Найти в Дзене
Евразия наша

Двойственность российской геополитики после начала СВО

pxhere.com
pxhere.com

П. Кеннеди отмечал, что Европейский Союз, несомненно, достиг значительных успехов в экономической, конституционной и институционной интеграции, однако, как «экономическое сообщество» Евросоюз остаётся более разобщённым чем любое суверенное государство. И это связано с особенностью национальных государств Европы, когда их политическая идеология всегда оказывает влияние на экономическую политику и её приоритеты [Кеннеди].

Данная дилемма позволяет поставить вопрос о целесообразности артикуляции государственной идеологии в России, поскольку её наличие может мешать экономическому взаимодействию со странами постсоветского пространства и государствами Азии. Но до тех пор, пока в этих странах не произойдёт смена идеологий. И к этому моменту Россия должна быть готова стать идеологическим центром русскоговорящей Евразии.

Выстраивание двусторонних отношений, и новых связей на базе исторически сложившихся ментально-близких регионов, ускоряют процесс регионализации, который вытесняет порядок американской глобализации. На этом фоне, Россия вместе с ключевыми странами-экономиками Азии выступила с требованием о запуске пересмотра принципов работы мировой финансовой системы, замкнутой на доллар США.

Начатые Россией геополитические преобразования приводят к формированию по-настоящему многополярного мира, в котором весьма заметную, если не ключевую роль будет играть Азия, где крепнут новые центры силы. Прежде всего – экономической. Китай видит этот мир через проект «Один пояс, один путь», Индия – через проект «Действуй на Дальнем Востоке», Вьетнам – «Политика нового возрождения», Армения – «Армянский перекрёсток», Республика Мьянма рассматривает себя в этой интеграции, как мост от Индийского к Тихому океану.

Президент России В.В. Путин расценивает газовые контракты со странами Евросоюза, существовавшие десятилетиями, как очевидное конкурентное преимущество глобального характера. Однако начиная с февраля 2022 года ситуация в мире очень быстро меняется, и премиальный для России европейский газовый рынок перестал быть таковым, уступив первенство рынку азиатскому. И для России это изменение, прежде всего, связано с приоритетом защитой государственных интересов, в значительной степени, связанных с экономическими интересами.

Это открывает серьёзные перспективы переориентация с Запада российского экспорта и импорта, что стимулирует развитие транспортных коридоров на всём пространстве Большой Евразии. Поэтому ключевой задачей успешной геополитики России видится обустройство проходящих через территорию государств СНГ трансъевразийских логистических коридоров «Восток – Запад» и «Север – Юг», маршрута Европа – Западный Китай.

С одной стороны, такие коридоры должны представлять интерес не только для России, а для всех государств-соседей, поскольку они повысят транспортные возможности и экономические суверенитеты стран. А с другой, такая новая политико-логистическая задача обозначает ключевую функцию СНГ для России, и подразумевает наличие в этих странах стабильных политических режимов.

При этом, на территории Евразии, где у России существуют собственные государственные интересы, остаются неразрешёнными двусторонние конфликты стран бывшего СССР. Один из примеров – пограничный вопрос Таджикистана и Кыргыстана, входящих в СНГ. Говоря о его разрешении, президент России В.В. Путин допустил возможность участия в этом процессе партнёров из Соединённых Штатов, или из Европы.

В этом скрыта двойственность российской геополитики после 24 февраля 2022 года, которая, либо не завершила путь отторжения роли Запада в делах России, либо оставляет таджико-киргизский конфликт в формате ответственности США за его возможную эскалацию.

Значение СНГ, как площадки успешной переориентации экономики России и экономик соседних стран на рынки Азии, усиливается в нынешнем геополитическом противостоянии за счёт, существующий потребности обеспечения, для выполнения целей, внешней безопасности и внутренней стабильности. Кроме торговых коридоров, Россия видит в СНГ ещё и прочный заслон существующим и потенциальным вызовам, который работает в единой логике, постоянно усиливая взаимную поддержку, когда это требуется.

История развития Америки, как сверхдержавы, дали два противоречащих друг другу подхода к внешней политике, считал Киссенджер. Первый состоял в том, что Америка лучше других стран проводит свои ценности в мире, совершенствую демократию внутри собственной страны. Второй заключался в том, что эти ценности накладывали на Америку обязательства отстаивать их по всему миру [Киссенджер].

Новая геополитическая реальность толкает Россию к балансу и ситуативному выбору также из двух подходов. Объявив себя локомотивом строительства более справедливого многополярного мира, Россия теперь обязана следовать этим ценностям в международных делах, а также проводить политику строительства более справедливого социального государства внутри собственной страны. Более того, успех России при реализации обоих подходов будет означать верность выбранного пути и победу над мироустройством по-американски.

Сергей АБРАМОВ

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.