До открытия супермаркета было еще полчаса, но все сотрудники давно были на месте. Они суетились, бегали по залу, занимались выкладкой товара, меняли ценники. Альбина несколько растерялась от такой суеты. Сегодня у нее был первый рабочий день, и женщине еще предстояло вникнуть во все тонкости работы продавца. Обучить её поручили Дине, продавщице работающей в этом супермаркете не первый год. По возрасту Дина была примерно ровесницей Альбины и сразу начала общаться с ней запанибратски и на "ты".
-Ну чего ты застыла? - усмехалась Дина. - С такой медлительностью ты здесь не задержишься. До открытия магазина мы должны проставить все акционные ценники и заполнить пустые места вот на этих полках.
-Мы не успеем, - ужаснулась Альбина. - До открытия ведь осталось всего ничего. А что, всегда нужно приходить раньше?
-Всегда, - отрезала Дина. - И всё мы с тобой успеем. Должны успеть. Магазин откроется, и мы пойдём заниматься приёмкой товара.
Альбина старалась успевать за шустрой Диной. До этого она никогда не работала в торговле, но придётся учиться. У мужа неожиданно урезали заработную плату и Альбине пришлось раньше времени закончить свой декретный отпуск. Благо, с её двумя детьми было кому посидеть. Альбинина мать-пенсионерка взялась за это с готовностью. Перебирать вакансии не было материальной возможности и Альбина ухватилась за первую, которая попалась ей на глаза. Продавец-консультант в супермаркет. Казалось бы, всё просто. На кассе сидеть она не будет, будет работать в зале. Но оказалось, не так здесь все и легко. Альбина это отчетливо поняла, когда пришлось принимать товар. Мало того, что самой пришлось тягать тяжелые коробки, так еще и следить, чтобы все позиции совпали с накладной.
Учиться приходилось быстро. Дина не давала Альбине продыху. Это было даже хорошо. Так новенькая быстрее влилась в рабочий процесс. Вообще, коллектив в супермаркете был неплохой. Все вполне дружелюбны. Но больше всех Альбина сдружилась со своей наставницей - Диной.
Оказалось, что обе они живут недалеко. Выбирали работу по месту жительства. У Дины был сын-подросток и муж, работавший вахтовым методом. Мужа очень часто не бывало дома и женщина начала приглашать Альбину к себе в выходные дни. Они могли попить вина, немного посплетничать, перемывая косточки сотрудника магазина. С Диной было весело. Казалось, она никогда не унывает. Возвращаясь от подруги Альбина приносила оптимизм и в свою семью. Подбадривала раскисшего мужа, играла с детьми.
То, что поначалу казалось невыполнимым на деле, было вполне решаемо.
И вот, к концу первого месяца работы, Альбина металась по залу не хуже Дины и с работой справлялась так же уверенно. В последних числах месяца кроме зарплаты приятным бонусом стала премия за перевыполнение плана.
Альбина заработала больше, чем её муж и была очень довольна. В выходной они встретились с Диной в кафе и немного посидели.
-Ну что, как я? Уже всему научилась? - весело спросила Альбина.
-Научиться-то научилась. Но ты не представляешь, что нас ждёт в ближайший месяц, - подмигнула Дина.
-А что такое случится в ближайший месяц?
-Это последний месяц перед Новым Годом. Товару привезут в два раза больше обычного. Придется побегать.
"Побегать" - это было еще мягко сказано, больше подходило выражение - "крутиться как белка в колесе". Склады ломились от товара и нужно было успеть и принять его и выложить на полки, расставить ценники. Альбина приходила на работу и не чувствовала под собой ног. За целый день присесть не удавалось ни разу. К концу рабочего дня хотелось упасть и не вставать. Покупатели ходили по залу толпами. Хоть это радовало, значит в конце месяца должна быть приличная премия.
Теперь в выходные дни Альбине было не до встреч с новой подругой. Нужно было успеть разгрести домашние дела, да и отдохнуть очень хотелось. К тому же, Дина и сама не приглашала сейчас Альбину. У неё очень неожиданно вернулся с вахты муж. Вернулся, не отработав и половину вахты. Компания, на которую он работал, обанкротилась. И муж Дины попросту оказался на улице. Дина приходила на работу мрачной, жаловалась Альбине на жизнь.
-Нет, ты представляешь, мужу совсем ничего не выплатили! Указали на дверь и всё. А у нас с ним, между прочим, ипотека и сын, который ждал, что на Новый год мы ему подарим новый телефон. Просто ума не приложу, как жить дальше.
-Ладно, не унывай, – подбадривала Дину Альбина. - Ещё совсем недавно я была почти что в твоём положении. А сейчас ничего, всё наладилось. И у вас наладится.
-Хотелось бы верить, - мрачно кивала Дина.
К Новому году она немножко повеселела. Но особо ничего Альбине не рассказывала, а та не хотела лезть с расспросами. Ещё Альбине было непонятно почему теперь Дина не дожидается её после работы и они не уходят домой вместе, как раньше. Может, обиделась на что-нибудь?
Новый год Альбина отметила со своей семьёй, в спокойной домашней обстановке. Она расслабилась, зная, что впереди предстоят напряжённые рабочие дни. Магазин готовился к ревизии. Её проводили по ночам, чтобы не закрывать супермаркет.
Ревизия - это хорошо. После неё будет выплачена заработная плата и премия. Альбина рассчитывала на хорошую премию. Под Новый год продажи значительно возросли. Однако всё получилось совсем не так, как ожидала женщина. При ревизии обнаружилась довольно внушительная недостача. Как раз в том отделе, за который отвечали Альбина, Дина и ещё несколько человек.
Причём недостача была по товарным позициям. Директор супермаркета был очень недоволен и лишил премии всех сотрудников магазина. В тот день Альбина шла домой очень расстроенная. У неё были большие планы на премию. Младшему ребёнку требовался новый зимний комбинезон, а ещё она хотела купить детям подарки.
Очень хотелось обсудить всё это с Диной, но подруга, как всегда в последнее время, ускользнула из магазина первой. Альбина вышла из торгового центра с кислым выражением лица. Прошла половину квартала и вдруг застыла на месте. Неожиданно ей вспомнился один момент. Тогда она также собиралась пойти домой вместе с Диной. В поисках подруги она начала обходить складское помещение и наткнулась на подругу, когда та убирала в набитую до отказа сумку пару бутылок дорогого коньяка.
-Вот, купила к Новому году. Теперь требуется больше продуктов. Я ведь единственная кормилица в семье, - усмехнулась Дина.
Это было нормально. Многие покупали товар в супермаркете после окончания рабочего дня. Но почему тогда Дина так занервничала? К тому же, этот дорогой коньяк.... Целой коробки именно этой позиции недосчитались при ревизии.
Альбина разволновалась от своего подозрения. Неужели это Дина ворует? Но она ведь не первый год работает в этом магазине. К тому же, всё не так просто. На выходе всех сотрудников проверяет охранник и на весь купленный товар, что выносит персонал, должен быть соответствующий чек.
Альбина покачала головой, устыдясь своих подозрений, и пошла дальше. У подруги и так дома "всё не слава Богу", а тут еще она подозревает её в чёрт знает чем. Конечно же, Дина не смогла бы так поступить. Она не стала бы подставлять весь персонал, зная, что за такое сотрудники могут лишиться премии.
Следующий рабочий месяц тянулся очень долго. Работы было не так много, да и народ особо не ходил. Все поистратились перед Новым годом, а теперь экономили. У продавцов появилось больше свободного времени и было когда поболтать. Альбина узнала, что у Дины дела по-прежнему не очень. Муж сидит дома в депрессии и новую работу не ищет.
-А у меня наоборот. Мой подработку нашёл, - похвасталась Альбина. - Так что, у нас всё наладилось. И у тебя наладится. Дай своему прийти в себя после увольнения.
-Ой, хотелось бы верить, - вздохнула Дина. - А то у меня уже ощущение, что он просто прилип к дивану.
-Нам надо с тобой развеяться, - предложили Альбина. - Пошли в выходной куда-нибудь сходим. Не предлагаю встречаться у тебя, раз уж твой муж дома, но в кафе-то мы сходить можем?
-Нет, не могу, - категорично покачала головой Дина. - Ты моего мужа не знаешь! Мало того, что он сейчас сам дома сидит, так еще и злится, если я куда выхожу в выходные дни. Не хочу лишний раз с ним ругаться.
-Ну понятно, - сникла Альбина. - Ладно, как что-то поменяется свистни.
Видимо, у Дины ничего не менялось и общаться с Альбиной, как раньше, она уже не стремилась. С работы они выходили не вместе.
Месяц прошёл, и пришло время новой ревизии. Персонал магазина провёл её вполне спокойно, не ожидая ничего плохого. Возможно, перед Новым Годом во всеобщем ажиотаже они и просмотрели магазинных воров, но сейчас-то народу было меньше. Все как на ладони. С ревизией должно быть нормально. И тут, как гром среди ясного неба - недостача, в два раза больше той, что была перед Новым Годом.
Директор рвал и метал. Он отдал приказ пересчитать еще раз. Перепроверка ничего не дала, недостача осталась прежней. Сотрудники магазина, предвидя санкции, начали коситься друг на друга.
Директор велел после закрытия собраться всем в складском помещении.
Продавцы стояли почти ровной шеренгой, словно провинившиеся школьники, а директор широким шагом ходил перед ними и говорил:
-Если в первый раз я еще мог недостачу списать на магазинах воров, которых вы прощелкали, то сейчас это точно не прокатит. Вор среди вас. Это однозначно! У магазина никогда не было такой недостачи. Само собой, на этот раз, я удержу её из ваших зарплат. В этом месяце вы не получите почти ничего, учитывая размер недостачи. А ещё будет проведена комплексная проверка. Мы вычислим вора, так или иначе. И он пойдёт по статье. Но я предлагаю решить проблему миром. Если сейчас кто-то из вас сознается, он отделается лишь увольнением. Увольнением по-собственному. Я жду.
Повисла напряжённая тишина. Сотрудники переглядывались друг с другом и молчали.
-Хорошо, пойдём другим путём, - выдохнул директор. - Может быть, кто-то что-то видел или подозревает. И не надо сейчас стыдиться и рассматривать это как стукачество. Этот вор обкрадывает вас. Первый раз украл вашу премию, сейчас основную заработную плату. Есть у кого-нибудь, что сказать?
И снова тишина, но на этот раз недолгая. Вперёд шагнула Дина, прокашлялась, слегка и выдала.
-Мне очень неприятно это говорить, - Дина снова покашляла, - в основном мы все работаем здесь очень долго. Все, кроме Альбины. Она сначала мне очень понравилась. Можно сказать, я даже с ней подружилась. А потом... Ой, я не хочу говорить, но вы сами заметили, что мы почти перестали с ней общаться. И еще задумайтесь о таком моменте - до Альбины недостач у нас не было.
Альбина стояла "ни живая, ни мертвая". Её ноги будто приросли к полу, а глаза отчаянно искали взгляд Дины. Дина старательно не смотрела в ее сторону. Горло Альбины пересохло, и лицо пошло красными пятнами. Особенно, когда все взгляды устремились на нее. Самым тяжелым был взгляд директора. Он смотрел жестко, из-под полуопущенных век. Смотрел, как на воровку!
Альбина, которая в жизни и конфетку не украла была готова упасть в обморок. Всё, что она могла сделать, это тоненько проблеять:
-Дин, ты чего? Ты ведь знаешь, что это неправда. Зачем ты так?
Дина по-прежнему не смотрела на Альбину, но на слова её отреагировала:
-Извини, что выдала тебя, но молчать я тоже не могу.
-Тааак... - протянул директор, подходя к Альбине и останавливаясь прямо перед ней. - Похоже, что вора мы вычислили.
-А вот и не вычислили, - раздался голос откуда-то сбоку.
Протиснувшись через сотрудников вперёд вышла Света, неприметная молодая девушка. Она мало с кем общалась и казалась нелюдимой. По крайней мере Альбину она отпугивала своей серьезностью.
-Мне лично кажется, что это ворует Дина, - смело заявила Света. - Я давно заметила, что она каждый день тащит из магазина огромные сумки и при этом старается выходить одна. Всегда проходит через одного и того же охранника - Виталика. И уж очень быстро Виталик проверяет у нее чеки. Такое количество товара нужно проверять намного дольше
-Ты на что намекаешь? - взвыла Дина. - Вобла ты сушеная.
-Давайте обойдемся без оскорблений, - угомонил Дину директор. - Попрошу всех разойтись, кроме Дины, и вызовите ко мне Виталия.
Выйдя со склада, Альбина расплакалась. Испытанный только что стресс вылился слезами. Она не могла до конца поверить в то, что это действительно произошло. В то, что Дина обвинила её в воровстве, воруя при этом сама. А то, что это делала именно Дина, у Альбины не было больше сомнений. Всё сложилось как пазл. Её поведение в последнее время и трудное материальное положение в семье. Но ведь ни у одной Дины такое материальное положение, а воровать в коллективе значит подставлять всех!
На следующий день на работу Альбина пришла в огромном напряжении. Чем закончился разговор директора с Диной? И как ей самой теперь общаться с той, которую считала своей подругой?
Но общаться ни с кем не пришлось. Дина и охранник Виталий были уволены.
Как рассказала Альбине нелюдимая Света, охранник недолго упирался. Как только директор припер его к стенке, сразу же все рассказал. План предложила Дина. Она выносит, он не проверяет. Позже делят украденное пополам.
Альбина удалила из своего телефона номер Дины и никогда больше с ней не встречалась. Всё случившееся стало для неё огромным уроком. Альбина больше не хотела заводить дружбы на работе. Ни с кем и никогда.