Зрителю пора уже привыкнуть к тому, что военное кино снимают большей частью дилетанты. И дело даже не в наличии военных консультантов у картин, а во Времени, которое убирает живое восприятие прошлого. Фэнтэзи представления и шаблоны подстраивают мозги сценаристов под требования жанра. Сериал "Адмирал Кузнецов" тому классическое свидетельство. Разные ляпы и вымыслы обрамляют актуальную канву повествования о жизни нашего героя.
Но как же тогда право на художественное творчество? Неужели вы его отрицаете? Давайте его и обсудим на примере интересного зрителю кино.
О подготовке к войне, 22 июня и Сталине в сериале см. Сериал “Адмирал Кузнецов”. Художественная самодеятельность во имя Памяти. К началу войны в кино и мемуарах
Что бы я отнес к художественному творчеству? Например, сухогруз “Алоиза”, покинувший Севастополь 21 июня 1941г., вы будете тщетно искать в списках немецкого торгового флота на Чёрном море. Это вымышленный “персонаж”, нужный сценарию для гениального озарения адмирала Кузнецова, что война начнётся именно 22 июня. Правда, Севастополь с 1939г. стал закрытым городом и наблюдать в его порту немецкий корабль было бы весьма затруднительно). В затонувшем транспорте “Туркмения” нетрудно узнать транспорт “Армения”, потопленный немцами 7 ноября 1941г. Изменили название транспорта в кино, чтобы отнести это трагическое событие ближе к Керченско-Феодосийской десантной операции 26-29 декабря 1941г. Уход первой жены Кузнецова Натальи Казимировны на войну в качестве зенитчицы, заставляет открыть сайт “Память Народа” и узнать, что медаль за победу над Германией Наталья Казимировна Кузнецова получила как вольнонаемная ВМФ. Та ли это Наталья Казимировна, - вероятность этого большая. А что настоящая Наталья Кузнецова была зенитчицей и метала в бою на 20-30 м связки гранат– очень маленькая, учтя тот же возраст, уменьшение которого в военкомате так творчески обыграли в сериале.
Или тот же гениальный корректировщик артиллерийского огня крейсера “Красный Кавказ” - математик Михаил Козырев. Идея красивая, точный расчет цели с учетом износа ствола после каждого выстрела – это прямо взгляд в будущее к высокоточному оружию. Думается, при высадке в Феодосии 29 декабря 1941 на крейсере “Красный Кавказ” обходились при стрельбе чуть проще. Известно, что артподготовка флота перед десантом началась в 3.48 ночи, а высадившиеся с десантом артиллерийские наблюдатели крейсера вышли на связь с ним только во второй половине дня.
Да, но творческая фантазия на то и летит, чтобы преодолевает факты. Ради того, чтобы достать гениального наблюдателя, нарком ВМФ лично летит за ним в осажденной Севастополь. Увы, согласно мемуарам Кузнецова, ни в Крым, ни на Кавказ он тогда не летал. На месте подготовкой к десанту занимался командующий Черноморским флотом Октябрьский. Главный морской штаб ведал подготовкой Керченско-Феодосийской операции – расчетами её обеспечения проведения в Москве.
Конечно, в военном фильме хочется больше динамики от главного героя, чтобы избежать занудности. В сериале Кузнецов летит и в Таллин летом 1941г., чтобы лично проверить рубежи обороны. Но и здесь я вынужден разочаровать зрителя. В Таллине Кузнецов побывал в 1940г. и исходя из опыта той поездки давал командующему Балтийского флота Трибуцу флота советы из Москвы.
Приведу другой – удачный пример творческого вымысла. Известно, что во время всеобщего затемнения Севастополя в ночь на 22 июня 1941г. остался светить Херсонесский маяк. Почему – точно неизвестно, телеф. кабель был перерублен. Нач.штаба ЧФ Елисеев предполагает, что связь с ним обрубили диверсанты. Из этого предположения в сериале сделали конфетку. Немецкий диверсант пробирается на маяк и пытается воспрепятствовать затемнению, - свет же нужен как ориентир для немецких бомбардировщиков! Диверсанта на самом маяке не было, свет потушили без эксцессов, но получилась классика жанра, имеющая историческую подоплёку.
Тот момент, что немцы сбрасывали на Севастополь 22 июня не бомбы, а электромагнитные мины, сценаристы, несомненно, знали, тем не менее приберегли его для другого эпизода. Такими минами фашисты хотели “засеять” морские подходы к порту, чтобы на них рвались наши суда..... Применение электромагнитных мин немцами мы видим при рассмотрении темы перехода флота из Таллина в Кронштадт 28-29 августа 1941г.. Кино предлагает нам собственную версию того, почему наш флот при эвакуации столицы Эстонии не пошел южным маршрутом, свободным вроде как от мин. Корабли и транспорты пошли аккурат посередине Финского залива, где немцы выставили сплошные минные поля. Согласно сериалу, по южному маршруту немцы приготовили нам ловушку в виде как раз электромагнитных мин, взрывающихся при прохождении больших судов. Эту ловушку раскрывает тральщик Иштрикова, который топит торпедой немецкая подлодка. Версия ловушки на южном маршруте интересна, если как подсказывает один читатель, учесть, что электромагнитные мины работают на мелких глубинах.
Вообще говоря, южный маршрут был закрыт для навигации приказом командующего Северо-Западного направления К.Ворошилова, поскольку немцы вышли на берег Финского залива и установили артиллерийские батареи для обстрела кораблей. В мемуарах Н.Г.Кузнецова звучит вопрос, не стоило ли всё равно пойти южным маршрутом - под обстрелом немецкой артиллерии, но без минных полей. И это вопрошание, кажется, опровергает киношную версию электромагнитной ловушки. Вопрос остается без ответа. Во время трагического перехода из Таллина от мин и авианалетов затонуло несколько десятков кораблей и транспортов, включая 2 тральщика Краб и Барометр, первыми подорвавшимися на минах в отряде главных сил. Поражений немецкими торпедами в том переходе не было. А вдруг южный маршрут немцы оставляли для своих подлодок?
Не так давно выходил фильм “Крылья над Берлином” о первой нашей бомбардировке Берлина с 7 на 8 августа 1941г.. Сериал “Адмирал Кузнецов” снова поднимает эту тему - только “со своей колокольни”. Идея бомбардировки Берлина пришла в голову начальнику ВВС ВМФ Жаворонкову; Кузнецов, а через наркома - Сталин её поддержали. В сериале, конечно, приоритет идеи отдаётся больше Кузнецову. И тут, в этой истории, сценаристы находят весьма оригинальный ход. Они включают в число летчиков немецкого антифашиста Зиндера. Значение его огромно. Он нужен для того, чтобы отвечать на чистом немецком языке немецким наземным службам при подлете к Берлину. По всей видимости, наше командование рассчитывает “на дурачка”, на то, что отвечать на логичный вопрос, - кто летит, не придется. Хватит немецкого языка.
Может, это и хорошее решение. Только в 1 минно-торпедно-авиационном полку (мтап) такого надежного немца не оказалось. Летели они на Берлин, соблюдая режим радиомолчания на высоте 7 км. При встрече с истребителями противника могли отвечать огнём только в случае нападения. К счастью, немцы проспали налёт. Любопытно, что в регулярных радиосводках Совинформбюро я не нашел сообщения о бомбардировке Берлина. О нем сообщается в газетах. Может, состоялся специальный выпуск Совинформбюро? Во всяком случае, номера частей, производивших операции (как это сделали в кино про 1 мтап) во время войны не сообщали. Ну а “козни” сериального Ворошилова против Кузнецова в связи с подготовкой к налету на Берлин выглядят анекдотично. Климент Ефремович здесь просто закрывает какой-то комплекс киношников.
Другой анекдот сериала – это зам.наркома Обороны Мехлис. Он появляется на экране в связи с подготовкой Керченско-Феодосийской операции в конце 1941г. В январе 1942г. Мехлис был назначен представителем Ставки Верховного Главнокомандования на Керченском полуострове. По итогам оставления Керчи Мехлис был понижен 4 июня 1942г. в звании на 2 ступени и снят с поста зам.наркома Обороны. Его направили исправляться членом Военсовета Совета 6-й армии, воевавшей на Воронежском фронте. Тем не менее почему-то в пятой серии при подготовке Синявинской операции лета 1942г. мы видим Мехлиса в том же звании и должности, заботящемся о судьбе Ленинграда.
По сложившейся привычке он угрожает Кузнецову за нескрытную транспортировку подводных лодок-малюток на Ладожское озеро. Только вот две подводные лодки-малютки появились на Ладоге в 1943г.. Их действительно транспортировали туда по железной дороге, но к Синявинской операции (19 августа-10 октября 1942) они отношения не имеют. Вообще 5 серия превращается в боевик с закономерным и справедливым уничтожением скрытой базы вражеских торпедных катеров на Ладоге.
22 июля 1942 на Ладогу прибыло 4 итальянских торпедных катера (и один финский). Дважды их базы обстреливались нашей флотилии, но в бухтах врага не оказывалось. В конце навигации 1942 катера был переданы финнам, а итальянские экипажи благополучно отбыли на родину. Сценаристы решили, что это было давно и неправда, поэтому зрителю показывают уничтожение базы катеров в 1942г. Как говорится, чего их жалеть...
Продолжение тематики военных фильмов следует. Ну а приключенческий сериал "Адмирал Кузнецов" диктует свои правила экшн; фамилия главного героя во второй его половине скорее лишь повод, - "франшиза", превращающая многообещающее начало сериала в обычный боевик. Без смелых действий победить было невозможно. Только поиск карты проходов в минных полях разведчиками (сюжет 8 серии) на ЧФ в 1944г.- это фантастика. Были, конечно, проблемы с немецкими минами и на Волге, и Балтике, только бред про Берию в 6-7 серии в связи с ними обсуждать не хочется, тем более, что Зинаида Штерн - вымышленный персонаж.
Обзоры по военным фильмам и Отечественной войне в блоге Друг Истории
Признателен за лайки и подписку, а также донаты (подмога) на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №343, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории