Владимир Путин заявил о начале масштабного проекта по созданию сети высокоскоростных железных дорог, которые соединят множество регионов России и не только. Проект, идея которого вынашивалась с советских времен, как никогда близок к реализации. Какие планы и наработки есть на текущий момент — разбираем в материале.
Объединение всей страны
В декабре 2023 года Путин выступил на Съезде железнодорожников в Москве и заявил о разворачивании колоссального железнодорожного проекта.
«В качестве первого шага такой маршрут должен кардинально сократить время в пути между двумя крупнейшими агломерациями нашей страны — Москвы и Санкт-Петербурга. Затем такие трассы должны соединить столицу с братской Белоруссией — с Минском, с Воронежем, с Нижним Новгородом, Казанью, Екатеринбургом, Ростовом-на-Дону, обеспечивать доступность курортов Черноморского побережья, большую, лучшую доступность для наших граждан», — цитирует президента РИА Новости.
Для новых, более современных, путей понадобится и улучшенная техника:
«Политика развития РЖД стимулирует ключевые инновационные секторы нашей экономики. Нужно и дальше, безусловно, нужно и дальше это делать. Осваивать новые виды техники, другой продукции», — отметил президент.
В свое время высокоскоростные магистрали (ВСМ) и поезда были голубой мечтой советских инженеров. Имелись даже прототипы таких поездов: от более классических до экстремальных с турбореактивными самолётными двигателями. Однако крушение СССР разрушило эти планы.
Ранее мы уже разбирали детально вопрос строительства сети высокоскоростных железных дорог и подчеркивали, что все упирается в экономическую целесообразность. Окупить ВСМ — задача нетривиальная, однако отсутствие таких быстрых маршрутов тоже создает серьезное препятствие для роста ВВП. И вот почему.
Зачем нужны ВСМ
Ответ прост: строительство новых путей позволит нарастить грузооборот между без ущерба для пассажирских перевозок. В 90-е, а теперь и в современной России в первую очередь рассматривалось строительство скоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Это одно из наиболее загруженных, а значит, перспективных с точки зрения окупаемости направлений.
Создание ВСМ позволит сократить время поездки, нарастить грузоперевозки и увеличить такт движения в пригородном сообщении.
«По Северо-Западу у нас на сегодняшний момент объем перевозки 145 млн (тонн), нам больше не проехать... В стратегии, утвержденной к 2030 году, цифра стоит в 220 млн тонн — то есть почти в два раза нужно увеличить. Соответственно, нам нужно строить новые пути. Решая эту триединую задачу, оптимумом как раз является ВСМ, которая даст возможность развиваться в том числе и грузоотправителям из регионов Урала, Сибири — тем, кто "едет" в порты Северо-Запада», — сказал глава РЖД Олег Белозеров («Интерфакс»).
Строительство ж/д дорог по этому и другим загруженным направлениям окупится с большой вероятностью с учетом потенциального роста экономики и населения в крупных регионах.
Развитие проектов
Тему создания ВСМ подняли в конце 60-х годов: разработали поезда, способные развивать скорость до 200 км/ч, запустили, но окончательно вопрос так и не решили. Реализовать задумку мешали проблемы с самим составом, а также необходимость строить дополнительные пути и давать дорогу более медленным поездам.
После выхода в 1991 году президентского указа о создании ВСМ Москва — СПб был разработан поезд «Сокол». Предполагалось, что он будет разгоняться до 250 км/ч, но на испытаниях это не подтвердилось. Вдобавок комиссия посчитала его недостаточно безопасным.
К настоящему моменту проект ВСМ приобрел реальные очертания. В июле прошлого года в РЖД раскрыли, что высокоскоростные поезда между Москвой и Петербургом будут делать 12 остановок, в том числе вблизи Великого Новгорода и Твери. Протяженность маршрута — 679 км, поездка займет 2 часа 15 минут. Предполагаемая скорость — не менее 300 км/ч.
Но для этого нужен новый поезд. Первый российский инновационный состав планируют создать к 2028 году.
«По срокам, я сейчас не буду вдаваться во все этапы разработки, я думаю, что для конечного потребителя важно, когда этот поезд уже будет доступен для пассажирских перевозок, и так как план у нас — это конец 2028 года», — заявил президент Siemens в РФ Александр Либеров («Интерфакс»).
Также сообщалось, что совместное предприятие «Синары» и Siemens «Уральские локомотивы» хочет построить производственный комплекс по выпуску инновационных высокоскоростных электропоездов.
Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA