Найти в Дзене
Дас Гельд

Художник Артур Кампф и его проекты. Веймар

Художник и рисовальщик Артур Кампф был до 1945 года самым выдающимся немецким художником, создавшим эскизы для немецких бумажных денег. И это не только по конкретному случаю, но и последовательно с конца XIX-го века до 1920-х годов. В соответствии с отклонёнными проектами 5 марок Имперского казначейства и 100 марок Рейхсбанка 1900 года, два его шаблона для банкнот Рейхсбанка на 20 и 50 марок были одобрены в 1914 году. Банкнота Рейхсбанка в 20 марок с датой 4 ноября 1915 года выпускалась с 19 декабря 1916 года, но банкнота номиналом 50 марок пока не выпускалась. Только после окончания Первой мировой войны вернулись к выпуску банкноты номиналом 50 марок, но с изменённым дизайном. После того как к концу лета 1918 года количество наличных денег сократилось, дирекция Рейхсбанка решила выпустить вспомогательную банкноту с датой выпуска 20 октября 1918 года. Он был разработан в чисто графической форме, без использования всех сложных защитных функций, присущих предыдущим узлам Рейхсбанка. По э

Художник и рисовальщик Артур Кампф был до 1945 года самым выдающимся немецким художником, создавшим эскизы для немецких бумажных денег. И это не только по конкретному случаю, но и последовательно с конца XIX-го века до 1920-х годов.

В соответствии с отклонёнными проектами 5 марок Имперского казначейства и 100 марок Рейхсбанка 1900 года, два его шаблона для банкнот Рейхсбанка на 20 и 50 марок были одобрены в 1914 году.

Банкнота Рейхсбанка в 20 марок с датой 4 ноября 1915 года выпускалась с 19 декабря 1916 года, но банкнота номиналом 50 марок пока не выпускалась.

Только после окончания Первой мировой войны вернулись к выпуску банкноты номиналом 50 марок, но с изменённым дизайном. После того как к концу лета 1918 года количество наличных денег сократилось, дирекция Рейхсбанка решила выпустить вспомогательную банкноту с датой выпуска 20 октября 1918 года. Он был разработан в чисто графической форме, без использования всех сложных защитных функций, присущих предыдущим узлам Рейхсбанка. По этой причине эта вспомогательная банкнота должна находиться в обращении только в течение короткого периода времени. В народе её также называли "траурной купюрой" или "объявлением о смерти" из-за её дизайна. Подделки появились вскоре после выпуска. За ними последовали ещё две вспомогательные банкноты от 30 ноября 1918 года ("Яичная купюра" или "Рамочная купюра") и 24 июня 1919 года, но они также часто подделывались. Дирекция Рейхсбанка сочла достаточной только одну банкноту с гравировкой на меди с фигурными изображениями и прибегла к банкноте, утвержденной в 1914 году по проекту Артура Кампфа.

Рейхсканцлеру были представлены два образца печати с пометкой, что дизайн был признан особенно удачным и хорошо защищён от подделки в виде медной печатной банкноты. Однако канцелярия, вместо того чтобы вручить банкноту канцлеру, как надеялся Директорат Рейхсбанка, передала образцы печати министру по защите искусства Эдвину Редслобу. Его должность эксперта по искусству и ответственного за художественные произведения империи была создана незадолго до этого.

В своём официальном ответе от 30 марта 1920 года проект был отклонён, поскольку общественность не могла понять, что в настоящее время в обращении находится банкнота, "которая ничем не отличается от предыдущих банкнот". Следует отметить, что момент, когда нота была представлена рейхсканцлеру, был более чем неблагоприятным. Во время путча Люттвица-Каппа, направленного реакционными силами против новой республики с 13 по 17 марта 1920 года, проект 15 марта попал в распоряжение Рейхсканцелярии. Была использована банкнота, напоминающая рейхсбанкноту в 20 марок 1915 года, также разработанную Артуром Кампфом, напоминающая и носящая почерк старой империи. Новое начало так и не было достигнуто. Соответственно, комментарий Редслоба был циничным. Из Штутгарта он написал Отто Бауру, занимавшему этот пост, что категорически отвергает эту идею. Такое оформление было возможно только в том случае, если "на одной стороне были изображения Каппа и Люттвица".

Живые политики и главы государств, не говоря уже о путчистах, до сих пор не попали на немецкие банкноты.

В ответ на его отказ министерство по защите искусства должно была назначить альтернативных художников, которые могли бы представить подходящие с художественной и технической точки зрения проекты денежных знаков. Что при этом понималось под "художественно и технически подходящим", Редслоб описал в своём письме от 6 октября 1920 года художнику Герману Тиберту:

"Вы должны были бы доказать имперской типографии, что вы вполне способны выдержать конкуренцию на 20 марок, которые Артур Кампф снабдил заголовком "День и ночь". Эта купюра является идеальной для Рейхсбанка. До сих пор все подделки проваливались. Распределение, учитывающее складывание, также благоприятно, потому что изображение центральной фигуры не может быть перегнуто“.

Кроме того, Редлоб упомянул, что он надеется, что Тиберт сможет представить контраргумент к этой купюре в 20 марок. Он приложил бы к своему письму одну из этих купюр, но получил её с трудом, так как именно эти двадцатки были особенно популярны у публики из-за их надёжности.

Популярность также проявилась в том, что мотив рабочего появлялся на банкнотах экстренного выпуска. В 1923 году город Дюрен использовал это изображение в одном из вариантов для купона на 20 триллионов марок. Теперь рабочий берёт на плечи кувалду, на заднем плане - шестерня и дымящиеся трубы. Точно такое же изображение можно увидеть на банкнотах разного достоинства "Отель и кафетерий Кайзерхофа" в Мюнстере, теперь рабочий на фоне восхода солнца, но с молотом на плече. Исходя из стилистических особенностей, можно предположить, что Артур Кампф не разрабатывал оба варианта.

Эдвин Редслоб хотел положить начало новой традиции в области бумажных денег, которая должна была стать символом новой, республиканской и демократической Германии. Разрыв со старой Империей должен быть выражен и стилистически. Тиберт и другие художники должны были придать камфарной купюре номиналом 20 марок современный дизайн. Как оказалось, это было нелегкое дело.

После того, как все проекты художников, предложенные министру по защите искусства, были отклонены как неподходящие, давление усилилось. Рейхсбанк жаловался, что из-за большого количества подделок он теряет миллионы именно из-за невыпуска купюр номиналом 50 марок и поэтому не может больше ждать. Редслоб с оговоркой согласился на выпуск новой банкноты Рейхсбанка номиналом 50 марок по проекту Артура Кампфа, чтобы ограничить ущерб. Его условия включали в себя непосредственную работу над новыми банкнотами, соответствующими республике, и выпуск банкнот Рейхсбанка старого образца не должен был происходить без редактирования. Так, банкнота Рейхсбанка номиналом 50 марок с датой 23 июля 1920 года была анонсирована 21 декабря 1920 года вместе с новой банкнотой Рейхсбанка номиналом 10 марок и одной банкнотой номиналом 100 марок, с публикацией об этом в немецком официальном печатном издании.

Критика этой банкноты не заставила себя ждать. "Берлинский биржевой курьер" от 4 февраля 1921 года прокомментировал, что банкнота Кампфа "несмотря на все возражения, которые, вероятно, легко было бы выдвинуть, нельзя отрицать одну особенность: она представляет определенный стиль времени, возможно, вчерашний или позавчерашний, но в то же время в чистом виде" и "Фосское время" (старейшая берлинская газета) довольно негативно отзывалась об этой купюре. Она всё ещё сохраняет "сомнительное родство со старыми бумажными деньгами имперской эпохи, которые побили рекорд по безвкусице. Кроме того, есть надежда, что "теперь, когда в империи существует контролирующая художественная инстанция, произведения столь сомнительного характера больше не будут выпускаться".

О том, что сам Кампф был недоволен реализованными проектами, он косвенно заявил на заседании художественной экспертной комиссии Имперской типографии 27 ноября 1919 года. Когда дело дошло до поиска подходящих художников для оформления банкнот Рейха с новыми гербами, художник заметил, что на немецких банкнотах слишком много деталей. Художник слишком скован требованиями. В этом отношении английские банкноты с их простой печатью (так называемые "белые банкноты") были предпочтительнее. Кампф был не одинок в этой критике. В публикации Фрица Хельмута Эмке в "Официальной графике" немецкие банкноты подвергаются резкой критике, в то время как иностранные банкноты с простым, графически понятным дизайном, такие как банкноты Англии или Дании, оцениваются как образцовые.

Артур Кампф оказал влияние на дизайн бумажных денег Германской империи не только как художник-оформитель, но и как член комиссии художественной экспертизы имперской типографии. Так, он поддержал предложение министра защиты искусства Редслоба использовать вместо аллегорических фигур воспроизведение "стоящего" произведения искусства. Идея, которая помогла быстро создать эскизы банкнот, защищённых от подделки, когда возникла острая необходимость в новых банкнотах, защищающих от подделки. Немецкая банкнота в своём дизайне до 1980-х годов была отмечена этой идеей. Его собственный опыт в дизайне банкнот, такой как удобное расположение фигур или указание на то, что ни один художник не может одинаково хорошо владеть рисунком, орнаментом и шрифтом, позволил Артуру Кампфу принять участие в обсуждениях. Он предложил художников для создания новых банкнот и вдохновил на эксперименты с гравюрами по дереву.

Кампф отказался от участия в Комиссии художественных экспертов в 1921 году, несмотря на просьбу директора имперской типографии, и покинул комиссию. Были ли это разногласия по поводу банкноты номиналом 50 марок 1920 года, его неприязнь к министру защиты искусства Редслобу, выраженная позже, отсутствие его персоны в списке предложений для участия в конкурсе, можно только предполагать, что этому решению способствовал рабочий совет в поддержку Редслоба или ослабевающее влияние Комиссии и переориентация на общественные работы. Поскольку он продолжал работать в имперской типографии, а также представлял эскизы денежных знаков, Артур Кампф, безусловно, продолжал проявлять интерес к этим государственным заказам.

С ростом инфляции и всё более быстрым спросом на более высокие номиналы стало труднее удовлетворить потребность в новых, полностью оформленных с художественной точки зрения и защищённых от подделок банкнотах Рейхсбанка. Так, всё чаще выпускались вспомогательные банкноты в простом графическом оформлении. Кроме того, после 1922 года влияние имперской типографии на дизайн банкнот Рейха всё больше ослабевало из-за независимости Рейхсбанка, которой требовали союзники на переговорах по выплате репараций. Наконец, в 1924 году директор Имперской типографии предложил распустить художественную экспертную комиссию в связи с новым составом.

Эту новую независимость Рейхсбанк теперь пытался реализовать в дизайне своих банкнот. В конце 1923 года рейхсканцлер Эдвин Редслоб призвал его принять участие в разработке денег, сохраняющих ценность, в качестве консультанта. Сначала он составил список личностей по согласованию с директором Имперской типографии Францем Хельмбергером и после обсуждения с Рейхсбанком, чтобы подготовить коллекцию с их головными портретами для использования на денежных купюрах. 14 февраля 1924 года директор Рейхсбанка Штефан Шотт и директор имперской типографии Хельмбергер обсудили, как можно было бы разработать новые банкноты. Было решено нанять трёх художников, чтобы каждый изобразил по два "портрета". Также были предложены мотивы горнодобывающей промышленности, торговли, промышленности, искусства, сельского хозяйства, судоходства, науки и социального обеспечения. В рукописной заметке Редслоб отметил несколько художников, которые показались ему подходящими. Среди них были Маркус Бемер, Люциан Бернхард, Макс Кёрнер, Оскар Германн, Вернер Хаданк, Клаус Рихтер, Пауль Шойрих, Эдди Смит и книгопроизводственное училище в Лейпциге с её директором В. Тиманном, но не Артуром Кампфом. Кампф больше не был в первой подборке, несмотря на свои работы и опыт в дизайне банкнот. Он считался представителем Вильгельминской империи, считавшейся побеждённой, с его академически-традиционным стилем живописи.

Редслоб указал, что необходимо попытаться проиллюстрировать такие понятия, как торговля, ремёсла, духовная жизнь, мореплавание и т.п., или сформировать общие умы, которые имеют внутреннюю связь с Германией и характерны для народа: например, молодой человек, который энергично выражает волю к будущему, женская голова, в которой чувствуются чувства, которые она испытывает к Германии, как можно обрести уверенность и надежду, увидев голову пожилого мужчины или женщины, увенчанную дубовой веткой. Редслоб попросил у Кампфа два или три наброска идей. Основная форма вокруг головы должна быть овальной или вытянутым восьмиугольником без фиксированной рамки, свободно стоящим справа. Под ним была бы гильошированная полоса с номиналом. Нота должна содержать как можно больше свободного места. Артур Кампф принял это задание.

Впоследствии Редслоб узнал от директора имперской типографии Хельмбергера, что для банкнот была выбрана один "портрет" Вильгельма Вигера и один от Артура Кампфа. Однако для Редслоба результат выбора руководителей в соответствии с рекомендациями авторитетных специалистов оказался иным: с точки зрения графики не было найдено более одарённого и более привлекательного художника, чем Эдди Смит, для этой задачи. К его удивлению, его нет среди отобранных художников, хотя есть многообещающий дизайн, который требует лишь незначительной корректировки. Вместо этого в финале была выбран "портрет" от Артура Кампфа, который, по его мнению, не подходит для исполненного изображения, а скорее напоминает действующего второстепенного персонажа на исторической картине. Редслоб предложил на основании различных мнений разработать дальнейшие предложения на основе "головы" девушки Вильгельма Вигера и "головы" бородатого мужчины Эдди Смита. Он также попросил предоставить ему возможность, как того требовал президент Рейхсбанка Яльмар Шахт, обсудить с ним вопросы выбора руководителей и банкнот.

Оплата за третью разработанную "голову", изображающую Меркурий, будет произведена, как только имперская типография примет решение о её изготовлении. Редслоб похвалил эту третью "голову", которая показалась ему особенно эффективной и полезной. Он немедленно предложил ему проект новой эмиссии ценных бумаг. Проекты Вильгельма Вигера и, вероятно, Артура Кампфа были воплощены в банкнотах Золотого дисконтного банка от 20 апреля 1924 года. Банкнота в пять фунтов стерлингов с изображением молодого человека может быть отнесена к Вильгельму Вигеру, в то время как банкнота в десять фунтов стерлингов может быть отнесена к Артуру Кампфу.

Согласно статье Рейхсбанка 1940 года, обобщающей историю двух серий рейхсмарок, первого выпуска от 11 октября 1924 года и второго выпуска с 1929 по 1936 год, на основе сохранившихся документов, Рейхсбанк в феврале 1924 года обратился в Имперскую типографию с просьбой представить предложения по новым банкнотам Рейхсбанка. После этого в мае 1924 года имперская типография представила на рассмотрение двенадцать черновиков новых банкнот номиналом 5, 10, 20, 50, 100 и 1000 рейхсмарок, написанных Артуром Кампфом. По просьбе Директората Рейхсбанка Вильгельму Вигеру было предложено изготовить новые изображения "портретов".

Первые банкноты в рейхсмарках от 11 октября 1924 года были разработаны художниками Имперской типографии, которые использовали в качестве шаблонов портреты Ганса Гольбейна младшего. Изображения "голов" от Кампфа и Вигера на этих банкнотах не использовались, однако оборотные стороны банкнот Рейхсбанка серии Гольбейна и двух банкнот Золотого дисконтного банка имеют сильное сходство.

Уже в 1925 году началась работа над серией-преемницей банкнот Рейхсбанка с мотивами Гольбейна. Высказывались опасения, что исполнение в высокой печати не обеспечит достаточной защиты от подделок, поэтому ноты должны быть напечатаны глубокой печатью как можно быстрее. Для этого, после тщетных попыток имперской типографии предоставить подходящие, художественно оформленные банкноты, был объявлен всеобщий конкурс. Неизвестно, были ли черновики Артура Кампфа среди 166 представленных работ. Если да, то они не вошли в число награждённых.

Поскольку банкноты номиналом 50 и 10 рентных марок первой серии от 1 ноября 1923 года были быстро подделаны, то, поскольку всё ещё не хотели отказываться от марки в качестве стабилизирующего фактора, пришлось создать замену этим номиналам. Банкнота в 50 рентных марок была выпущена 31 мая 1925 года, а банкнота в 10 рентных марок - 24 ноября 1925 года. 4 июня 1925 года было объявлено, что будет выпущена новая банкнота номиналом 50 рентных марок.

За этим 26 августа последовала новая купюра в 10 ретных марок, а 31 мая была анонсирована купюра в 5 рентных марок, которая завершила серию. Благодаря предварительному исследованию изображения молодой девушки, держащей в руках колосья пшеницы, этот дизайн явно восходит к Артуру Кампфу.

Артур Кампф. Эскиз к рентному билету на 5 марок, 1925 год.
Артур Кампф. Эскиз к рентному билету на 5 марок, 1925 год.

Из-за особенностей, критичных к стилю, фигуративные мотивы банкнот номиналом 10 и 50 рентных марок также можно отнести к художнику. Вместе с изображениями женщины и мужчины на двух других купюрах молодая девушка (дочь) образует семью, работающую в поле. Все люди изображены в полупрофиле и смотрят в разные стороны. В то время как мужская фигура носит головной убор и характеризуется косой как жнец, на женской фигуре только платок указывает на полевые работы. На заднем плане в нижней половине изображения обозначен плоский горизонт, так что головы видны на фоне открытого неба.

Изображение людей во время полевых работ входило в репертуар Артура Кампфа с тех пор, как в 1898 году он написал фрески в окружном доме Буртшайда (ныне Ахен-Буртшайд). Там уже есть жнец в полупрофильном исполнении и помощники по сбору урожая, которые связывают снопы. До конца своего творчества художник обрабатывал эти мотивы полевых работ в своём творчестве, тем более что сельское хозяйство было второй значительной отраслью экономики в Германской империи наряду с промышленностью. И именно это должно олицетворять выбранные фигуры и колосья в орнаменте на обороте: сельская Германия. Этот символизм также соответствовал рентной марке, которая не полагалась на золото и другие драгоценные металлы. Она покрывалась за счёт основного долга и считалась основной валютой.

Предписания Редслоба от февраля 1924 года "формировать общие умы, имеющие внутреннее отношение к Германии и характерные для народа. Например, молодой человек, который энергично выражает волю к будущему, женская голова, в которой чувствуются уверенность и надежда, мужская голова старшего возраста", мы находим на рисунках банкнот Рентного банка 1925/26 годов.

Когда Артур Кампф написал свою автобиографию "Из моей жизни" в последний год своей жизни в 1949 году, он мог бы отразить многогранную жизнь художника. Вместо этого в кратком, насыщенном анекдотами письме, он подробно описал прошедшие 85 лет, упоминая только важные события своей карьеры и избегая неприятных аспектов. Поэтому неудивительно, что его художественная деятельность в области бумажных денег совершенно не упоминается, несмотря на то, что банкноты, которые он создавал, находились в обращении с 1916 по 1948 год, то есть 32 года. Следы его работы в этой области встречаются лишь эпизодически в ежедневной прессе, архивных материалах Рейхсбанка и Экспертной комиссии, сохранившихся лишь отрывочно, а также в переписке между заинтересованными лицами. Артур Кампф был чрезвычайно плодовитым художником и оставил после себя неуправляемое количество предварительных этюдов и рисунков.

Не исключено, что в будущем можно будет обнаружить и другие рисунки, сделанные его рукой для оформления банкнот.

... конец, начало Художник Артур Кампф и его проекты. Империя