы напомнить нам, что мы не можем знать всего. Он сказал Даниилу, чтобы тот оставался верным и объяснил, что пророчества Его слов исполнятся, но не скоро. Их следовало запечатать и сохранить до конца.
Мы не знаем, наступил ли этот «конец» в 168 г. до н.э., когда было остановлена ежедневная жертва, или же в 70 г. н.э., когда был разрушен храм. А, возможно, этот конец еще впереди. Всё, что мы знаем это то, что сказал Бог: «А ты... успокоишься и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (12:13).
Заключение
Эта глава ставит перед нами вопросы, на которые мы не можем ответить. Однако содержащиеся в ней истины настолько ясны, что мы можем в них не сомневаться. Эти истины должны подготовить нас к концу.
Нам не следует тревожиться из-за конца, ибо Бог защитит Свой народ и проведет его через последнее время. Перед тем, как наступит конец, будут тяжелые времена. Мы можем не сомневаться, что дьявол будет делать все, чтобы увести нас от Бога накануне наступления конца. Однако мы должны оставаться верными. Наши имена записаны в книге Бога; Он знает всех нас, и Он окажет нам честь. Когда наступит воскресение, как для праведных, так и для неправедных, те, кто были верны Богу, получат награду.
Мы должны предоставить Богу решать все, что связано с концом. Мы не можем ничего сделать, но Он может. Бог даже по-Своему контролирует существующее в мире зло. Мы просто должны доверять Ему.
Для нас важно ответить себе на вопросы: «Живу ли я для Бога? Верен ли я Ему?» Если мы отвечаем на них утвердительно, мы должны и дальше оставаться верными; и тогда нам не придется тревожиться из-за конца.