Найти в Дзене
Проект SFERA Live

Показываем на пальцах: в РФ построят завод, ВСМ за 1,7 трлн рублей и начнут выпускать свои высокоскоростные поезда. Но есть ли в этом смысл?

Оглавление

Недавно стало известно, что 2024 году в Москве планируют начать строительство завода по производству высокоскоростных поездов. Как показывает опыт зарубежных стран, высокоскоростные поезда — удобный и недорогой транспорт. А сколько средств потребуется на этот проект и целесообразно ли в принципе создание такой инфраструктуры в России — об этом и не только расскажем далее.

Project SFERA Live — Подписывайтесь...
Project SFERA Live — Подписывайтесь...

Планы «Синары»

В конце августа 2023 года стало известно, что такие планы есть у холдинга «Синара — транспортные машины» (СТМ). Компания продолжает разрабатывать высокоскоростной поезд. Всего на этот проект потребуется около 1,7 трлн рублей. В интернете много комментариев на эту тему, начиная от «лучше до моего посёлка дорогу сделайте за несколько миллионов от этой суммы», до привычного «лучше бы пенсионерам раздали».

Рассмотрим экономическую целесообразность проекта. Посчитаем, имеет ли смысл вкладывать такие бешеные деньги в небольшой логистический маршрут? Кстати, в эти почти 2 трлн рублей входит и строительство новой магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Действительно, не перебор ли тут со сметой? И какой смысл строить за такие деньги ВСМ? 

Лучше меньше?

Традиционно такие вопросы рассматривают долго именно из-за экономической целесообразности. Этот фактор и сдерживал строительство магистрали. Хотя была ещё одна большая проблема —  отсутствие в стране специалистов с нужными компетенциями для создания такого поезда. Поэтому тогда, в 2006 году, было решено ограничиться чуть меньшими скоростями (например, «Сапсан» курсирует между Москвой и Петербургом на скорости около 200 км/ч), купить поезда у Франции, а параллельно перенимать опыт и развивать свои компетенции. Так и дошли до 2022 года, когда Франция отказалась поставлять поезда и разорвала даже существующие контракты, отказавшись передавать почти готовые составы.

Project SFERA Live
Project SFERA Live

Но России надо было двигаться дальше и считать ту самую экономическую целесообразность, которая делала просто бессмысленной развитие высокоскоростных магистралей. Ведь инфраструктура создаётся для людей, потому нужен пассажиропоток. И за прошлые годы он появился благодаря скоростному поезду между двумя столицами. По подсчетам специалистов, в 2023 году пассажиропоток между Москвой и СПб превысит 23 млн человек.

По словам заместителя генерального директора РЖД Сергея Кобзева, выступившего на совещании в Совете Федерации:

«В 2024 году будут завершены работы и введены в эксплуатацию выходы из Москвы и Санкт-Петербурга, они будут реализовываться за контуром проекта ВСМ в проекте развития транспортных узлов двух столиц. В конце 2025 года предусматривается запуск в эксплуатацию высокоскоростного участка до Твери».

 «23,3 млн пассажиров в год в 2030 году (третий полный год эксплуатации) по всем корреспонденциям магистрали», — говорится в отчете РЖД.

  

С этого момента и начинается самое интересное. 

Project SFERA Live
Project SFERA Live

Нужны ли партнеры

Компания «Синара» утверждает, что строительство завода окупится после производства 50 поездов. При этом каждый из них обойдётся в 2,4 млрд рублей. 

Сегодня стоимость билета на «Сапсан» от Москвы до Петербурга составляет 3425 рублей. При этих вводных, если 23,3 млн умножить на 3425 рублей, а потом 2 трлн рублей разделить на полученную сумму, то можно увидеть, что период окупаемости этой инфраструктуры составит 22 с небольшим года.

Однако это период окупаемости всего проекта, включая разработку поезда, выработку технологий строительства ВСМ. И при условии, что всё будет исключительно российским, пассажиропоток останется прежним (он, как вы понимаете, растёт из года в год), как и стоимость билета на уровне 3425 рублей (а не в 2 раза больше, тогда и окупаемость составит 11 лет).

Но тут тоже есть нюансы. По словам компании, если поезда производить с участием китайских партнеров, у которых 1,5 млрд жителей и вопрос окупаемости не стоит, то стоимость поездов уже будет 1,3 млрд, что почти в 2 раза дешевле.

Логично предположить, что если сотрудничать с китайцами и при создании магистрали, то можно сэкономить ещё как минимум сотню-другую миллиардов рублей и избежать возможных ошибок и «детских болезней» на таких, извините, недетских скоростях. Однако инфраструктура вполне окупаема в любом случае, а дальше — больше.

Project SFERA Live — Поставьте лайк...
Project SFERA Live — Поставьте лайк...

Будет ли господдержка

Холдинг «Синара» рассматривает в Москве несколько участков для строительства завода по производству высокоскоростных поездов, а начать работы рассчитывает уже в 2024 году. Об этом сообщил журналистам замгендиректора группы «Синара» Антон Зубихин.

«На данный момент нам было предложено со стороны правительства Москвы несколько вариантов размещения самого завода (по производству поездов для ВСМ), сейчас комиссионно анализируется решение, где правильно разместить завод», — сказал он в кулуарах международного железнодорожного салона техники и технологий «PRO//Движение.Экспо».

Он отметил, что компания планирует воспользоваться государственной поддержкой, в частности, привлечь средства со стороны Минпромторга России в виде кластерных инвестиционных платформ (КИП).

По его словам, проектирование завода начнется в 2023 году, а строительство — в 2024-м.

Инвестиции в проект составят «десятки миллиардов рублей», сказал Зубихин, отметив, что говорить об оценках преждевременно, потому что «Синара» обсуждает с РЖД контракт на серийную поставку поездов. 

«Мы приступили к выбору участка на территории Москвы и по результатам проектирования будет понятен объем инвестирования», —  пояснил он.
Project SFERA Live
Project SFERA Live

Прототип первого высокоскоростного электропоезда планируется выпустить и отправить на испытания в 2027 году. 

«В соответствии с параметрами проекта с целью запуска с 2028 года по 2032 год должны быть поставлены 50 восьмивагонных электропоездов. Но объем этой партии может быть до 75 поездов», — сказал Антон Зубихин, подчеркнув, что потребность в 50 поездов учитывает только проект ВСМ Москва — Петербург, после которого последуют другие маршруты ВСМ.

Планы по ВСМ в России

После реализации высокоскоростной магистрали Москва — Петербург необходимо строить ВСМ к Черноморскому и Азовскому побережьям, а также на восток. Об этом заявил вице-премьер России Марат Хуснуллин на Московском урбанистическом форуме.

«В первую очередь надо развивать направление Москва — Санкт-Петербург. Второе важнейшее направление — всё-таки идти на юг, чтобы люди могли на скоростном поезде приехать быстро к Черному морю или к Азовскому морю», — подчеркнул он.

В качестве третьего направления Хуснуллин назвал движение на восток —  в Нижний Новгород, Казань и далее. 

Project SFERA Live
Project SFERA Live

И еще раз об экономике проекта

А тут есть ещё один аргумент в пользу экономической целесообразности.

По прогнозам, население России к 2030 году составит около 180 млн человек, что неудивительно, учитывая беспрецедентные меры господдержки (маткапитал, пособия и др.).  Но приобретаемые компетенции тут, пожалуй, не поддаются подсчёту, они подчас оказываются неоценимы. И победы Трансмашхолдинга над европейскими производителями за рубежом тоже наталкивают на определённые мысли. 

Главный вопрос в этой истории всё же в другом. А имеет ли смысл вообще говорить об экономической целесообразности? Ведь речь идет о деньгах, которые вкладываются исключительно в российскую экономику, которые создают высокотехнологичный продукт. И последний ультимативный аргумент — это то, что объём грузоперевозок серьёзно ограничивается из-за использования на главном маршруте между Москвой и СПб «Сапсанов». А это ежегодные потери на фоне развития новых международных транспортных коридоров. И как итог: ВСМ нужна, и нужна была еще вчера. 

 ⛔Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и комментарием, если вам это нравится.

Читайте также:

Материал создан при поддержке проекта SFERA