Вероника Павловна устроилась на работу в ООО «Ромашка» в качестве руководителя отдела. Заработная плата делилась на две части: оклад 20 тысяч рублей, надбавка и районный коэффициент, и вторая часть в беленьком конвертике. В целом в месяц выходило 150 тысяч рублей.
Работала Вероника Павловна с удовольствием, зарплата ее устраивала, работа была не очень уж напряженная, спокойная. И тут поменялось руководство.
- Никаких конвертов больше не будет. Предприятие не настолько в хорошем состоянии, чтобы платить налево и направо большие деньги. Отдел рекламы вообще не нужен, достаточно одного специалиста, а не кучу народа с начальником во главе. Все равно там один и работает толком.
- Но ведь их брали на другую зарплату, мы им наличкой доплачивали.
- Премировали, а теперь не можем. И вообще, в эти игры мы больше не играем.
- Они уволятся.
- Вот и отлично, - согласилось новое руководство. – А тем, кто будет работать, зарплату будем приводить в соответствие и платить как положено, безо всяких конвертов. А вот этому списку – без всяких доплат, платим только тот оклад, что предусмотрен в трудовом договоре.
Вероника Павловна слышала, что шепчутся сотрудники, но внимания не обращала:
- Все заплатят, куда они денутся.
Она села на свое рабочее место, вскипятила чайник, налила кофе со сливками, достала из сумочки контейнер с бутербродами.
- Завтрак – наше всё, - смеялась она.
Затем почитала новости в интернете в телефоне. За час до обеда вспомнила:
- Девочки, что у нас с рекламой?
- Ленка делает, - отозвалась Марина, что-то просматривая в телефоне.
- А ты?
- Я не делаю, я заявление на увольнение написала. Говорят, платить будут только то, что в договоре написано. За такие копейки работать я не буду.
Лена оторвалась от компьютера:
- Да ты и до этого не работала. Вечно в телефоне сидишь.
- Ой, а ты прямо уработалась.
- Да, я уработалась. Зарплату платят тебе и мне одинаково, а работаю я одна.
- Девочки, не ссорьтесь, - остановила их Вероника Павловна.
Она встала, ее позвали в отдел кадров.
- Наверное, будут договор на большую сумму переподписывать, - думала Вероника Павловна. – А то вон – юристу переподписали, и еще кое-кому.
Но ей предложили уволиться, сказав, что отдел им не нужен.
Вероника Павловна обиделась:
-Я не уйду, а платить вы мне будете все, что положено.
За следующий месяц она получила ровно то, что положено по трудовому договору, что за вычетом налогов составило 27 968,64 руб.
Вероника Павловна пошла к руководству:
- А где остальная часть зарплаты? Где мой конверт?
- У нас все работает «в белую», никаких конвертов. Сколько подписано в договоре, столько и получаете.
- Так переподпишите договор.
- Нас устраивает этот. И мы приостанавливаем работу отдела, освобождаем вас от работы, а средний заработок платим, пока вы не найдете себе работу.
Вероника Павловна оскорбилась и пошла в суд:
- Прошу взыскать с ООО «Ромашка» невыплаченную заработную плату и иные выплаты (отпускные) за период с августа 2023 г. по январь 2024 г. в сумме 617 849,83 рублей, компенсацию за задержку заработной платы за каждый день просрочки, в размере 164 354,84 рублей, компенсацию за задержку отпускных, в размере 18 955,07 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, судебные расходы.
Представитель ООО «Ромашка» возражал:
- Мы ей все выплатили
- А, забыла, еще пусть все страховые взносы оплатят: в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования исходя из реального заработка в размере 150 000 рублей ежемесячно;
- У вас размер зарплаты указан в трудовом договоре, задолженности нет, все платится своевременно и в полном объеме. Вот расчеты.
- Обяжите их заключить со мной дополнительное соглашение к трудовому договору с зарплатой в 150 тысяч рублей.
В суд она привела четырёх таких же уволенных, которые свидетельствовали:
- 150 тысяч рублей платили Веронике Павловне.
- Вы лично видели?
- Она сама говорила.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, взыскав деньги и обязав оплатить страховые взносы на недоначисленную заработную плату.
ООО «Ромашка» это решение обжаловало:
- Да мало ли кто и что говорит. Завтра еще пятеро придут, и скажут, что Вероника Павловна получала по пятьсот тысяч. И что? Мы должны будем ей это выплатить, да еще и взносы отчислять? Обманывают они. Может, точечно прошлое руководство и поощряло Веронику Павловну, но нам это неизвестно, это их личные отношения.
- Ва на что это намекаете? – вспыхнула женщина.
- Ни на что, - сделал честные глаза юрист.
Суд документы изучил, да в иске Веронике Павловне отказал:
…суд апелляционной инстанции указал, что сам по себе факт выплаты работодателем в определенный период дополнительных сумм вознаграждения за труд, не является основанием для взыскания таких сумм в спорный период. Истцу принадлежит право требования той заработной платы, которая предусмотрена подписанным сторонами трудовым договором, что не противоречит положениям статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем даже при установлении факта выплаты сумм сверх установленных трудовым договором, это не влечет за собой взыскание таких сумм в качестве оплаты труда работника.
- А показания свидетелей не являются допустимыми при установлении размера заработной платы.
….поскольку размер заработной платы показаниями свидетелей не может быть подтвержден, относимыми доказательствами являются только письменные доказательства.
Вероника Павловна расстроилась. Она уже отпраздновала победу, мысленно получила деньги, даже распланировала, куда потратить, а тут прилетела такая «птица Обломинго».
Она отправила жалобу в кассационный суд:
- Верните решение суда первой инстанции, меня все устраивало.
Но суд ей в этом отказал, оставив жалобу без удовлетворения.
*имена взяты произвольно, совпадения событий случайно. Юридическая часть взята из: