Появление магнитных взрывателей
В конце Первой мировой войны с развитием электротехники появились первые образцы неконтактных мин, оснащённых магнитным взрывателем, который реагировал на магнитное поле проходящего поблизости корабля. Это послужило толчком для широкого распространения донных мин.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)
Такая мина представляла собой заряд взрывчатки с неконтактным взрывателем, лежащий на дне в ожидании цели.
Неконтактные донные мины были одинаково эффективны как против надводных кораблей, так и подводных лодок.
Донные мины обладали ещё одним существенным преимуществом — они не имели минрепов, поэтому их невозможно было тралить прежними контактными тралами.
Во время Второй мировой войны Германия начала массированное применение донных неконтактных мин с магнитными, акустическими и гидродинамическими взрывателями. Стали внедряться комбинированные взрыватели, реагирующие на комплекс физических полей корабля. Британцы были вынуждены приступить к созданию средств борьбы с новым оружием.
Неконтактные тралы
Вскоре англичане создали первый электромагнитный трал. Они представляли собой буксируемые тральщиком кабели, которые создавали магнитное поле, вызывающее срабатывание магнитных мин.
После появления акустических, гидродинамических и комбинированных неконтактных взрывателей были разработаны и соответствующие типы тралов.
Приборы срочности и приборы кратности
Для повышения устойчивости неконтактных мин к тралению в годы войны немцы создали приборы срочности и приборы кратности.
Приборы срочности представляли собой устройства, задерживающие до нескольких суток приведение мины в боеспособное состояние. Противник проводил траление, но его усилия оказывались напрасными — мины находились в нерабочем состоянии и не срабатывали на проход трала. Во время работы прибора срочности противник, несмотря на многочисленные траления, не мог быть уверен в том, что все мины ликвидированы, и район минных постановок продолжал считаться опасным.
Ещё более коварным был прибор кратности. Суть его заключалась в том, что неконтактный взрыватель подрывал мину не сразу, а после определенного количества срабатываний на проход корабля или трала. Таким образом, тральщик с тралом мог пройти над миной много раз, и она на него не реагировала, но при этом оставалась опасной. Можно себе представить, сколько труда приходилось затрачивать «пахарям моря» для надежного обезвреживания минного поля.
Появление тральщиков-искателей мин
Несмотря на развитие и совершенствование неконтактных тралов, простые в исполнении приборы срочности и кратности настолько затрудняли борьбу с неконтактными минами, что это привело к появлению новой разновидности тральных кораблей — тральщиков-искателей мин. Главная особенность данных тральщиков заключалась в наличии на нём специальной подкильной гидроакустической станции. С её помощью тральщик обнаруживал подводные объекты, похожие на мины. После этого с борта тральщика спускался аквалангист, который визуально находил подозрительный предмет, идентифицировал его и, если он оказывался миной, устанавливал на него подрывной заряд. Затем аквалангист поднимался на борт тральщика, а заряд дистанционно подрывался, уничтожая мину. Несмотря на длительность подобной операции, в конечном счете обезвреживание мин проходило существенно быстрее и надежнее, нежели при использовании неконтактных тралов. С развитием техники аквалангистов сменили дистанционно управляемые подводные аппараты, оснащенные видеокамерами. Эффективность подобных средств оказалась такой, что к настоящему времени тральщики-искатели мин стали основным типом тральных кораблей. Неконтактные тралы применялись лишь при необходимости проделывать проходы в минных полях в кратчайшие сроки.
Мины учатся «ходить»
Проблема минирования труднодоступных мест на виду у противника вызвала в послевоенный период появление самотранстпортирующихся мин. В сущности это была обычная торпеда. Но вместо торпедного взрывателя на ней устанавливался минный. Такая мина-торпеда была оснащена системой управления, благодаря которой она могла двигаться по заданному маршруту. После прибытия в расчетную точку мина-торпеда ложится на дно, и её взрыватель приводится в боевое положение.
Другой разновидностью «двигающихся» мин стали реактивно-всплывающие мины. Такая мина подобно обычной донной мине ложится на дно. Но при этом она имеет отделяемый модуль с боевым зарядом и реактивным двигателем. При прохождении корабля противника над миной модуль отделяется, двигатель включается, мина быстро всплывает и подрывает заряд под корпусом цели. Подобные мины предназначены для минирования глубоководных районов моря.
«Думающие» мины
Апофеозом развития минного оружия стали противолодочные мины-торпеды. Примером такой мины может служить американская мина «Кэптор». Данная мина предназначена для борьбы с атомными подводными лодками. Она оснащена акустической системой обнаружения подводных лодок. Электронная начинка мины способна распознавать надводные корабли и подводные лодки в надводном положении, а также свои подводные лодки — взрыватель на них не реагирует. В качестве боевой части мины используется малогабаритная противолодочная торпеда. Обнаружив субмарину противника, мина выпускает торпеду, которая атакует цель. «Кэптор» может использоваться практически всеми видами носителей: авиационными, надводными и подводными.
Эпилог
Таким образом, за время своего существования мины прошли длительный путь эволюции от простых бочонков с порохом до высокоинтеллектуальных мин-торпед. Мины и по сей день остаются эффективным, как оборонительным, так и наступательным средством ведения войны на море.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK