Найти в Дзене

Занимательная ер-унда

Друзья! Помните, как мы обсуждали приключения «ятя» и его непростую судьбу? Так вот, сегодня у нас на повестке дня еще один герой забытой азбуки, буква, которая, казалось, отчаянно хотела остаться в строю, но ее все-таки отправили на заслуженный (или не очень) покой. Или не отправили? Встречайте! Эпатажный «ер», он же «твёрдый знак», он же тот самый «ъ» из слова «подъезд»! Этот товарищ, созданный еще в IX веке Кириллом и Мефодием, в старославянском гордо именовался одним из 11 гласных звуков. Звучит необычно, правда? Но, как это часто бывает, слава оказалась недолгой. Или, все-таки, долгой? Тут есть нюансы… Дело в том, что ер — это не просто буква, а целая лингвистическая философия! Судите сами: она обозначала в кириллице и глаголице лабиализованный сверхкраткий (редуцированный) гласный среднего подъёма непереднего образования (вроде очень краткого «о»). Если вы что-то поняли, мы вами гордимся! А если нет, не расстраивайтесь, мы тоже не особо. До изобретения пробела (гениальная штука,

Друзья! Помните, как мы обсуждали приключения «ятя» и его непростую судьбу? Так вот, сегодня у нас на повестке дня еще один герой забытой азбуки, буква, которая, казалось, отчаянно хотела остаться в строю, но ее все-таки отправили на заслуженный (или не очень) покой. Или не отправили? Встречайте! Эпатажный «ер», он же «твёрдый знак», он же тот самый «ъ» из слова «подъезд»!

Этот товарищ, созданный еще в IX веке Кириллом и Мефодием, в старославянском гордо именовался одним из 11 гласных звуков. Звучит необычно, правда? Но, как это часто бывает, слава оказалась недолгой. Или, все-таки, долгой? Тут есть нюансы…

Дело в том, что ер — это не просто буква, а целая лингвистическая философия! Судите сами: она обозначала в кириллице и глаголице лабиализованный сверхкраткий (редуцированный) гласный среднего подъёма непереднего образования (вроде очень краткого «о»). Если вы что-то поняли, мы вами гордимся! А если нет, не расстраивайтесь, мы тоже не особо.

До изобретения пробела (гениальная штука, правда? Кто бы мог подумать, что пустая клеточка может так упростить жизнь) «ъ» выполнял его роль! Тексты писали сплошняком, и чтобы хоть как-то отделить слова друг от друга, вставляли «ъ». Представляете, как мучились бедные переписчики?

А еще «ъ» был маркером мужского рода. «Дворъ», «приехалъ» — если слово принадлежит представителю сильного пола, то «ъ» гордо красовался в конце! Прямо как членство в элитном клубе. Сразу видно, кто тут главный.

Кстати, про «главных». Ломоносов, этот бунтарь и реформатор XVIII века, уже тогда, глядя на эту букву, задумчиво тер подбородок и предлагал от нее избавиться. Не нравилась она ему. Он писал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо». И ведь не поспоришь.

Также стоит отметить, что по церковнославянским канонам в конце должно быть что-то гласное. Вот и ставили «ъ». Представляете, сколько бумаги и чернил извели зря? И сколько деревьев полегло ради этой буквы-паразита!

И вот, наконец, забрезжил свет в конце тоннеля! 10 октября 1918 года вышел декрет «О введении новой орфографии». Революция, новая власть, новая жизнь! И «ъ» с треском отправили в заслуженную (или не очень) отставку. Буква, казалось бы, канула в Лету… Но не тут-то было!

Ряд издателей, консерваторы до мозга костей, проигнорировали реформу 1918 года и продолжали использовать «ять», «ижицу», а также «ер» в окончаниях. Видимо, рука не поднималась расстаться с этой грамматической «красотой». Ну не могли они так просто взять и забыть всё, чему их учили в гимназии! Поэтому декретом ВСНХ от 4 ноября 1918 года было предписано изъять удаленные из алфавита литеры (а также ъ) из всех издательств. Началась настоящая борьба не на жизнь, а на смерть — за грамотность и против консервативных пережитков!

Эта битва за чистоту языка привела к неожиданным последствиям. На протяжении следующих лет вместо разделительного «ъ» на печати ставился апостроф. Представляете, апостроф вместо «ъ»? Какая дикость! Это, как если бы вместо вилки начали использовать ложку! В 1928 году Наркомпрос, видя весь этот языковой беспредел, признал такое использование апострофа некорректным, и «ъ» триумфально начал возвращаться.

И вот он, «ъ», снова с нами! Живее всех живых. Буква, пережившая царскую Россию, революцию и несколько реформ, все еще гордо красуется в нашем алфавите. И, кажется, никуда уходить не собирается.

Ну что, друзья, надеемся, мы вас немного развлекли. Если вам совсем нечем заняться, подписывайтесь на наш канал, мы будем рады видеть вас в числе наших дорогих подписчиков. До новых встреч!