Найти в Дзене
Алиса Селезень

Не рисуется – не рисуй, или как преодолеть творческий блок?

Сидите вы, никого не трогаете. И ничего не трогаете - ни карандаша, ни кисточки. В сторонке лежат ваши проекты. И вы тоже лежите в сторонке – смотрите на диване в потолок, а еще хуже, если в телефон. И так продолжается уже не один месяц. Со мной такое было несколько раз. Или по-другому! Вы заняты, очень заняты. Чем угодно, но только не своим творчеством. И в свободный день от внешних хлопот порисовать вас не тянет. Хочется чего угодно, но только не рисовать! И такое со мной бывало. Затишье в творчестве - абсолютно естественное явление и лукавит тот, кто говорит, что с ним такого не бывало никогда. Дело в том, что причин "затишья" бывает много, они все разные и могут даже сочетаться между собой. Другое дело, что художник часто просто паникует и не может деконструировать свой творческий блок: что происходит и почему? Самосознание - первый спасательный круг в данном случае. Если вы читаете этот материал в поисках ответа, давайте попробуем нащупать вместе, что же могло пойти не так. Во-пе

Сидите вы, никого не трогаете. И ничего не трогаете - ни карандаша, ни кисточки. В сторонке лежат ваши проекты. И вы тоже лежите в сторонке – смотрите на диване в потолок, а еще хуже, если в телефон. И так продолжается уже не один месяц. Со мной такое было несколько раз. Или по-другому! Вы заняты, очень заняты. Чем угодно, но только не своим творчеством. И в свободный день от внешних хлопот порисовать вас не тянет. Хочется чего угодно, но только не рисовать! И такое со мной бывало.

Затишье в творчестве - абсолютно естественное явление и лукавит тот, кто говорит, что с ним такого не бывало никогда. Дело в том, что причин "затишья" бывает много, они все разные и могут даже сочетаться между собой. Другое дело, что художник часто просто паникует и не может деконструировать свой творческий блок: что происходит и почему?

Самосознание - первый спасательный круг в данном случае. Если вы читаете этот материал в поисках ответа, давайте попробуем нащупать вместе, что же могло пойти не так.

Во-первых, прекратите самобичевание. Вы же не можете обвинять себя в том, что у вас порезан палец или болит голова. Это то, что уже происходит. И быстро все исправить не получится. Просто говорим себе: "Сейчас мне нужен отдых от творчества". Кстати, часто именно так и происходит, что художнику просто надо отдохнуть. И тому могут быть несколько предпосылок. Если говорить о тех, кто только учится рисовать или о начинающих художниках, то вероятнее всего причина в неверной установке, что "художник должен рисовать каждый день". Ну, во-первых, никто никому ничего не должен. Эту профессию часто романтизируют, но на самом деле она такая же, как и все остальные - требует образования, расписания, разумной нагрузки. Рисовать каждый день - это не разумная нагрузка, тем более если у вас есть еще и семейные обязательства. Часто этот тезис повторяют художники-мужчины, освобожденные от бытовых дел, или преподаватели, так как рабочее расписание предполагает рисовать каждый день вместе со студентами. В остальных случаях – take it easy! Что у нас получается? Человек наслушался душных дядек и пытается рисовать каждый день независимо от своего физического состояния, а не то окажется, что он "не настоящий художник". Представляете, какое давление человек сам себе создает? Жуть! Творческий блок в таком случае – вопрос времени.

А что с опытными художниками? Причина номер один – старые добрые дедлайны. Подать заявку надо через неделю, а работы еще – вагон. Заполняете заявку в последний день, лепите презентацию из того, что нафоткано сегодня же, еще и тексты надо перевести на английский, еще и перепроверить все надо. Еще и форма заявки может быть кривая и не загружается ничего. И вы вроде все успели, а ощущение, что все профукано. Потому что вы в таком режиме уже два месяца живете. А главное - никаких гарантий. Может, вы не пройдете отбор. И ждать результатов неизвестно сколько - может, неделю, а, может, полгода. Конечно, нужен отдых!

Во всех вышеуказанных случаях достаточно отдыха. Слушайте свое тело. Если следующий проект поджимает, то дайте себе хотя бы неделю перерыва. В противном случае можно выгореть и тогда "затишье" затянется.

Теперь о причинах, не связанных с творчеством:

1. Внутренние или внешние конфликты. Если у вас дома раздор, то рисовать, наверное, дело последнее.

2. Физиологические проблемы. Если есть подозрения на депрессию, то надо обратиться к специалисту. Если депрессия уже диагностирована, то отсутствие желания рисовать очевидно.

3. Стресс. Переезд, кто-то из родных в больнице, из налоговой штраф, соседи затопили, машину ударили. Ну тут как бы самое время для проекта (нет).

4. Время и пространство. Если нет ни времени, ни места для работы, ни того и другого вместе взятых, то чего ждать вдохновения. Вообще плохую организацию пространства нельзя недооценивать. Самое простое, что можно посоветовать – разложить все так, чтобы начать работать можно было быстро. Если нет такой возможности (например, в доме маленький ребенок), можно попробовать на время переключиться на другой медиум. Например, на графику.

Теперь о психологических причинах творческого блока:

1. Неправильное распределение нагрузки. Вы придумали проект, вас прёт и вы с головой в него нырнули. Через неделю уже ничего не хочется. Старо, как мир. Главное правило работы над личным проектом – не кранчить. Говоря русским языком - не перерабатывать, не упарываться. Даже если чувствуете, что можете еще дольше посидеть, даже если вас просят еще поработать. За деньги - why not? Но если это чисто ваш проект, который, может, купят, может, нет, и все зависит только от вашей дисциплины, то делайте по чуть-чуть. "Тише едешь - дальше будешь" именно про это.

2. Неправильное распределение времени. Дедлайн через полгода и кажется, что много времени впереди. Туда-сюда и вот уже осталось два месяца, а вы не сделали ничего. И тут оказывается, что работы гораздо больше, чем ожидалось. Или! Выделили вам в арт-резиденции место на три месяца. И тут оказалось, что для вашего проекта этого мало. То есть нагрузку надо было прикинуть еще до подачи заявки. А вы пообещали золотые горы и теперь понимаете, что до мастер-шоу просто не успеете. Самое очевидное, что можно посоветовать – всегда считайте нагрузку заранее и добавьте еще времени прозапас на всякий случай.

3. Перенасыщение идеями. Не устаю повторять, что любая идея должна настояться. Проверка временем лучше всего подсветит слабую идею. Если прёт и не можете заснуть, запишите всё в заметки на телефоне. Контейнерируйте идеи. Если хвататься за всё подряд, не работая над глубиной замысла, то можно самому в себе быстро запутаться и как следствие в самом себе разочароваться.

4. Критика и негатив. История искусства знает совершенно жуткие случаи, когда художники кончали с собой после разгромной критики. Вспомнить только "Выставку дегенеративного искусства"! Разгромили вашу выставку, работу, или вашу идею. Во-первых, я бы собрала несколько мнений. Во-вторых, купила бы консультацию у профессионального состоявшегося художника или у куратора. У человека давно в искусстве. Потому что если критика справедливая, то на консультации вам все слепые пятна подсветят и дадут полезный совет. Но если это просто чья-то вкусовщина или кто-то навязывает вам конформистскую позицию, то важно найти как можно больше людей, которым ваш проект нравится. Потому что нравиться всем невозможно, соответственно, негатив будет всегда.

5. Чужие ожидание. У вас случился настоящий успех. Публика, покупатели, галеристы, критики - все ждут от вас следующего проекта. И такого, чтоб был не хуже предыдущего. И тут можно скатиться в самоповтор или паничку словить от давления. Мне кажется, надо понять, насколько у вас устойчивый artist statement. Если ваша тема - это столб, на который вы всегда можете опереться, то именно высказывание - главное в вашем пути. А принесет оно вам следующий успех или нет, не имеет значения. Тут важно не изменять себе. А вот если artist statement у вас хлипкий и уже даже не актуальный, то тут настоящая проблема. Я бы шла к психологу. Без шуток. Потому что с давлением надо как-то справляться и лучше, если поможет профессионал.

Мне кажется, прекрасным завершением этого материала были бы советы, как вернуться к заброшенному проекту, но тогда статья будет слишком длинной и лучше ее разделить на две. Так что ждите продолжения!

Дисклеймер: Друзья, если вам понравилась статья, поддержите лайком. А если хотите больше, подпишитесь, чтобы я знала, что стараюсь не зря. Это очень важно!

Где еще вы меня можете найти:

Instagram alisa.selezen

Telegram t.me/aliceselezen_art

Группа в VK vk.com/alisa.selezen

А также приглашаю вас на свой канал: www.youtube.com/@alisaselezen