Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - это книга, которая легла в основу одноименного популярного сериала, основанная на авторских наработках Роберта Гараева, он лично состоял в уличной группировке непродолжительное время, поэтому ему было проще найти общий язык с бывшими участниками уличных банд для получения подробной информации об их дальнейшей судьбе .
Создав группу ВКонтакте "Казанский феномен" он привлек людей к этой пррблеме и ему даже удалось получить интервью от некоторых участников банд. В своей работе им так же будут использоваться данные журналистов и криминалистов расследовавших преступления, что создает всесторонний взгляд на происходящие в этот период события. Могу посоветовать группу автора книги для более детального погружения ссылка.
Так как книга достаточно большая разделим обзор на неё на две части в первой рассмотрим: формирование группировок, а во второй последствия их деятельности.
Наверное, если бы несовпадение нескольких факторов, эти события никогда бы не получили такого распространения. В основу событий ложится так называемый Казанский феномен, который не только разделил город на огромное количество улиц контролируемых малолетними бандами, но и позже лег в основу более крупных преступных объединений уже в 1990-2010 годах. Уличные группировки стали заключать союзы или полностью переходить под контроль более влиятельных банд, что привело к формированию более крупных и опасных организованных преступных сообществ.
- Во-первых Казанский феном достаточно странное явление, которое смогло просуществовать достаточно большое количество лет, если быть точным 40 лет группировки делили власть, прибыль и территории. За это время успел поменяться политический строй в стране, несколько раз сменилось руководство страны, многие члены банд успели погибнуть или отсидеть и выйти на свободу, но при этом группировки продолжали существовать и контролировать нужные им сферы жизни. Как государство они менялись формируя новые правила, изменяя свои цели существования и виды "заработка" средств, по сути образуя государства в государстве. Даже когда им была объявлена война со стороны правоохранительных органов они смогли адаптироваться к новой системе.
- Во-вторых это огромный территориальный охват, по сути война группировок захлестнула весь город, а иногда даже выходила на территорию других городов. Группировки появлялись в определенные периоды времени в: Набережных Челнах, Чистополе, Нижнекамске, Москве и Ленинграде. Принятый закон об временном задержание участников ОПГ привел к дополнительной миграции в другие города в основном Москву и Ленинград. Хотя большие города и так часто подвергались коротким набегам с целью получения хорошей одежды и вещей, но теперь банды попытались пустить корни в этих городах.
- В-третьих бесчеловечная жестокость, цинизм и жадность, которые были топливом всего этого массового пожара. Человека могли убить за то, что он жил не на той улице или учился в другом районе. Многие дети и подростки подвергались систематическим избиениям с целью вымогательства денег и вещей. В 90-х разборки переросли в новый уровень, стало применяться оружие и киллеры для устранения конкурентов, старые правила которые иногда защищали пацанов ушли на нет (нельзя избивать человека когда он идет с семьей (девушкой) по чужой территории, нельзя бить ногами в драки). Убийства, поджоги, и стукачество на врагов правоохранительным органам стало нормой. Главным стал свой "охранный" бизнес.
- В-четвертых это не понятная политика властей и милиции, которые до последнего оставались в стороне, а когда ситуация вышла из под контроля уже не смогли ничего сделать. Отдать город на растерзания бандам не есть преступление и должностная халатность? Как на протяжение стольких лет можно было отрицать массовые убийства? Всё говорит об том, что власть тоже была замещена в разделение городов на секторы влияния, и в книге этому есть подтверждение, что в 90-е годы милиция прикрывала "своих" членов банд, которые делились с ними награбленным общаком.
«Казанский феномен» — собирательное название образовавшихся в 1970-е и 1980-е годы в Казани и ряде городов Татарской АССР многочисленных банд, составленных из малолетних и несовершеннолетних лиц.
Подростки из рабочих районов с окраин Казани объединялись в молодёжные банды, которые носили имена, созвучные с названиями районов или улиц, где проживали их члены. Банды начинали вести соперничество за территории в городе, устраивая массовые драки «стенка на стенку» с использованием арматуры и металлических шаров (шарик для подшипников), в ход могли идти любые подручные предметы от детских санок (использовались как щит) до штакетника от забора. Среди самих "пацанов" этот период получил название "Асфальтные войны"
Нередко драки заканчивались смертельным исходом. Банды сформировались почти во всех районах Казани: школьники, которые становились свидетелями столкновений этих группировок, загорались желанием им подражать, чтобы укрепить своё влияние среди сверстников, и воспринимали стычки как нечто обыденное. Одной из предпосылок возникновения «казанского феномена» считается деятельность банды «Тяп-ляп».
Таким образом вся Казань была поделена на множество группировок: «Теплоконтроль», «Грязь» (Кировский район или район села Грязнушка), «Сквер», «Калуга», «Слобода» (рядом с СИЗО № 2), «Перваки» (микрорайон Первые Горки, они же «Первогоровские» и «Первогорские»), «Лысогоровские», «Чайники», «Пентагон», «Двадцатый двор», «Воровский», «Финны», «Стандартный посёлок», «Рабочий квартал» (она же «Тельмана»), «Жилка» (микрорайон Жилплощадка, Московский район, около завода «Оргсинтез»), «Юдино» (посёлок Юдино), «Павлюхинские», «Киноплёнка», «Караваевские», «Светловские», «Низовские» («Низы»), «Мебелевские», банды кварталов по номерам (25-й, 27-й, 37-й, 38-й, 39-й), «Борисковские» («Борисково»), «Тукаевские» («Кировско-Тукаевские» или «Тукаево»), «Мирный», «Шатура», «Соцгородок», «Телестудия» и другие. Со временем одни банды могли вообще пропадали или реорганизовываться в другие, как уже говорилось ранее с помощью союзов или вхождения в другую группировку.
Стоит отметить не компетентность местной милиции и советского правительства, так как долгое время существование организованной преступности в СССР просто отрицалось, соответственно не были вовремя приняты меры по изучению уличных банд и их сокращению. Большую огласку проблема получила только в мае 1989 года, после убийства одного из первокурсников, когда люди вышли на массовые протесты.
По словам преподавателя СПТУ № 15 А. Г. Корнишина, в ноябре 1984 года в Ленинском райисполкоме он вынужден был отчитываться по поводу роста правонарушений, совершаемых учащимися СПТУ. Пытаясь разъяснить суть проблемы «контор», он получил жёсткий ответ, смысл которого заключался в том, что в Казани нет и не может быть никаких преступных группировок из малолеток.
Википедия
Обращаться за помощью взрослых или милиции было совершенно бесполезно, так как всё руководство региона целенаправленно скрывало существование организованной преступности, чтобы не дискриминировать образ социалистической страны в общественных массах. Организованной преступности быть не могло и не было с их слов, жертв избиения просто считали лгунами, но что хуже после доноса на "уличных пацанов" человек портил себе репутацию и становился вечной жертвой для битья или даже потенциальной целью для убийцы в зависимости от сказанной информации.
Здесь вылазит достаточно старая проблема свободного СМИ в СССР, когда отрицание организованной преступности, маньяков, серийный убийц, наркомании, технологических аварий приводит к огромному количеству жертв, хотя их можно было бы избежать простым информированием. Милицейские отделы по организованной преступности, серийным убийствам и маньякам по сути формировались уже после совершения многих преступлений, что значительно увеличивало время затраченное на поиски преступников. Понятно, что образ социального государства очень важен в мировом СМИ и во внутренней жизни страны, но стоит ли это жизней людей?
Что предшествовало формированию банд?
Многие исторические личности связывают Казанский феномен сразу с несколькими правительственными решениями. Которые в общей сумме положили начало формированию преступности, позже вылившиеся в крупные преступные формирования в 90-х годах.
Юридическая реабилитация (СССР) 1953-1954 гг.
Конечно же особую роль сыграла реабилитация и амнистия 1 201 738 человек, что составило 53,8 % от общей численности заключенных. Было ликвидировано 100 лагерей и 1500 колоний. Среди которых были народы подвергшиеся принудительной депортации и высылке из постоянных мест проживания, а так же политические заключенные.
По сути на волю вышли люди которые за годы заключения потеряли социальные навыки и смирились с тюремными условиями жизни. Далеко не все смогли нормально влиться в новое общество и начать нормальную жизнь. Многие воспринимались в новом социальном обществе как чужаки, изгои и предатели. Всё это частично приводило к озлобленности и формированию определенной преступной прослойки населения, которая искала способы выживания за пределами общее принятых норм совершая преступные деяния.
Стоит отметить, что среди заключенных уже в 1930-х годах были сформированы свои правила и понятия, которые легли в основу принципов арестантской жизни, смотрите рисунок ниже.
По сути это базовые правила, которые частично лягут в основу "Пацанских" и современных арестантских правил.
Для большого понимания принципов формирования "понятий" стоит углубиться в историю России. В первые "Воровской закон" сформировался в 1930-х годах среди заключенных, как свод правил и норм поведения заключенных, которые были объедены идеей неполитического противодействия и неподчинения власти, а его руководителями стали "воры в законе", которые называли себя хранителями криминальных традиций дореволюционной России.
Эти нормы развивались и трансформировались в разного рода исправительных учреждениях, в том числе трудовых лагерях исправительной системы ГУЛАг.
Можно заметить основополагающую схожесть понятий заключенных и пацанов, хотя и не полную. Поэтому есть предположение, что формирование пацанских понятий частично произошло от заключенных.
Были и другие факторы, которые влияли на рост преступности в стране. Огромное количество людей требовало не только жилья, социальной сферы, регистрации, но и нормальных условий для трудоустройства, что организовать в те времена было достаточно сложно.
Всё это по мнению историков приводило к формированию и наслаиванью проблем, которые легки в основу Казанского феномена.
Урбанизация производства
В обычной жизни всё большую роль начинают играть города, которые аккумулируют население страны. Одновременная урбанизация и индустриализация производства приводят к огромному увеличению роста городского населения. С началом развития городского строительства города начинают собирать в себе людей. Они предоставляют не только удобные условия жизни по сравнению с деревнями, но и большой выбор рабочих вакансий.
Всё это приводит к изменению рынка труда и большой трудовой иммиграции сельского населения 1960-1970 годы. Бывшие сельские парни, которые любили устраивать забавы типа "деревня на деревню" оказываются в городах. Происходит маргинализация городского сектора, сельское население не подстраивается под городские нормы, а само формирует новые слои общества. Традиции, забавы, принципы сельских людей вживляются в городские нормы.
Из деревенской забавы формируется подобие бандитской защиты своей территории, которое выражается в драках по типу "улица на улицы"-"стенка на стенку", конечно на начальном этапе в 1970-х годах, это не вызывает никаких подозрений и ощущается как подростковая забава. "Стенка на стенку" пока, что еще не отягощена 100 смертей и преступных убийств.
Представьте сами обычную русскую забаву в рамках целого города, где почти 90 разных групп, которые постоянно устраивают такие войны, при этом совершенно не заботясь об безопасности и здоровье людей, так как главный принцип защита чести и достоинства района. Конечно начинают появляться первые смерти и убийства, что приводит только к большому количеству столкновений, ради мести. Война ради войны - примерно так ощущается это при чтение книги.
Попадающий в город маргинал чувствовал себя первопроходцем, покорителем «каменных джунглей», которые ему предстояло освоить, одолев сонм воображаемых недругов. Подозрительный и злой, лишенный корней, униженный необходимостью проявлять непривычные по интенсивности и форме усилия для выживания, такой человек был предельно социально опасен и агрессивен.
Цитата из книги
Формирование преступности
В основу преступности 1950-1970 годов ложится несколько основных терминов того времени: фарцовки, цеховики, барыги, коллекционеры, банды. Именно они формируют определенный слой преступного мира, так как предпринимательство и свободное производство запрещено законом.
Цеховик — подпольный предприниматель в СССР. Благоприятной почвой для деятельности цеховиков были неспособность советской экономической системы решить проблему хронического товарного дефицита в стране, а также коррупция, для которой повсеместный дефицит был благодатной почвой.
По сути это обычные современные предприниматели, которые в условиях плановой экономики не имели право организовать своё собственной производство, так как это было запрещено законодательно. Со стороны современного законодательства такая структура общества не несет негативного вреда, а на оборот формирует здоровый экономический создавая основу экономики - предложение товара на рынке, что соответствует основному закону торговли "спрос рождает предложение".
Таким образом был сформирован полностью не защищенный слой, который с одной стороны подвергался гонению со стороны государства, а с другой со стороны рэкета. Так как производство нелегальной продукции требовало организованную сеть связей, а так же огромного количества кооперативных и сформированных рынков перевозки и сбыта, то данная деятельности быстро легка в основу обогащения подростково-малолетних группировок. По сути они предлагали "крышу" за определенную долю от получаемой прибыли.
«Крышевание» (от слова крыша) — обеспечение защиты бизнеса, в том числе незаконного, со стороны государственных, правоохранительных или криминальных структур («крыши») за вознаграждение на постоянной основе.
Основной рост крышевание в России получило в 90-е годы, когда участились нападения банд на предпринимательский не защищенный сектор. Новое законодательство хотя и вводило понятие свободного бизнеса, не полностью регулировала отношения с правоохранительными и законодательными органами, то есть предприниматели так же воспринимались как враги экономики, по этому за защитой от нападений чаще обращались как бандитам, а не к государству.
Вызванная политикой Перестройки легализация предпринимательской деятельности в конце 1980-х годов привела к исчезновению цеховиков как класса экономических субъектов, нарушающих советское законодательство, ранее запрещавшее частную предпринимательскую деятельность.
Фарцовка — сленговое название запрещённой в СССР подпольной покупки/перепродажи (спекуляции) труднодоступных или недоступных рядовому советскому обывателю дефицитных импортных товаров. Подавляющим большинством предметами предложения и спроса фарцовки выступали одежда и аксессуары. Также популярными были звуконосители (виниловые пластинки, аудиокассеты, бобины), косметика, предметы быта, книги и т. д.
Таким образом сформировалась многоуровневая система преступной деятельности где были: производители, логисты, торговцы, защитники. Именно в этот период и сформировались пацанские движения где молодые обирали сверстников (шакалили), а более старшие крышевали местный бизнес. Старшие не только занимались бизнесом, но и составляли плановые задачи для более молодых: занятие спортом, планирование войн, патрули для защиты своих границ и так далее.
Шакалить - вымогать вещи и денежные средства у людей, которые не являются членами банды, чаще всего это люди которые не могли дать отпор или постоять за себя. В основном попадали под раздачу люди, которым приходилось часто пересекаться с членами банд (например, учатся в одной школе, жить в одном доме), но могли попадаться и случайные прохожие попавшие на расспрос "Откуда?/При делах?" или "С добрым утром/с добрым вечером".
Откуда?/При делах? - классический допрос, пацанов на причастность к другой группировки, по сути это идентификация прохожих по типу "свой-чужой". Вопрос "Откуда?" - означает с какого района, а вопрос "При делах?" означает является человек членом банды или нет. По сути правильных ответов тут нет, это простая проверка на ответную реакцию, если гопники понимают, что человек дал слабину, то его будут постоянно обирать и избивать. Исключения составляли только родственники и друзья своих членов банды, а так же союзные или нейтральные группировки.
С добрым утром/с добрым вечером - это утренний и вечерние набеги на членов банд других районов, которые по времени совпадали с пересменкой в милиции, чтобы в случай массового замеса правоохранительные органы не могли во время отреагировать на вызов.
Формирование понятий
В уголовном мире "понятия" играют наверно основную идеологическую силу преступных сообществ, по сути это свод правил которые обязательны для исполнения каждым членом группировки. Они позволяют не только сформировать контроль над членами банды, но и дать новым участникам чувство определенной крепкой общности сплоченной одной общей идеей. Многие из бывших преступников говорят об пацанском сообществе, как об некой близкой семье, которая наставляла людей на "истинный" путь и давала защиту. Конечно у некоторых членов банд с течением времени это чувство угасало и формировались другие связи: личная выгода, склонность к жестокости, все дозволенность, ощущение собственной важности.
Конечно они достаточно сильно трансформировались под условия выживания в уличной среде и были не привычны для обычного воровского мира. В основную их идеологии ложилась тематика сохранения своей территории, контроль над ней, её защита и расширение.
Для этого использовалась политика уличного разделения границ, по сути вся территория города была поделена между малолетними бандами, которые почти постоянно вели уличную войну, устраивали стрелки, обирали местное население, спрашивали за появление не на своей территории.
Стоит отметить, что не смотря на схожесть с бандитскими и тюремными группировками, пацаны имели свой особенный свод правил, который лег в основу их движения. Хотя в поздние периоды он уже видоизменялся под схожие с арестантским укладом.
Ознакомившись с основными понятиями пацанов можно сказать, что они были более гибкими в зависимости от конкретной группировки, а так же основной целью ставили не получение и формирование прибыли, а защиту своих территориальных границ. По структуре и отличительным качествами их формирования были похоже на официальные подростковые объединения тех лет, так как было разделение по возрасту, в каждой группе были старшие-смотрители, которые давали задачи и наблюдали за соблюдением правил поведения.
В основном членами банд были люди от 10 до 18 лет, после армии можно было уйти из группировки без каких либо последствий.
- Скорлупа — самая младшая группа в банде от 10 до 12 лет.
- Супера — члены банды в возрасте от 15 до 18 лет.
- Супера — старшие члены группировки, которым исполнилось больше 18 лет.
В начале 90-х когда началось деление общака и власти, младшие начали оказывать сопротивления старшим, так как хотели получить тоже куш от раздела сфер влияния.
В это время по сути происходит трансформация понятий в более близкие к арестантским.
Общее мнение
Стоит отметить, что об Казанском феномене мне вообще не приходилось слышать до 2023-2024 года, когда свою роль сыграл скандальный сериал. Чаще всего слышали об многочисленных Питерских и Московских группировках, которые действовали в 90-е годы.
Конечно автор проделал огромную историческую работу, собрав кучу мнений, но всё это достаточно поверхностно, так как каждая группировка в книге пытается увеличить свою важность и приукрасить события в свою пользу. Рассказать об том какие они были герои, а остальные просто гопота дворовая. Буквально через одну цитату показания людей на одни и те же события могут отличаться на 180 градусов.
Книгу в принципе очень сложно читать простому "рядовому" человеку, так как она очень сильно обрамлена языковыми жаргонизмами и по сути это не книга в привычном понимание, а сборник журналистких интервью с участниками тех событий. Да же с учётом того, что многие смотрели такие сериалы как "Бригада" и в принципе сейчас каждый фильм или сериал про бандитов. Так как это особый языковой жаргон использованный именно в "пацанских" движениях того времени и он значительно отличается от бандитского-арестанского языка.
Не смотря на раскаяние многих героев и последующие произошедшие в их жизни изменения, прослеживаются нотки романтизации пацанской жизни, что влечет определенную опасность для не подготовленных умов.
В этих людях помимо невежества и неотесанности я увидел нечто сокровенное, то, чего не было в моем интеллигентном окружении и что состояло из важных для улицы качеств: отваги, тяги к своеобразной свободе вкупе с жесткостью и готовностью к любому кипишу. Главное, что от них исходила опасность, они были из недоступного мне мира, где правды добиваются кулаками и прав тот, в ком больше духа. Я и раньше проводил половину своего дня на улице, впрочем, как и все дети советских восьмидесятых. Просто среди моих прежних знакомых не было настолько крутых хулиганов.
цитата из книги, слова самого автора.
В высказываниях автора не прослеживается какое-то сожаление об вступление в банды и определенному прожитому в них периоду. Что опять может быть не правило воспринято читателем.
Пацаны защищают свою территорию и честь – они обязаны встать в отмах, если их оскорбляют или посылают на три буквы.
цитата из книги
Стоит отметить, что книга имеет возрастное ограничение 18+.
Создание геройского образа пацана с района, который чуть ли не как в мировую войну защищает свою территорию от внешнего врага. Хотя по сути 90-е покажут истинную суть преступных формирований, которую мы рассмотрим уже во второй статье.