Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Конгениальный кошмар. Почему «Реликт» — это «Секретные материалы», но в мире музеев?

«Реликт» (1997) – это не только экранизация романа Дугласа Престона и Линкольна Чайлда, «Реликварий», а скорее свободная импровизация на тему, заданную культовым сериалом «Секретные материалы» (X-Files). Эта конгениальность, то есть созвучие, находит особенно яркое отражение в сравнении с 18-й серией 3-го сезона «Секретных материалов», «Обитель духов» (март 1996 года).

Хотя визуально и сюжетно «Реликт» отличается от эпизода, глубинное сходство проявляется в общей атмосфере мистического ужаса, сфокусированного на артефакте с потусторонними свойствами и его влиянии на человеческую психику и физиологию. Обе истории исследуют тему необъяснимых явлений, скрытых от глаз обывателей, и роль науки в противостоянии потустороннему.

Режиссер Питер Хайамс, известный по остросюжетным картинам «Соглядатай», «Разумное сомнение» и «Грянул гром», привносит в «Реликт» свой фирменный стиль напряженного саспенса. Он мастерски кует атмосферу нарастающего ужаса, используя не столько шокирующие визуальные эффекты, сколько психологическое напряжение и игривые с игрой света и тени.

Наблюдатель постоянно находится в состоянии неопределенности, на грани между рациональным объяснением и сверхъестественным вмешательством. Выбор места действия – Чикагский музей природы – не случаен. Музеи, как хранилища артефактов из разных эпох и культур, всегда служили богатой почвой для мистических историй. Они представляют собой своеобразный портал в прошлое, в котором могут скрываться как исторические тайны, так и потусторонние сущности.

В данном случае, музей становится не просто фоном, а активным «участником» событий, способствуя раскрытию тайны и одновременно усиливая чувство клаустрофобии и безысходности. Руководство музея, согласившись на съёмки, рассчитывало на рекламный эффект, но, вероятно, не представляло себе, насколько пугающим может стать результат. Этот несоответствие между ожиданиями и реальностью подчёркивает неожиданные последствия взаимодействия человека с неизвестным.

Кадр из фильма «Реликт» (1997)
Кадр из фильма «Реликт» (1997)

Отличия «Реликта» от первоисточника, романа «Реликварий», значительны. Хайамс существенно переработал сюжет, добавив новые элементы и углубив психологическую составляющую. Например, персонажи фильма более многогранны и противоречивы, их мотивация раскрывается более детально, чем в книге.

Кадр из фильма «Реликт» (1997)
Кадр из фильма «Реликт» (1997)

Эта свобода трактовки позволила Хайамсу создать более динамичный и драматичный сюжет, сосредоточенный на внутренней борьбе героев и их постепенном погружении в мир сверхъестественного. Лента также ставит более широкие вопросы, касающиеся человеческой природы, веры и страха перед неизвестным.

Кадр из фильма «Реликт» (1997)
Кадр из фильма «Реликт» (1997)

Интересно, что «Реликт», несмотря на свою очевидную связь с «Секретными материалами», не использует типичные для сериала тропы. Нет классического дуэта агентов Малдера и Скалли, раскрывающих заговор правительственных организаций. Вместо этого, зритель погружается в атмосферу мистического триллера, сосредоточенного на личной драме героев и их борьбе за выживание. Однако, таинственный артефакт, загадочные ритуалы и навязчивое чувство присутствия неизведанного создают атмосферу, очень близкую к духу ранних сезонов «Секретных материалов».

Кадр из фильма «Реликт» (1997)
Кадр из фильма «Реликт» (1997)

Этот баланс между классическими элементами хоррора и мистическим саспенсом делает «Реликт» уникальным и запоминающимся фильмом. Более того, картина не просто использует музей как место действия, но делает его инструментом ужаса, играя на наших природных страхах перед тем, что скрыто за стенами хранителей истории и культуры..