Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Стальное платье Юсуповой, икона Распутина и шесть змей императрицы: прогулка по Москве

«Блестки, которые сияют на этом платье, это сталь — говорит экскурсовод. — знаменитая огранка стали под алмаз или даже бриллиант. Такие вещи стоили очень дорого». 220 экспонатов выставки «Драгоценности! Блеск русского Двора» в ГИМе — не просто веера и платья. Это летопись технологий, эхо больших интриг и живая картина недавней истории России. Бальное платье 1827 года со стальными бриллиантами в 17 лет носила Зинаида Ивановна Нарышкина (1810-1893), в замужестве — княгиня Юсупова. Технологию алмазной огранки стали тогда освоили на Тульском оружейном заводе. Полюбуйтесь, для примера, на стальной столик, который императрица Мария Федоровна (супруга Павла I) подарила своим германским родственникам. Но платье с позвякивающими мотивами плакучей ивы? Зинаида Ивановна была, как видно, легка на подъем и склонна к экспериментам. Стоит вспомнить хотя бы ее второй брак — с капитаном французской национальной гвардии, который был младше Зинаиды на 20 лет (для приличия пришлось купить капитану титул
Оглавление

«Блестки, которые сияют на этом платье, это сталь — говорит экскурсовод. — знаменитая огранка стали под алмаз или даже бриллиант. Такие вещи стоили очень дорого». 220 экспонатов выставки «Драгоценности! Блеск русского Двора» в ГИМе — не просто веера и платья. Это летопись технологий, эхо больших интриг и живая картина недавней истории России.

Платья Зинаиды и Татьяны

Бальное платье 1827 года со стальными бриллиантами в 17 лет носила Зинаида Ивановна Нарышкина (1810-1893), в замужестве — княгиня Юсупова.

Технологию алмазной огранки стали тогда освоили на Тульском оружейном заводе. Полюбуйтесь, для примера, на стальной столик, который императрица Мария Федоровна (супруга Павла I) подарила своим германским родственникам.

Но платье с позвякивающими мотивами плакучей ивы?

Столик, Тула. Сталь, серебро, медь, липа. Размеры: 70×56×38 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Столик, Тула. Сталь, серебро, медь, липа. Размеры: 70×56×38 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Зинаида Ивановна была, как видно, легка на подъем и склонна к экспериментам. Стоит вспомнить хотя бы ее второй брак — с капитаном французской национальной гвардии, который был младше Зинаиды на 20 лет (для приличия пришлось купить капитану титул графа Шово). Но своему сыну от первого брака Николаю Юсупову княгиня запретила жениться на двоюродной сестре и даже отослала его в 1854 году в глушь — в Тбилиси, подальше от незаконной любви.

Только заступничество императора Александра II помогло Николаю соединиться с его Татьяной. Венчались все же тайно, в селе Бутурлино недалеко от Калуги, чтобы не привлекать внимания. Платье той самой Татьяны, Татьяны Александровны Юсуповой (в девичестве Рибопьер, 1829-1879) — тоже есть на выставке в Государственном историческом музее.

Это 1874 год — значит, в платье непременно должен быть турнюр (подушечка сзади ниже талии), которую модельер Чарльз Ворт представил вот только что, в 1870-м. И значит, Татьяне Александровне осталось всего пять лет жизни.

Предчувствия не обманули Зинаиду-старшую, этот брак не принес счастья. Борис, единственный сын Николая и Татьяны, умер в двухмесячном возрасте от скарлатины. Разрушенная горем княгиня начала болеть, чахнуть, и в 49 лет тоже отошла в мир иной.

Веер Зинаиды и змеи Александры

Князь Николай остался последним из славного рода Юсуповых и был вынужден передать титул графу Феликсу Сумарокову-Эльстону, мужу своей дочери — Зинаиды Николаевны Юсуповой (1861-1939). Эта Зинаида представлена на выставке только веером, зато каким!

«Веера в начале 20 века приобретают какие-то немыслимые размеры!» — экскурсовод ГИМа Армине Макичян разводит руками, как бывалый рыбак.

Конкретно наш пример в сложенном состоянии — 35 см длиной. Может быть, именно этим веером разъяренная Зинаида размахивала перед носом императрицы Александры Федоровны в ходе знаменитой ссоры летом 1916 года? «Царица, молча ее слушавшая, поднялась и рассталась с ней со словами: „Надеюсь, я больше никогда вас не увижу“», — вспоминал ту сцену Феликс-младший, сын Зинаиды, князь Юсупов, граф Сумароков-Эльстон (и все это — один человек).

Княгиня была решительно против дружбы императрицы с крестьянином Григорием Распутиным, но Александра Федоровна ничего не хотела слышать об этом. Не удивлюсь, если на груди у нее в тот момент красовались шесть змей ювелира Рене Лалика, завязавшиеся в клубок.

Это была яркая метафора тогдашнего императорского Двора.

Икона Распутина и скрипка Юсупова

Феликс-младший (1887-1967) пошел дальше матери. В ночь на 17 декабря 1916 года сибирский проповедник был убит группой заговорщиков в подвале дворца Юсуповых на Мойке в Петербурге. Сейчас на выставке в ГИМе Распутин не упоминается.

Но мы с вами помним, что ровно в тех же помещениях в январе 2022 года на выставке «Империя» показывали небольшую икону Богоматери с младенцем, которая принадлежала Григорию Ефимовичу.

Молитва не помогла Григорию спастись. Но и заговор против Распутина не помог Феликсу спасти России, как он планировал. В 1917-м князь-граф бежал через Крым в Европу. В том самом подвале, в тайнике, он оставил «до лучших времен» скрипку Антонио Страдивари 1736 года — это была одна из последних и самых совершенных работ мастера из Кремоны.

Если выйти из ГИМа на улицу, проследовать 3 км строго на север и заглянуть в Российский национальный музей музыки — вы сможете рассмотреть скрипку «Юсупов» во всех подробностях. Лучшие времена наступили, видимо, для нас с вами.

Скрипка Антонио Страдивари 1736 года экспонируется в Национальном музее музыки в Москве
Скрипка Антонио Страдивари 1736 года экспонируется в Национальном музее музыки в Москве

А если настроение зовет прогуляться — то еще в 7 км севернее, в районе метро Сокол, лежит человек, который создал «феномен Распутина».

Стана Петрович-Негош (1866-1961) была черногорской принцессой, а стала Анастасией Николаевной, супругой великого князя Николая Николаевича. Стана и ее сестра Милица были мистически настроены и общались со «старцами». 1 ноября 1905 года они привели «божьего человека Григория» пить чай с императорской семьей — дальше вы знаете.

Стана умерла в эмиграции, но в 2016-м великую княгиню перезахоронили вместе с мужем в парке Героев Первой мировой на Соколе. Потому что Николай Николаевич был Верховным Главнокомандующим сухопутными и морскими силами Российской империи в начале Первой мировой войны. А парк этот — и не парк вовсе, а братское кладбище солдат и офицеров той Великой войны и последующих революций.

Здесь под дорожками и деревьями лежат 20 тысяч человек и даже восстановлены некоторые надгробия.

Вот 22-летняя Мария Врущевич (1895-1917) — юнкер-доброволец и шофер броневика, погибшая 5 ноября 1917 года при обороне Кремля. Если не захотите поминать Стану — помяните Марию.

Призраки недавнего прошлого бродят по музеям древней столицы и лежат под зеленой травой в ее парках. Зайдите поздороваться, погоды сейчас позволяют. Вот лица героев этой публикации — вдруг вы их встретите.

Национальный музей музыки (ул. Фадеева, 4) открыт со вторника по воскресенье включительно. В парке Героев Первой мировой сошел снег и поют соловьи — теперь гулять здесь можно круглосуточно. А вот финальный репортаж с выставки «Блеск русского двора», полюбопытствуйте:

Малый мир двора императора: платья, попугаи, портсигары, тайны, масоны, волосы