Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Это как наркотик: субсидии ЕС губят сельское хозяйство в Латвии

Европейская помощь плохо сказалась на латвийских аграриях и на сельскохозяйственной отрасли в целом, заявил председатель правления Латвийского центра сельскохозяйственных консультаций и образования Мартиньш Цимерманис. Латвия вступила в Евросоюз 1 мая 2004 года и является частью объединения уже больше 20 лет. "Это серьезный период, когда уже можно оценить сделанное. Первые 10 лет мы занимались принятием новых норм и законов, которые действовали в странах старой Европы. Потом пришло время работать с большими субсидиями. Какой эффект мы от них получили? Тут не так все просто…" - признается Цимерманис. По его словам, из 57 000 латвийских хозяйств, получающих европейские субсидии, продают свою продукцию только 30%: большая часть субсидий идет не на сельхозпроизводство, а на поддержание угодий. "Сейчас у нас два миллиона гектаров земли, которую можно использовать для производства сельхозпродукции. Это огромный потенциал, но он почти не используется. Около полумиллиона гектаров мы держим в к
Оглавление
CC0 / PxHere
CC0 / PxHere

Европейская помощь плохо сказалась на латвийских аграриях и на сельскохозяйственной отрасли в целом, заявил председатель правления Латвийского центра сельскохозяйственных консультаций и образования Мартиньш Цимерманис.

Латвия вступила в Евросоюз 1 мая 2004 года и является частью объединения уже больше 20 лет.

"Это серьезный период, когда уже можно оценить сделанное. Первые 10 лет мы занимались принятием новых норм и законов, которые действовали в странах старой Европы. Потом пришло время работать с большими субсидиями. Какой эффект мы от них получили? Тут не так все просто…" - признается Цимерманис.
Мартиньш Цимерманис © соцсети
Мартиньш Цимерманис © соцсети

Земля на продажу

По его словам, из 57 000 латвийских хозяйств, получающих европейские субсидии, продают свою продукцию только 30%: большая часть субсидий идет не на сельхозпроизводство, а на поддержание угодий.

"Сейчас у нас два миллиона гектаров земли, которую можно использовать для производства сельхозпродукции. Это огромный потенциал, но он почти не используется. Около полумиллиона гектаров мы держим в качестве диких угодий. Земля у нас часто является объектом спекуляций - ее покупают не ради развития сельского хозяйства, а ради выгодной перепродажи", - подчеркнул глава центра.
© Sputnik
© Sputnik

По словам Цимерманиса, в погоне за европейской поддержкой в Латвии не задумывались о развитии сельскохозяйственного производства.

"Слезть с субсидий нашим фермерам очень трудно - это как наркотик. Но это не сугубо наша проблема, так происходит во всей Европе", - отметил эксперт.

Хитрый импорт

При этом главная проблема Латвии заключается в том, что она не защищает свой рынок, жалуется Цимерманис. Многое из того, что производят в республике, сначала отправляется за рубеж, а потом уже возвращается обратно в виде готовой продукции. На внутреннем рынке страны примерно 70% продукции - импорт.

"Например, половина свинины на латвийском рынке завозная. Нашим фермерам не выгодно продавать продукцию в Латвии. Школы, которые хотели бы покупать местные и уж тем более экологически чистые продукты питания, просто не могут себе этого позволить - слишком дорого. И для армии это тоже дорого", - констатирует глава центра.
© Sputnik
© Sputnik

Кроме того, в Латвии сложился дефицит специалистов в сельскохозяйственной сфере. Сейчас средний возраст латвийского фермера - 57 лет.

"Молодые люди в городах зарабатывают на 30% больше, чем в сельской местности, так что неудивительно, что молодежь из деревни уезжает…" - добавил эксперт.

Читайте еще по теме:

"Уязвимы перед Россией": Балтия выпрашивает у ЕС деньги на сельское хозяйство >>

Сможет ли Латвия себя прокормить без российских удобрений?

Овощеводы Латвии бьют тревогу: в стране нашли российские огурцы >>

Почему вымирает латвийская глубинка >>

Латвийские огурцы и томаты тухнут на складе: почему жители перестали покупать местное >>