Найти в Дзене
Святые места

Почему подростки уходят из Церкви? Откровенный ответ батюшки

Вопрос: «Почему подростки, которые в детстве ходили в храм, окончили воскресную школу, причащались каждую неделю, повзрослев, отпадают от храма? Как предотвратить это?» Отвечает игумен Лука (Степанов): В вопросе описана очень распространенная реальность нашего времени. Добронамеренные родители прилагают усилия к христианскому воспитанию своего дитя, но когда приходит время его свободного действования, оказывается, что выстроенные прежде подпорки скрывали за собою хилые растения, не имеющие в себе стебля основательности и крепости для того, чтобы продолжать уже без этих подпорок самостоятельное движение вверх, а не вниз. Отчего так бывает? Оттого, что иное дело – благочестие по принуждению и по внешней организации, которую создают заботливые родители при подготовке к самостоятельной жизни своего дитя. И другое дело – собственный выбор, который есть шанс сделать правильным для человека, получившего в младенчестве и юности христианское воспитание. Но выбор остается за самим человеком.

Вопрос:

«Почему подростки, которые в детстве ходили в храм, окончили воскресную школу, причащались каждую неделю, повзрослев, отпадают от храма? Как предотвратить это?»

Отвечает игумен Лука (Степанов):

В вопросе описана очень распространенная реальность нашего времени.

Добронамеренные родители прилагают усилия к христианскому воспитанию своего дитя, но когда приходит время его свободного действования, оказывается, что выстроенные прежде подпорки скрывали за собою хилые растения, не имеющие в себе стебля основательности и крепости для того, чтобы продолжать уже без этих подпорок самостоятельное движение вверх, а не вниз.

Отчего так бывает?

Оттого, что иное дело – благочестие по принуждению и по внешней организации, которую создают заботливые родители при подготовке к самостоятельной жизни своего дитя.

И другое дело – собственный выбор, который есть шанс сделать правильным для человека, получившего в младенчестве и юности христианское воспитание. Но выбор остается за самим человеком.

А тут уж, по словам святителя Феофана, проявляется человек в его совершенном самоопределении: «Хочу потому, что хочу, и не хочу потому, что не хочу». На «хочу-не хочу» заповеди нет. Человек – это то, чего он по-настоящему желает.

Вместе с возрастанием ребенка от пеленок, от грудного материнского молока, возрастают и постепенно разворачиваются в нем те страсти, которые стали причастны и присущи человеческому естеству после грехопадения. Обнажается гордыня, самость, расцветают всеми цветами радуги похоти. Мир манит, обещает великие блага.

И когда приходит время делать самостоятельный выбор, не у многих юношей и девушек этот выбор делается в соответствии с волей Божьей, с произволением Господним, которое является нам из Священного Писания, о котором свидетельствует Святая церковь, о котором возвещается в каждом нашем богослужении.

Предоставившаяся свобода действий кружит голову, и очень часто оказывается ближе к телу и к своему волевому решению. Страсти вырастают вместе с человеком и не получают еще в юности достойного противостояния, противодействия благодатными средствами, которые предоставляет нам церковь: молитва прежде всего, покаяние как путь, по которому мы двигаемся, как блудный сын к своему отцу. Таинства матери-церкви не становятся постоянными спутниками повзрослевшего человека, причем по его собственному произволению.

Одно дело – когда дети выполняют то, что должны и к чему их понуждают взрослые. Другое дело, когда человек вдруг обнаруживает, что никому он ничего не должен.

И предшествующие, казалось бы, укоренившиеся добрые навыки оказываются без благонадежной опоры. Едва-едва эта относительная и во многом мнимая свобода оказывается их участью.

Этот вопрос, который задавали каждый из апостолов по очереди после объявления Господом на Тайной Вечере «один из вас предаст Меня» – «не я ли, Господи?» – приличен для всякого и воспитателя, и учащегося, поскольку мало мы еще себя знаем. И мало знаем тех, с кем имеем дело, воспитывая и преподавая лучшее, что может быть в человеческих знаниях – Слово Божье, откровение Господне о путях ко спасению.

Мы при этом всегда должны помнить о том, что остается у человека этот признак его сочетаемости с Божеством. Подобие Божье, отраженное в человеке – это его свобода последовать за падшими духами и отвратиться от Господа, либо все-таки установить в своем сердце восхождение и запечатлеть в нем лик Христов как центр своей собственной жизни, цель этой жизни и упование свое в нем положить.

Но как запечатлеть Христа в сердце воспитуемого?

Об этом и апостол Павел воздыхает и говорит, что каких только усилий не прилагает он, чтобы запечатлеть Христа в сердце подрастающего в вере, тем более подрастающего еще и по самой жизни человека. Только Христос, изображенный в душе, запечатленный, объятый является уже добрым залогом развития человека христианского, благонадежного для Царства Небесного.

Так что не приходится удивляться, что повзрослевший ребенок, к которому родители по-прежнему относятся как к ребенку, уже не поддерживает добровольно и самостоятельно те добрые правила, к которым пытались приобщить его воспитатели. Остается сопровождать возрастание ребенка молитвами о том, чтобы сердце его оказалось Господом смягчено и искренне возлюбило Его.

Один из святых говорит: «Не столько важно говорить детям о Боге, сколько говорить Богу о детях», имея в виду необходимость усердной молитвы к Господу о том, чтобы произволение растущего человека добровольно утвердилось в этих настоящих духовных истинах.

А поскольку все бывает очень часто не так, как хочется, то остается не унывать, не отчаиваться, не озлобляться и не становиться врагом своему воспитаннику, увидев в нем совершенно не те плоды, какие хотелось увидеть.

И уже в этой новой ситуации его самостоятельной жизни, не переставая оставаться для него любящим и заботливым человеком, продолжать предлагать лучшее, продолжать в самом себе являть пример следования за Христом.

С тем, чтобы и среди этого полумрачного мира – «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу», как пишет Данте – и этот сумрачный лес страстей, который поджидает всякого возрастающего человека, просветился все же светом истины, светом любви Христовой.

И как сказано в завершении той самой «Божественной комедии» Данте, убедился бы сам человек на своем собственном, теперь уже духовном и покаянном опыте о том, что лишь любовь движет солнце и светила, составляет основание жизни и цель ее, и таким образом жизнь свою уже проводил бы по-христиански.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте ещё: