Среди фильмов про Блокаду Ленинграда в годы войны выделяется сериал “Ладога”, снятый к 70-летию полного прорыва блокады в 2014г. Более чем 3 часовой фильм хорошо отражает условия блокадной жизни и транспортировки грузов и людей по ледовой трассе Дорога Жизни. Многие моменты запоминаются и производят неизгладимое впечатление. Кадры с воробьем на Неве, уходящей под воду машины – это то, что не следует забывать, как свидетельства трагедии Войны.
Но смыслы и факты иногда расходятся между собой в художественных произведениях. С военно-исторической точки зрения неплохо было бы обсудить и отклонения от фактов, которые заложены в сценарии сериала на основе повести А.Званцовой “О Ладога, о Ладога.” Поскольку её фильм имеет исторический характер, он имеет и точную датировку декабря 1941г. Поэтому на все неизбежные для жанра несоответствия можно обратить внимание с помощью специальной литературы и публикаций в СМИ.
Начнем с “шпионско-детективного” сюжета фильма. – На ледовой трассе действует замаскированный под водителя немецкий диверсант, чья задача состоит доставить отравленный груз в город, чтобы посеять панику и возмущение среди жителей блокадного города. В финале сериала жертва голода 1932г. в Поволжье, бывший уголовник, водитель Лёнька Лаврентьев (Яков Шамшин) везет в Ленинград отравленные немцами мандарины. Не сказать, чтобы убедительный замысел для абвера, но возможно допустить как бы и такое. Отравления людей со стороны противника случались.
Как бы там ни было в приключенческой литературе, в этой истории правдой является только то, что 31 декабря 1941 года старшина Максим Емельянович Твердохлеб под обстрелом доставил детям Ленинграда машину мандаринов из Грузии - фанерные ящики с надписью «Детям героического Ленинграда». Причем по дороге машину атаковали два юнкерса; пробитую в 49 местах (вкл. колесо и радиатор) машину раненый шофер с трудом довел до берега. Разумеется, мандарины не были отравленными, но в них находили расплющенные кусочки свинца. По воспоминаниям шофера Сердюка, мандарины везла вся автоколонна, а машина Твердохлеба пострадала при авианалете больше всех. Позднее СМИ пересказали рассказ Твердохлеба в духе того, что он ехал по трассе в одиночку, хотя сам Максим говорил "Мы ехали", не уточняя дистанцию между машинами. Она могла быть и приличной - свыше 100 метров.
Как известно, немцы стремились посеять панику среди жителей города, но оперировали менее сложными способами – распускали слухи, сбрасывали листовки, блокировали поставки продовольствия и т.п.. Задуманная же диверсия, показанная в сериале, была настолько сложно-реализуемой, что становилась бессмысленной, даже если у фашистов был соответствующий яд.
Создатели сериала полагают, что раз от ледовой трассы до занятого немцами Шлиссельбурга местами было всего 12-13 км, то водитель, скрытно съехав с трассы, мог заехать к немцам “в гости” и вернуться обратно. Это и проделывает в сериале агент Тролль из Вальберга - Лёнька не менее трех раз в сериале, причем дважды заезжает в Шлиссельбург - до 15 декабря и между 15 и 20 или 21 декабря 1941г. Даты легко установить, поскольку на 28 минуте в сериале зачитывается оперативная сводка Совинформбюро за 15 декабря о наших трофеях при взятии г.Клина, а на 1ч.23 минуте зачитывается газета Красная Звезда за 16 декабря о том, что войска генерала Власова развивают успех. Первый рейс автоколонна с грузом по ледовой дороге на Ладоге совершила ещё 22 ноября 1941, и с этой точки зрения времени у агента вроде было достаточно. Но скажу, что это слишком формальное хронологическое соответствие.
Во-первых, водителям на трассе давали бензина “впритык”. Топливо экономили, давали на один рейс, а это всего 30 км, а потому сделать крюк 12-13 км до Шлиссельбурга было очень сложно. Это при условии, что немцы зальют бензином бак на обратную дорогу. Но допустим, Тролль с этой задачей справился.
Во-вторых, до 21 декабря 1941 движение происходило только в автоколоннах, одиночные рейсы не допускались. Надо было отстать от колонны, а потом отъехать незаметно для регулировщиков. Уже с 26-27 ноября число постов было увеличено с 20 до 45, на обычных участках регулировщики стояли на трассе каждый километр. С 19 декабря число регулировочных постов увеличилось до 75 – каждые 300-400 метров стоял регулировщик. Надо ли убеждать, что на равнинном ледовом поле днем видно гораздо дальше, чем на 1 км. Неслучайно, мы видим появление Тролля в Шлиссельбурге под вечер или ночью, то есть он отъехал вроде как от трассы под прикрытием темноты. А уезжает из Шлиссельбурга уже при дневном или утреннем свете!!!
В-третьих, в 1941г. фары на трассе водителям запрещалось включать. Вроде это на руку Троллю, он незаметен. Но как он доберется в темноте до Шлиссельбурга или просто до тайника на озере? Проблема ноября - первой половины декабря на Ладоге это слабый лед, работы по сооружению трассы продолжались до 15 декабря. В пути водителя ожидали трещины, торосы, промоины. Как мог Тролль в темноте, без включенных фар, по неизведанному бездорожью добраться до берега, - это большая загадка.
В-четвертых, от ледовой трассы до Шлиссельбурга было местами 12-13 км, а до линии фронта 8-10 км. Кажется, совсем ничего. Именно поэтому на дорогу в 1941г. выделялся стрелковый полк охраны. Обязательно организовывалось круглосуточное дежурство лыжников вдоль всего маршрута ледовой дороги в 3-4 км южнее трассы. Троллю надо было проехать незаметно не только для регулировщиков, но и для этой охраны. В силу всего перечисленного подобная диверсионная затея выглядела бессмысленной на практике.
С 21 декабря 1941г. начальникам колонн на дороге жизни было предоставлено право выпускать машины в рейс по мере их загрузки одиночным порядком. Эта мера обеспечивала лучшую оборачиваемость машин и дала возможность развиться движению двухрейсовиков. С этой точки зрения, замечание (скорее всего, до 21 дек.) жулика Каткова (Алексей Ведерников) о том, что “мы сейчас делаем по 2 рейса в день” выглядит преждевременным. Развитие инициативы водителей вело к увеличению грузопотока, столь необходимого ленинградцам. К сожалению, были отдельные случаи и злоупотреблений, когда водители, пользуясь тем, что мешки не взвешивали, а также своим “одиночеством” на трассе, кое-что из продовольствия утаивали и прятали в т.ч. в тайниках на трассе для последующей спекуляции. Этот далеко далеко немассовый негатив отражен в сериале, но всё-таки участие командира автобатальона (ОАТБ) Кулясова (Дмитрий Назаров) в хищениях выглядит в кино чрезмерным. Хотя автобатальонов (17 бригады - ОАТБР) на трассе было несколько, в неоднозначном образе Кулясова можно увидеть и биографические черты пионера ледовой дороги 22 ноября 1941г. – капитана В.А.Порчунова, командира 389 ОАТБ, безупречного воина.
Для расхитителей действовал военный Трибунал, который выносил и расстрельные приговоры. Полномочий у командира автобата Кулясова (как такового) на такое судебное действие с высшей мерой наказания не было. Тем не менее печальная судьба подворовывавшего шофера Савельича (Юрий Кузнецов) отражена правдоподобно.
Драматическую линию сериала задает история Ольги Каминской (Ксения Раппопорт), потерявшей на ледовой трассе маленького сына Стасика. Хорошо известна в истории Ленинграда дата 22 января 1942г. – начало массовой эвакуации ленинградцев по ледовой дороге жизни. С этой точки зрения автоколонна с эвакуируемыми жителями, показанная до 15 декабря 1941г. в сериале “Ладога”, выглядит отклонением от истины или драматическим преувеличением. Я говорил выше, что до 15 декабря 1941г. продолжалось сооружение трассы. Она не была постоянной из-за нагрузки на лёд машин, появления трещин, торосов. Лёд был ещё некрепким. Именно тогда действовал приказ не останавливаться в случае, если другая машина уходит под лёд. В силу этих и других причин идея массовой эвакуации жителей Ленинграда в декабре 1941г. не была реализована. Сохранились воспоминания о том, что на отдельных машинах жителей всё-таки вывозили и в декабре. Есть воспоминание, что одна такая машина ушла под лёд, но людей, включая детей, оттуда всё-таки вытащили.
Видимо, действенность жесткого приказа не останавливаться уже тогда было ослаблена из-за увеличения толщины льда или зависела от обстоятельств. К сожалению, спасать людей не всегда удавалось, машины с эвакуируемыми уходили под лёд и в 1942г. Неслучайно шоферы ездили с открытыми дверками кабин, что чётко показано в нашем кино.
Очерк включен в подборку по военным фильмам и в подборку Блокада Ленинграда в блоге Друг Истории.
Четко показан в киносериале и тот факт, что налаживание работы ледовой трассы позволило Военсовету Ленинградского фронта с 25 декабря 1941г. повысить нормы питания ленинградцам, - со 125 грамм до 200 грамм хлеба для иждивенцев ( то есть детей и стариков), рабочим с 250 до 350 граммов. Это была самая страшная зима в истории города Ленинграда. Но это была и Победа.
Признателен за лайки и подписку) Душин Олег ©, Друг Истории №152 , следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории.
Очерк включен в подборку очерков по военным фильмам и в подборку блокада Ленинграда на Друг Истории.