Найти в Дзене
Святые места

Как внушить ребенку страх Божий? Совет батюшки

Вопрос: «Как внушить ребенку страх Божий и с какого возраста это нужно делать?» Священник Валерий Сосковец: Внушить страх Божий, благоговение невозможно. Его возможно показать. Если родители или бабушка с дедушкой хотят попробовать привить ребенку страх Божий, благоговение к Богу, то сначала оно должно быть в них самих. То, чего нет, невозможно привить другому. Это не выйдет, потому что это совершенно особое состояние души, которое большинству людей просто незнакомо, даже непонятно, что это. Выражается страх Божий не только в том, что человек перед иконой благоговеет или перед храмом, но и в том, что человек все дела свои, слова свои старается соизмерять с тем, что угодно Богу или нет. Вот так поступающий человек может показать, что такое страх Божий. И ребенок может через какое-то время к этому приучиться, захотеть, может быть, нечто подобное. Встречается иногда взрослый человек, который говорит, у него такая божественная бабушка была, она вот так молилась: зайдешь нечаянно в ее комн

Вопрос:

«Как внушить ребенку страх Божий и с какого возраста это нужно делать?»

Священник Валерий Сосковец:

Внушить страх Божий, благоговение невозможно. Его возможно показать. Если родители или бабушка с дедушкой хотят попробовать привить ребенку страх Божий, благоговение к Богу, то сначала оно должно быть в них самих. То, чего нет, невозможно привить другому. Это не выйдет, потому что это совершенно особое состояние души, которое большинству людей просто незнакомо, даже непонятно, что это.

Выражается страх Божий не только в том, что человек перед иконой благоговеет или перед храмом, но и в том, что человек все дела свои, слова свои старается соизмерять с тем, что угодно Богу или нет. Вот так поступающий человек может показать, что такое страх Божий. И ребенок может через какое-то время к этому приучиться, захотеть, может быть, нечто подобное.

Встречается иногда взрослый человек, который говорит, у него такая божественная бабушка была, она вот так молилась: зайдешь нечаянно в ее комнату, она стоит на коленках, молится, не перед кем-то, а вот у неё лампадка горит, она стоит молится, дверь закрыта, тишина, не догадаешься, что она это делает. Вот так это делается.

Есть способ, как совершенно отбить у ребенка с раннего возраста всякое благоговение к Богу. Для этого ребенка нужно водить в храм на то количество времени, которое он не способен вести себя более-менее достойно. То есть берешь на всю службу, ребенок гуляет по храму и с первых своих дней теряет благоговение навсегда до взрослого, осознанного возраста. И вот эти дети группируются там в храме, обзаводятся знакомствами, и благоговения никакого нет.

Как должно было бы быть? Зная своего ребенка, нужно прикинуть, а сколько времени он может более-менее с каким-то порядочным хотя бы настроением в храме находиться? Очень небольшое время.

Перед тем надо с ним всегда разговаривать, что мы идем в храм Божий, там Господь, там святыни. Объяснить, что входить в храм нужно с благоговением. Об этом разговаривать перед входом в храм, помолимся, войдем. Прийти с младенцем, если его причащать, ближе к причастию, к концу службы. Это так и придется делать. И быть столько, сколько он способен. Иногда бывает необходимо после причастия вскоре и уйти, но сохранится благоговение. Это очень важный момент.

Большая страшная ошибка, когда человек таскает своего ребенка, думая, что пользу приносит ему, на два часа, на три часа в храм, и храм в голове ребенка превращается в игровую площадку. Не потому, что ребенок плохой, ребенок хороший, очень хороший, но он не способен пока. Это нужно осознавать.

Вот человек действительно захотел привить ребенку страх Божий, сам ведет благоговейную жизнь, старается угодить Богу. При этом при всем нужно иметь в виду, что не обязательно у вас получится, даже если очень стараться.

Кто читал Библию, знает, что у Адама и Евы были два сына: один Каин, а другой Авель. Разное ли воспитание? Нет, одни отец и мать. Если взять праведного Ноя, которого Господь избрал одного из всех жителей земли, в его потомстве уже есть Хам, имя которого стало нарицательным.

Если мы посмотрим дальше, у праведного Авраама, которому Бог даровал Исаака, у него старший сын Измаил. У Исаака праведного два сына, Исав и Иаков. И старший Исав продал первородство за чечевичную похлебку. Один праведный, а другой нет.

А вот Иаков праведник, от которого происходит весь народ израильский. У него 12 сыновей, из 12 праведный один Иосиф, а все остальные братья продают его в египетское рабство, кроме одного Вениамина, он еще слишком мал. У одних родителей, у благоговейных, у избранных Богом так бывает.

А если мы возьмем человека, которому Бог сказал, что не было лучше на земле, Иова, вот у него 10 детей: 7 сыновей, 3 дочери. Что мы о них знаем? Мы знаем то, что они все время пировали то у одного, то у другого. А Иов все молился за них, приносил за них жертвы, может, они согрешили в чем-то перед Богом. Чем закончилось? Все десять погибли.

Поэтому надо, конечно, приложить усилия, чтобы ребенку дать возможность увидеть, что такое благоговение. Но при этом, положась на Бога, знать, что у каждого человека, включая наших собственных детей, своя собственная воля, которую даже Господь Бог не отменяет. У Адама и у Евы Сам Господь Бог был воспитатель, однако же они пали. Это важно помнить.

Мы должны делать то, что должны, давать всю полноту и образца, и любви, и учить заповедям Божьим с раннего возраста. Для этого нужно жить рядом настоящей христианской жизнью. Иначе можно воспитать в ребенке лицемерие. Он будет видеть, что говорить нужно вот так, как правильно, как написано, а поступать по-своему, по-другому. Это худший вариант из всех.

Поэтому иногда бывает, что в верующих семьях вырастают такие вот лицемерные дети, потому что они с детства этому научены: есть хорошие слова, а есть поступки, которые этому не соответствуют.

Поэтому воспитание детей, как сказал преподобный Феофан Затворник, это самое святое из всех святых дел, важнее чем строительство храма, написание икон, потому что всё, что бы человек ни сделал, оно временно, а душа человеческая вечна. Если принял участие в воспитании вот этого ребенка и помог ему приблизиться к Богу, награда будет велика.

Как Господь сказал:

«А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте ещё: