Утилизационный сбор в последние два года остаётся одной из самых обсуждаемых тем на авторынке. И это неудивительно – постановления правительства РФ по этой теме происходят не просто слишком часто, но и еще несут с собой кардинальные изменения то стоимости, то логики.
А еще появление каждого нового проекта постановления рождает множество мифов, слухов и просто нереальных выдумок на этот счет. Обычно это происходит до момента публикации новых правил и может продолжаться еще достаточно долго, пока на всех уровнях не разберутся с тем, что же именно написано и как именно это надо исполнять.
В этой статье мы разберём новую формулу расчёта утильсбора из проекта постановления правительства РФ (https://t.me/protradein/10934), которое предположительно должно вступить в силу 1 мая 2025 года. Спойлер – расскажу и покажу много такого, что большинство журналистов и исследователей проекта проигнорировали. Игнор – искажение реальности и об этом тоже скажу.
1. Что такое утилизационный сбор и его значение для бюджета
Давайте начнем с азов, о которых уже в предыдущих своих материалах я говорил. Нужно знать, что утилизационный сбор это неналоговый доход федерального бюджета РФ. Базовая формула расчета «утиля» для легковых автомобилей состоит из двух показателей - один постоянный, второй переменный.
Постоянный показатель или базовая ставка – 20 000 рублей.
Переменный показатель – коэффициент, которые меняется в зависимости от объема двигателя автомобиля. Более подробно можно посмотреть в специально разработанной таблице: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1GNr0S2odl8C397nyUFPb3uNlxxG1spU_FzNMTW9ErAM/edit?usp=sharing
Базовый или единый утилизационный сбор, который в актуальных формулах сокращенно называется «УСед», рассчитывается умножением базовой ставки на коэффициент. Так мы получаем сумму, которую нужно было уплатить в качестве утилизационного сбора за автомобиль до 01.04.2024 года.
Для бюджета РФ утилизационный сбор имеет весомое значение, в 2024 году он принёс около 1,1 трлн рублей. Из них 669 млрд рублей за ввезённые автомобили и 417 млрд рублей за автомобили, произведённые в России. Еще важно отметить, что за ввезённые автомобили утильсбор уплачивается сразу, а за произведённые в стране - с отсрочкой до конца года. Это создает существенную разницу базовых условий для плательщиков
2. Новые формулы расчёта: в чём отличие и как это работает
Давайте начнем с самой новой формулы расчета, которая может начать действовать уже с 1 мая 2025 года. Выглядит она следующим образом: УСед + (Рс – Cз) * 0,5.
Поясню каждый элемент: УСед - стандартный утильсбор по таблицам; Рс - стоимость автомобиля из перечня Минпромторга; Сз - сумма затрат покупателя до уплаты утильсбора; 0,5 – это Кп или поправочный коэффициент. И сразу упомяну одно очень важное уточнение. Если разница (Рс – Сз) отрицательная, она принимается за 0, и утильсбор остаётся базовым. Именно так прописано в проекте постановления.
Давайте посчитаем на примере одного автомобиля из Республики Кыргызстан, ведь именно оттуда к нам ввезли наибольшее количество новых автомобилей до 1 апреля прошлого года.
Пусть это будет хит продаж Geely Monjaro. Смотрим стоимость автомобиля в РК и находим что цена находится на уровне примерно 30 тысяч $, значит купить мы его сможем предположительно за 2,585 млн рублей (использован курс 86,19).
Это часть показателя «Сз» из формулы, если в вашем договоре купли-продажи будет указана именно эта стоимость. Другими составляющими этого показателя могут стать все ваши расходы на приобретение автомобиля до уплаты вами утилизационного сбора в России. Пока что их в расчет брать не будем.
Теперь берем перечень Минпромторга, чтобы найти там наш новый автомобиль и посмотреть какую стоимость нам надо использовать в качестве показателя «Рс». Свежий перечь был опубликован министерством 8 апреля 2025 года (https://t.me/protradein/11101).
Тут можно уточнить, что если наш Monjaro из Китая, то называется он чуточку иначе - Geely Xingyue L. Находим эту модель, его стоимость 2,189 млн рублей. Стандартный утильсбор для нашего автомобиля составляет 667 400 рублей в этом году. Нужные элементы есть, теперь подставляем их в формулу.
УСед + (Рс – Cз) * 0,5 = 667 400 + (2,189 млн – 2, 585 млн) * 0,5 = 667 400 рублей
Теперь давайте вспомним формулу, которая является актуальной и действует с апреля 2024 года. Именно она поставила крест на масштабном ввозе автомобилей из стран-участников ЕАЭС. Вот она: УСед + Ктп + Кндс + Ка.
Здесь «К» с разными подписями: тп – таможенная пошлина; ндс – НДС; а – акцизный сбор. Под «К» понимается разница между расчетными платежами в РФ и оплаченными в стране ЕАЭС. Стоимость автомобиля в стране ЕАЭС берется из таможенной декларации, а в РФ из того самого перечня Минпромторга.
Теперь давайте снова посчитаем наш Geely Xingyue L. Цена от Минпромторга: 2,189 млн рублей, по курсу это примерно 25,4 тысяч $. В таможенной декларации в РК обычно было указано 15 тысяч $, пересчитываем в рубли по тому же курсу и получаем 1,293 млн рублей.
Не буду раскладывать все расчеты по шагам, скажу только, что пересчитал эти варианты по таможенному калькулятору и получил разницу для доплаты в 400 тысяч рублей. Таким образом утилизационный сбор для нашего автомобиля с 1 апреля составляет 1,067 млн рублей (667 тыс + 400 тыс).
Вывод из сравнения двух формул – по актуальной формуле сумма утилизационного сбора на 400 тысяч рублей выше, чем по формуле, которая может вступить в силу с 1 мая 2025 года.
Но это не всё. В проекте постановления есть еще одна формула, которая относится к тем автомобилям, которых нет в перечне Минпромторга. Она действительно страшная и очень простая.
Вот: УСед * 3. Тут «Кп» равен 3, а не 0,5. Рекомендация, чтобы не попасть на такую формулу, сперва изучите перечень Министерства и найдите там свой будущий автомобиль. Не нашли, не покупайте, если не готовы уплатить утильсбор по этой формуле.
3. Мифы и реальность: что пишут в СМИ и рассказывают блогеры
Теперь давайте посмотрим, что можно услышать на тему нового утилизационного сбора в информационном пространстве.
Цитата: «Новый порядок начисления утильсбора для автомобилей из стран ЕАЭС будет учитывать затраты покупателей, что сделает невыгодными серые схемы растаможки в Белоруссии и Киргизии».
Затраты покупателей из цитаты - это Сз в формуле. Вспоминаем новую еще не утвержденную формулу УСед + (Рс – Cз) * 0,5. Налицо факт, что затраты снижают, а не повышают утильсбор. Почему же снижение утильсбора должно сделать невыгодными схемы растаможки в Белоруссии и Киргизии? Непонятно. Как и то, почему эти схемы названы «серыми».
Цитата: «Данные о расходах должны сверяться с перечнем цен от Минпромторга и если затраты не совпадают, то владельца обяжут компенсировать разницу».
Снова смотрим на формулу в проекте. По ней же понятно, что надо взять цену из перечня Министерства, вычесть из нее свои подтвержденные расходы до уплаты утильсбора и умножить это на поправочный коэффициент. Но ведь это совсем не то же самое, что в цитате.
Цитата «При отсутствии документов сумма утильсбора будет максимальной и превысит 60% от средней стоимости машины, следует из новой формулы расчета этого платежа».
На самом деле имеется вторая версия формулы, где действительно утильсбор умножается на 3 и это заметно удорожает и утильсбор и сам автомобиль. Но только речь там идет не об отсутствии документов, а об отсутствии модели в перечне Минпромторга. Понимаете разницу?
Возможно и другое толкование цитаты. Если речь идет действительно об отсутствии документов, подтверждающих сумму затрат на покупку, то правда можно попасть на деньги. Но только насколько это вообще серьезно, купить автомобиль в Кыргызстане или Беларуси без документов?
Разбор СМИ на этом завершаем, кейсов подобных очень много, никакой бумаги на них не хватит.
4. Важное: какая еще имеется информация, которую упускают из вида
Теперь давайте зайдем на сайт правительства РФ и посмотрим, как Министерство объясняет причины своей инициативы. Всё же и так было хорошо, зачем еще что-то изобретать и усложнять.
К проекту постановления имеется Пояснительная записка (https://t.me/protradein/11028), ее мы внимательно и прочитаем.
Цитата: «…разработан в целях устранения ограничений при уплате утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых с территорий государств-членов ЕАЭС».
Цитата: «Проектом постановления предусматривается изменение порядка расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых с территорий государств-членов ЕАЭС, что позволит исключить препятствия во взаимной торговле на внутреннем рынке Евразийского экономического союза.
Положения проекта постановления соответствуют положениям Договора
о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации».
Из пояснительной записки можно сделать вывод-предположение. Экономическая комиссия ЕАЭС продавила приведение утилизационного сбора в России в соответствие с документами и договорами об экономическом сотрудничестве между странами участниками этого союза. А это может означать, что речь в проекте Постановления идет именно о смягчении, а не о закручивании гаек.
Еще один важный момент разберем. Не все модели и модификации имеются в перечне Минпромторга и нередко люди сталкиваются с тем, что не знают, что делать в такой ситуации. Интернет пестрит рекомендациями обратиться или в Министерство или в Таможенную службу. Но увы, это рекомендации, вводящие в заблуждение.
Открываем проект постановления и читаем. Цитата: «Перечень формируется на основании следующих условий отбора информации: транспортные средства оформлены с применением декларации на товары, выпущенной таможенными органами Российской Федерации в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления».
Что это означает? Тут нет многообразия выводов он один - обращайтесь куда хотите, но пока через российскую Таможню не пройдут аналогичные автомобили и не будет определена их корректная стоимость, они не попадут в перечень цен от Минпромторга.
И еще один очень важный и интересный момент. Исследователи проекта стали считать подержанные автомобили, а не новые. И конечно же именно на таких расчетах можно найти реальное удорожание. Но ведь и тут есть один огромный нюанс. Смотрим снова документ.
Одна цитата: «…на основании информации о марке, модели, средней стоимости и возраста автомобилей». И еще одна цитата: «Информация о марке, модели и средней стоимости группируется по дате производства транспортного средства (до трех лет, от трех до пяти лет, свыше пяти лет)».
Обратите внимание, что в этих цитатах есть упоминание о возрасте автомобиля и даже более того указана группировка по дате производства. А теперь давайте откроем актуальный перечень Минпромторга и попробуем там найти данные о годе выпуска представленных моделей.
Внимание - в нем нет года выпуска и в нем нет группировки автомобилей по возрасту до трех лет, от трех до пяти, старше пяти. А если такой группировки нет, то как посчитать размер утильсбора для автомобилей с пробегом? Никак до тех пор, пока не появится новый перечень, где такая группировка будет использована.
5. Нюансы: что вызывает сомнение
Будет неправдой, если я скажу, что в своем трактовании документов я уверен на 100%. У меня конечно же есть сомнения. Давайте поделюсь пожалуй самым важным из них.
Цитата: «Документы и сведения, используемые для подтверждения заявленной стоимости, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации». Тут всё понятно и логично, но следующая конструкция вызывает сомнение.
Цитата: «Для целей подтверждения суммы затрат плательщика (Сз) представляются: договора купли-продажи; счета-фактуры (инвойсы), спецификации (при наличии); декларации на товары или пассажирские таможенные декларации, выпущенные таможенными органами государств-членов Евразийского экономического союза; отгрузочные (упаковочные) листы, транспортные накладные, данные бухгалтерского, налогового учета; отчеты о денежных переводах; сертификат о происхождении товара (в отношении транспортных средств, произведенных на территории государств-членов ЕАЭС); иные документы при наличии».
Посмотрите сами. Это список обязательных документов? Так ли выглядит список обязательных документов? Моё мнение – это необязательный, а возможный набор документов, которые могут подтвердить ваши затраты на приобретение автомобиля.
И конечно определяющим будет то, какие именно документы будут принимать к подтверждению расчета утилизационного сбора.
Что еще не так с проектом нового утильсбора и вызывает множество разговоров? Большинство не верят в вероятность послабления. Ни люди, не раз участвовавшие в процессе, ни сами таможенники. И это логично – с чего бы вдруг такая манна небесная. Опыт показывает другое.
Людей понять несложно. И таможенников тоже – никто ж не думает, что тот самый таможенник, к которому каждый из нас обратился за пояснениями, внимательно и с пристрастием изучил проект. Да и за ошибками ходить далеко не надо. Вспомните 306 тысяч и 300 тысяч 600. Вспомните гибриды. И станет понятно, что Таможня тоже ошибается в толкованиях.
Я же просто взял документы к проекту постановления и внимательно их прочитал много раз, постарался понять суть и поделился этим с вами.
Выводы
1. На конкретном автомобиле мне не удалось найти удорожания, если толковать текст проекта дословно.
2. При сравнении формулы от 1 апреля 2024 года и проекта формулы от 1 мая 2025 года видно, что канал ввоза автомобилей из стран ЕАЭС может вновь заработать.
3. Нет смысла пытаться считать автомобиль с пробегом, то есть старше трех лет, по новым формулам, используя старый перечень Минпромторга. Он для них не предусмотрен.
4. Если автомобиля нет в перечне Министерства, знайте - он там появится только после того, как достаточное количество именно таких автомобилей пройдет через российскую таможню.
5. Проект новой формулы родился не как продукт закручивания гаек, а как инструмент возвращения к выполнению экономических обязательств по договорам между странами-членами ЕАЭС.
И главное, сомневаетесь - открывайте документ и читайте сами. Ну а как всё будет работать на самом деле мы узнаем только тогда, когда увидим финальный документ Постановления и получим разъяснения от государственных служб.