Найти в Дзене

Дневник врача 10: смертельная "красная зона"

В этой публикации будет описано "непопулярное" врачебное мнение о работе "красных зон" по всей стране от лица человека, видевшего происходящее своими глазами. Скорее всего статью забанят, как "шок контент", но думаю время пришло. Пора поговорить об этом открыто. Если вы "нежный цветочек", то читать дальше можете только на свой страх и риск. Начало можно прочитать здесь 👇 Я не прото так начала эту часть дневника с дисклеймера. Повторюсь, что всё здесь написанное будет сугубо моим личным мнением, подкреплять которое доказательной базой я не стану и дочитав до конца, думаю, Вы поймёте почему. Если с примерными цифрами поступивших с коронавирусной инфекцией по данным моего госпиталя за 2020, 2021 года мы уже познакомились. То в этой части я хочу приоткрыть вам "завесу тайны" над ковидной летальностью. Давайте сразу расскажу историю о статистике из разряда "есть маленькая ложь, большая ложь и статистика": Какой из этих методов подсчета был самым точным - история умалчивает. Однако в статис
Оглавление

В этой публикации будет описано "непопулярное" врачебное мнение о работе "красных зон" по всей стране от лица человека, видевшего происходящее своими глазами. Скорее всего статью забанят, как "шок контент", но думаю время пришло. Пора поговорить об этом открыто. Если вы "нежный цветочек", то читать дальше можете только на свой страх и риск.

Начало можно прочитать здесь 👇

Я не прото так начала эту часть дневника с дисклеймера. Повторюсь, что всё здесь написанное будет сугубо моим личным мнением, подкреплять которое доказательной базой я не стану и дочитав до конца, думаю, Вы поймёте почему.

Летальность

Если с примерными цифрами поступивших с коронавирусной инфекцией по данным моего госпиталя за 2020, 2021 года мы уже познакомились. То в этой части я хочу приоткрыть вам "завесу тайны" над ковидной летальностью.

Давайте сразу расскажу историю о статистике из разряда "есть маленькая ложь, большая ложь и статистика":

  • Когда к концу года у нас попросили посчитать число умерших в госпитале и поручили это трем разным специалистам, то вышло три разные цифры❗ Я считала умерших по Федеральному Регистру ковидных больных в ЕГИСЗ, а туда попадали не все. Например лица с клиникой ковида, но с отрицательными результатами обследования методом ПЦР в системе учитывались как просто больные пневмониями. Кто-то считал и ковид-отрицательных умерших тоже, так как порой они поступали и на 10-14 день от начала болезни и могли уже не выделять вирус (Впрочем в таком случае велика вероятность того, что и умирали они не совсем от коронавируса), а кто-то и вовсе считал все смерти подряд, в том числе наступившие, например, от декомпенсации сердечной недостаточности или от инсульта на фоне положительного теста на ковид. А случилось бы это без присоединения инфекции или нет, остается только гадать.

Какой из этих методов подсчета был самым точным - история умалчивает. Однако в статистическую отчетность были включены мои данные и для большей объективности мы тоже будем опираться на них, но попрошу Вас держать в уме, что из всех трех результатов я получила наименьший.

Источник фото: stock.adobe.com
Источник фото: stock.adobe.com

Надеюсь я не слишком запутала читателя, порой без этих многословных уточнений просто не передать суть.

Информация по ковидному госпиталю за 2021 год.
Информация по ковидному госпиталю за 2021 год.

Только вдумайтесь в эти цифры, осенью 2021 года умирал каждый 5-й поступивший человек❗ В октябре, самом напряженном для нас месяце в среднем умирало по 5 человек в день❗

По 5 жизней В ДЕНЬ обрывалось из-за пандемии. Может в масштабах страны это "капля в море", но для нас это была трагедия.

Почему же всё было именно так?

Ещё в конце 2020 года главный врач всем известной больницы в Коммунарке в своём докладе обозначил это так 👇

скрин новостного сайта
скрин новостного сайта
Треть пациентов умирает в первые 72 часа пребывания в стационаре, остальные - в более поздние сроки. И если причинами ранней летальности чаще всего становятся гипоксия и тромбоэмболии, то главной причиной поздней - септические осложнения. Иными словами, большинство пациентов с коронавирусом умирает от сепсиса, устойчивого к антибиотикам.
Особенность пациентов с COVID-19 - быстрое формирование чрезвычайно опасных Супер-бактерий в их организме. Казалось бы, мы только открылись в марте, у нас новые стены, и не должно быть внутрибольничных штаммов. Однако за три месяца они появились во всех отделениях реанимации - и золотистый стафилококк, и пневмококк, и клебсиелла и прочие.

На этом канале мы уже многократно затрагивали тему антибиотикорезистентности, но видимо этого всегда будет недостаточно. Переводя всё вышесказанное в простые понятия можно сказать так: "более половины пациентов с ковид-19 умирали от внутрибольничной инфекции❗"

Но это вовсе не значит, что нужно с шашкой на голо мчаться линчевать врачей. Вы удивитесь, но их вины в этом практически нет. Не верите? Просто дочитайте до конца.

Дефицит дорогостоящих препаратов

В то время, когда я пришла в "красную зону" уже начали применять так называемые биопрепараты (всемозможные -имабы и -умабы, не будем вдаваться в подробности). Проблема была только в том, что стоили они десятки и сотни тысяч за флакон или шприц-тюбик. А значит, закупить его в достаточном количестве на всех 100% заболевших было нереально.

Здесь как раз следует вспомнить ту треть больных Коммунарки которые умирали в первые 72 часа, не смотря на терапию биопрепаратами в день поступления. У нас же данные препараты получали только пациенты реанимации.

Сложности в снабжении кислородом

Вторым фактором влиявшим на исход заболевания был кислород. Любые перебои с его поставками или утечки могли привести к печальным последствиям. У нас в этом плане проблем не было или мне доподлинно о них не известно, но пару раз в инфополе такое всплывало.

источник: www.donnews.ru
источник: www.donnews.ru

Из того, что мне известно, расстояние до "хранилища кислорода" тоже имело значение. Так например у нас давление в кислородной магистрали было не одинаково, ближайшая сторона госпиталя и её первые этажи снабжались лучше в силу объективных причин. С ростом высоты (этажа) и удалением от хранилища давление падало.

схема автора
схема автора

Поэтому в зеленой части у нас располагалась реанимация, а в дальнем краю 4го этажа пациенты, подготовленные на выписку. К сожалению расчетов никто не делал, всё это выявлялось уже на практике.

Имелись в виду потери давления в трубопроводе, в том числе кислородопроводе, связанные с его длиной. На падение давления в системе влияют разные параметры трубопровода, в том числе его протяжённость и внутренний диаметр.
Согласно инструкции ВСН 10-83/Минхимпром, есть следующие рекомендации по длине кислородопровода в зависимости от рабочего давления:
  • 30 м — при рабочем давлении в кислородопроводе не более 1,6 МПа;
  • 10 м — при давлении свыше 1,6 до 4,0 МПа;
  • 3 м — при давлении свыше 4,0 МПа.
Для расчёта потерь давления в системе трубопроводов специалисты проводят технический аудит, делают замеры, используют специальное программное обеспечение.

Дефицит кадров

А именно квалифицированных кадров. Я уже начала обозначать этот вопрос в конце прошлого дневника, сегодня же мы посмотрим на этот момент более пристально:

1) дефицит инфекционистов, ну это самое основное. У нас новую коронавирусную инфекцию лечили и травматологи и гинекологи и терапевты. На весь госпиталь в 250 коек настоящих инфекционистов было ровно 2! Ну и один пульмонолог. "Размазать их тонким слоем" по всем этажам было нереально. Да что уж говорить о прошедших 36-ти часовую подготовку, но всё же дипломированных врачах, если в самый пик для работы привлекались даже студенты медики. И так по всей стране.

Источник: www.mk.ru/social/
Источник: www.mk.ru/social/

2) дефицит врачей санитарно-противоэпидемической группы. Именно пандемия вновь показала острую необходимость в этих специалистах. (вспомните количество смертей от внутрибольничных штаммов). Правда как всегда до реализации проектов в том направлении Минздрав так и не дошёл за 5 лет. На момент описываемых событий подобный доктор на весь госпиталь был ровно 1. И не только на госпиталь, но и на остальные отделения и амбулаторно-поликлиническое подразделение. И это была я.

Источник: https://iz.ru/1347486/
Источник: https://iz.ru/1347486/

3) дефицит квалифицированных средних медицинских работников. К сожалению было и такое и удивляться тут нечему. Действительно опытные (способные проводить инвазивные манипуляции) медицинские сестры получаются если лет 10-20 постоянно отрабатывать навык. А в госпиталь в связи с острой нехваткой принимали не только таких. Оттого я часто наблюдала при обходах такую картину, что пациенту вне отделения реанимации, с хорошими венами ставили периферию* (периферический венозный катетер) и все процедуры по постановке и уходу за этим устройством выполняла одна и та же смена (1 раз в 3 дня), просто потому что остальные не умели.

4) дефицит кадров вообще. Здесь я имею ввиду, что у нас всегда госпиталь укомплектован по минималке, если положено на 20 коек, грубо говоря, 2 врача, 4 м/с и одна санитарка, то так и будет. И всё равно, что кто-то из персонала может заболеть, захотеть в отпуск и, главное, что на этих 20 койках практически постоянно находятся 30 человек. Младший персонал не успевал выполнять свои прямые обязанности, и судя по статистике так было везде, даже в Коммунарке. Иначе откуда эти проблемы с внутрибольничными штаммами, если бы всё вовремя дезинфицировалось, как бы происходила передача инфекции?

Дефицит персонала сказался не только на том, что некому было проводить процедуры, лечить и убираться. Некому было до определенной поры руководить и контролировать. Из-за этого и сверхзагруженности, персонал допускал ошибки.

Ошибки

Я не могу в этом пункте говорить за всю страну, но вполне могу привести пару примеров из своей практики.

Вспомните прошлый дневник, жаркое лето 2021 года, холодильники не справляются с жарой, измотанная процедурная сестра не успевает следить за этим, к тому же из строя выходит термоиндикатор на табло. Термометр внутри холодильника показывает +26оС. Но об этом пока никто не догадывается, остается ещё несколько минут до моего прихода.

Открываю вижу: Протафан (рекомендации по хранению- в защищенном от света месте при температуре 2-8 град.), Кламосар (рекомендации по хранению- в защищенном от света месте при температуре не выше +15град). Всё идёт в брак.

Или например, из-за ошибки своевременно не были закуплены инсулиновые шприцы и инсулин вводился по жизненным показаниям обычным 5-ти кубовым шприцом в лучшем случае. Если среди читателей есть сведущие в вопросе, они поймут почему это проблема. Для остальных поясню, что содержание инсулина в препарате бывает разным (40 ЕД или 100 ЕД в 1 мл) и верно набрать нужную дозу шприцем большого объема достаточно сложно, это раз. А также у этих шприцев разные иглы и при проведении манипуляции это тоже приходилось учитывать.

Все мы допускаем ошибки, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но та интенсивность труда, в которую были погружены медики вообще не давала шанса соблюсти все требования.

Вместо вывода:

Даже не знаю чем и закончить эту часть. Пандемия закончилась, но её последствия мы будем ощущать на себе ещё долго. Это из разряда такого, когда врач поработавший в красной зоне, как и ветеран, прошедший войну, никогда не скажет "можем повторить".

Мне же остается лишь надеяться, что люди, обремененные реальной властью что-то изменить в нашей отрасли, извлекут из этого уроки.

Спасибо, что остаетесь со мной, подписывайтесь на канал. Делитесь своими историями в комментариях и до новых встреч.