15 апреля 1886 г. родился Николай Степанович Гумилев — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, критик, путешественник, африканист, участник Первой мировой, на которую ушел добровольцем, кавалер двух орденов Святого Георгия (24 декабря 1914 года и 5 января 1915 года), муж Анны Ахматовой, отец Льва Гумилева. Расстрелян 26 августа 1921 года за участие в контрреволюционном заговоре. Ему было 35. Реабилитирован 30 сентября 1991 года.
К 1914 году Николай Гумилев уже был вполне состоявшимся поэтом, за его спиной путешествия в Африку, журнал «Аполлон», сложившееся литературное направление — акмеизм, «Цех поэтов». И вдруг — война. Гумилев ушел на войну добровольцем, чуть ли не единственным из своей среды. Прошел всю войну. И не просто остался поэтом, но, по словам А. Ахматовой, с военными годами в жизни и творчестве Гумилёва закончился «период эстетства» и начался «период «русских» стихов — период, когда он полюбил Россию, говоря о ней как француз о старой Франции. Это — стихи «от жизни», пребывание на войне дало Николаю Степановичу понимание России — Руси. Зачатки такого «русского» Гумилёва... военные стихи «Колчана», в которых сквозит одна сторона только — православие...».
Сборник стихов Гумилева «Колчан» вышел в 1916 году. Название символично: колчан — это оружие, атрибут воина, а в древнегреческой мифологии колчан с золотыми стрелами принадлежал Аполлону — богу искусств и покровителю муз.
Стихотворение «Война» — второе в сборнике «Колчан» (1916).
Война
М.М. Чичагову
Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.
А «ура» вдали — как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это — мирное селенье
В самый благостный из вечеров.
И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих,
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.
Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.
Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!»
1914 г.
Отметим ключевые моменты стихотворения.
1. Стихотворение посвящено поручику Михаилу Михайловичу Чичагову — командиру взвода, в котором служил Гумилев. Сохранился экземпляр с дарственной надписью автора: «Многоуважаемому Михаилу Михайловичу Чичагову от искренне его любящего и благодарного ему младшего унтер-офицера его взвода Н. Гумилева в память веселых разъездов и боев. 27 декабря 1915 г. Петроград». За разведку в ночь с 20 на 21 ноября Гумилев получил первый Георгиевский крест.
Посвящая стихотворение своему командиру, Гумилев осознанно говорит с тем, кто его поймет.
2. В стихотворении 6 строф. Композиционно его можно разделить на три части:
1) описание быта войны (первые две строфы) — звуковые образы;
2) осмысление, сакрализация войны (3–5 строфы) — сравнение с трудом жнецов и молитвой;
3) обращение к Богу (7 строфа) — просьба о благословении и милосердии.
3. Первые две строфы построены на звуковых образах: тявкает пулемет, как собака, жужжат, как пчелы, шрапнели, ура вдали, как пенье жнецов. Может, показаться, что это мирные звуки. Но нет. Это звуки войны, за которыми особый урожай — урожай смерти: пчелы собирают ярко-красный мед. Метафоры, уточняются сравнениями: тявкает пулемет, как собака на цепи тяжелой. Это не просто звук пулемета, но тявканье. Тяжелая цепь привязывает пулемет, пулемет вроде бы защищает, но... жужжат шрапнели, словно пчелы, Собирая ярко-красный мед. Этот мёд — кровь. Пчёлы — это символ Персефоны, они связаны с циклом возрождения после смерти. Но в стихотворении явно не античная символика. Образ жнецов перекликается с самой главной жницей — смертью, которую традиционно изображают с косой. А в последующих строфах возникает совсем не античная символика, а христианская — серафимы, обращение к Господу.
Далее поэт изображает войну как священное действо, сравнивая её с крестьянским трудом — трудом землепашца и жнеца. В русском языке орать — возделывать поле и бранить (как брань, поле брани). Поэт ощущает глубинное родство между делом воина и землепашца — нечто древнее, исконное.
4. В третьей — пятой строфах образ воина в сравнении с крестьянином развертывается:
Тружеников,медленно идущих,
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.
В пятой строфе возникает образ свечи:
Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.
Можно предположить, что так реализуется метафора «молитвенного горения».
5. В последней строфе — обращение к Богу, просьба о благословении и милосердии.
Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!»
6. Основная идея — представление войны как подвига, освящённого Богом, но не чуждого милосердия к побеждённым.
Мы понимаем, что речь идет не просто о войне, а о войне на родной земле, о защите родной земли. И именно в этом контексте дело войны предстает священным, благословенным Богом трудом во благо православной веры и Отечества.
* * *
Делитесь своими впечатлениями о стихотворении.